Воскресенье, 14.07.2024, 04:37
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школь­ников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различ­ные функциональные отклонения, 35—40% — хронические забо­левания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреж­дениях (государственных и негосударственных, городских и сель­ских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявля­ются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосуди­стой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут счи­таться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных уч­реждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нару­шений органов зрения, в три раза — патология органов пищева­рения, в пять раз — нарушение осанки, в четыре раза — нервно-психических расстройств.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в раз­витии опорно-двигательного аппарата; у 25—30% — в сердечно­сосудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию сред­ней школы в 1987 г. составляло 20-25%, в 1994 г. - 10-15%.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем про­должает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

В первый год обучения часто появляются функциональные от­клонения в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 17,1 до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходе к новым условиям обучения во II классе повы­шается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по бо­лезни, на одного ребенка возрастает с 3,05 в I классе до 7,06 во II). По мере привыкания к школьной жизни в IV классе здоровье детей несколько улучшается (уровень заболеваемости стабилизи­руется на уровне 3,67 дня на одного ребенка). При переходе к предметному обучению в 10—11 лет вновь учащаются отклонения в состоянии здоровья. Неадекватные эмоционально-стрессовые ре­акции, препубертатная перестройка организма приводят к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5 % учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня, пропущенных по болезни, на одного ребенка). Нарушения в состоянии здоровья в дальней­шем не только не компенсируются, а, напротив, усугубляются, достигая максимальных значений к VIII классу (7,08 дня на одно­го ребенка). В структуре заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.

В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения. В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков (1978) дети с функциональными отклонениями относятся ко 2-й группе здоровья. В структуре функциональных отклонений на первом месте эндокринно-обменные расстройства; затем идут нарушения сер­дечно-сосудистой системы, в том числе нейроциркуляторная дистония; функциональные отклонения костно-мышечной системы; расстройства нервной системы и нарушения зрения.

С 1985 по 1997 г. на 2,5—4 кг снизился среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10—12% возросло число подростков с дефицитом массы тела и астеническим тело­сложением, на 0,5—1,5 см уменьшилась длина тела и на 4,5—8,5 см — окружность грудной клетки. Если в 1991 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5% девушек этого возраста, то к концу 1997 г. у 18,8 и 19,7% соответственно. На 2,7—4,9 кг снизились и силовые возможности подростков (по по­казателям кистевой динамометрии).

Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассив­ного отдыха — причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости.

Вызывают тревогу «подростки, часто и длительно болеющие», в частности простудными заболеваниями: более 4—6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквознякам и др.).

За последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60 % от общего числа учащихся общеоб­разовательных школ.

Наиболее часты у школьников морфофункциональные рас­стройства — 38—45%, хронические заболевания — 45—61%, на­рушения физического и психического развития, острая заболева­емость (преимущественно простудного характера). Общий уровень заболеваемости школьников (данные по обращаемости) состав­ляет от 3 —4 тыс. случаев, в том числе частота простудных заболе­ваний - 780-950 на 1000 обследованных.

За последнее десятилетие существенно изменилась структура заболеваемости (табл. 1).

Таблица 1

Уровень и структура заболеваемости (по обращаемости) подростков 14-15 лет

(по А.А. Баранову, 1999)

Классы болезней

Число заболевании на 100 детей

Структура заболеваемости,

%

Инфекции и паразитарные болезни

18,1

10,2

Болезни нервной системы и органов чувств

20,0

 

9,6

11,4

 

5,4

Болезни органов кровообращения

Болезни органов дыхания

30,5

17,3

Болезни органов пищеварения

30,5

17,3

Заболевания мочеполовых органов

14,4

8,1

Болезни кожи и подкожной клетчатки

26,6

15,1

Болезни костно-мышечной системы

14,4

8,1

Врожденные аномалии и пороки развития

6,7

3,8

 

Как видно из таблицы 1, первое место в структуре заболевае­мости школьников занимают болезни органов дыхания, пищева­рения и кожи и подкожной клетчатки. Из всех учитываемых забо­леваний и патологических состояний у детей в 90-е годы XX в. в наибольшей степени возросло число заболеваний эндокринной системы, нарушений питания и расстройств с вовлечением им­мунных механизмов. Далее следуют болезни костно-мышечной си­стемы и соединительной ткани; анемии, заболевания системы кро­вообращения; болезни и функциональные расстройства органов пищеварения, патология мочевой системы, болезни аллергичес­кой природы.

В последнее время резко ухудшилось состояние здоровья детей. Число здоровых сократилось с 15—16 до 6—4%, а первоклассни­ков, имеющих морфологические и функциональные нарушения, — с 40,3 до 23,6 %. Соответственно увеличилась доля детей с хроничес­кими болезнями — с 44,6 до 70 %. Среди детей младшего школьного возраста у 19,5% выявлены отклонения в физическом развитии, в том числе обусловленные дефицитом массы тела — 14,5%. Кроме того, у 2,3 % детей отмечена общая задержка физического развития.

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно отчетливо прослеживается у учащихся общеобразова­тельных учреждений нового вида. Углубленное изучение предме­тов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значи­тельное психоэмоциональное напряжение, в то время как про­должительность сна, объем двигательной активности и время пре­бывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комп­лексе снижает общую неспецифическую резистентность растуще­го организма, приводит к формированию различных функцио­нальных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хро­нические заболевания.

Причины высокого уровня функциональных нарушений физио­логических функций и систем организма у школьников следует искать прежде всего в возрастно-половых особенностях реактивнос­ти растущего организма, в образе жизни, степени двигательной актив­ности, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками.

Категория: ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА | Добавил: uchitel (18.11.2013)
Просмотров: 864 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru