Цель физического воспитания —
способствовать развитию физических и психических качеств школьников,
формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность.
Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих
задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым
относятся: воспитательные, образовательно-просветительские,
управленческо-организаторские, проектировочные,
административно-хозяйственные.
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.
Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.
Управленческо-организаторские функции
состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных
соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к
перспективному и текущему планированию мероприятий по физической
культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны
достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального
развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая
роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор
учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом
школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями
учеников.
Все это находит отражение в конспекте
урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о системе,
содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о
приемах для повышения активности учащихся на уроке.
Административно-хозяйственные функции
учителя физической культуры многообразны. Они направлены на материальное
обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт
спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство
пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и
многое другое.
Формы деятельности учителя физической культуры представлены на рис. 3.
По сравнению с учителями других
специальностей учитель физической культуры работает в специфических
условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы:
условия психической напряженности, условия физической нагрузки и
условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности:
шум от криков занимающихся (особенно на
занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и
высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки
ответственность за жизнь и здоровье
учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой
степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
необходимость показывать физические упражнения;
осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
Рис. 3. Формы деятельности учителя физической культуры (по Е.П.Ильину)
Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач.
Решение педагогической задачи проходит
через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о
возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая
оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для
имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого
решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при
необходимости, и корректировка, после получения результатов —
ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с
планируемым.
Чтобы сформировать умение учителя
физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке,
рекомендуется использовать специально разработанную систему
самостоятельного психологического анализа урока. Эта система
соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающего и
воспитывающего обучения и условно делится на три направления:
1) воспитательное: развитие личности ученика, формирование его нравственности, мировоззрения;
2) методическое: разбор урока
(обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню
подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и
индивидуальным особенностям);
3) проблемное, излагающее современный
взгляд на урок, т. е. на совместную деятельность в группе с двумя
адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития
речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей,
индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является
инструментом совершенствования собственных педагогических умений,
личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной
деятельности, самосознания).
Психологический анализ урока имеет свои
этапы, которые соответствуют формам деятельности учителя при проведении
уроков: подготовка к уроку, непосредственное проведение урока,
аналитический разбор и оценка проведенного урока самим учителем.
Психологический анализ урока начинается с
предваряющего этапа, который включает в себя составление плана
предстоящего урока. При этом учитываются: содержание учебного материала,
цель и задачи, методы и средства обучения, уровень профессиональной
подготовленности и уровень развития индивидуальных психологических и
личностных качеств учителя, Возрастные и индивидуальные психологические
особенности школьников, уровень их умственного развития, особенности
эмоциональной и волевой сфер, склонности и интересы учеников, их
отношение к учебной деятельности, физическим упражнениям и к конкретному
учителю, способности учащихся к усвоению учебного материала. Кроме
того, важно учитывать наличие необходимого спортивного оборудования,
инвентаря, степень пригодности мест, планируемых для проведения уроков
физической культуры.
Текущий этап психологического анализа
урока проводится непосредственно в условиях педагогической ситуации, при
реализации плана урока. Учителю следует уметь одновременно: видеть
уровень готовности учеников к уроку, наблюдать за дисциплиной в течение
всего урока, замечать психофизическое состояние школьников, правильно
воспринимать реакцию воспитанников на свои вопросы, замечания,
распоряжения, приказы и просьбы; внимательно слушать и понимать ответы
учеников, их вопросы; постоянно держать в поле зрения всю группу
занимающихся; организовать наблюдение учеников как за учебным
материалом, так и за действиями их товарищей; воспринимать реакцию детей
на собственные объяснения; определять темп работы класса в целом,
затруднения, глубину усвоения учебного материала, типичные ошибки;
учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп учеников
(разделяя их на сильных, средних и слабых) и существующие особенности в
своей работе, а также особенности отдельных учеников; замечать
своеобразные черты в поведении, речи, склонностях, способностях,
интересах и продвижении в развитии отдельных детей; наблюдать за своим
поведением и речью, соблюдать взаимосвязь деятельности школьников и
собственной деятельности.
Основанный на информации, полученной в
ходе проектирования урока, ретроспективный этап состоит из практической
его реализации. Его содержание — сравнительный анализ, включающий в себя
оценку правильности задач, методов и средств, выбранных для объяснений и
обоснований теоретических высказываний и проведенных на уроке
практических действий. Учитель должен выявить достоинства и недостатки
проведенного урока и наметить пути для устранения его слабых сторон.
Психологический анализ урока следует
считать неотъемлемой частью педагогической деятельности учителя
физической культуры, который проводит его, опираясь на свои
проективно-перцептивно-рефлексивные способности и аналитические
проектировочные и рефлексивные умения. Такой анализ служит основным
механизмом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития педагога. |