Четверг, 02.05.2024, 17:10
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определе­ние оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции орга­низма спортсмена на дозированную физическую нагрузку.

Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок счи­тается такая нагрузка, которая еще не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.

Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической куль­турой — соответствие мощности и объема выполняемых физичес­ких нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма.

Прежде всего учитываются половые и возрастные функцио­нальные возможности и особенности школьников, в частности характер возрастного развития ведущих адаптивных систем орга­низма и отдельных физических качеств, их сенситивные периоды.

Основные особенности возрастного развития физических качеств школьников. Уровень развития основных физических качеств у маль­чиков от 8 до 17 лет постоянно повышается, а у девочек происхо­дит неравномерно, бывают периоды задержки темпа развития и даже их снижения (табл. 51, 52).

Половые различия физиологической адаптации школьников к фи­зическим нагрузкам. Девочки по сравнению со сверстниками-маль­чиками имеют ряд функциональных особенностей, сводящихся к меньшей физической работоспособности вследствие более низ­кого уровня развития аэробных и анаэробных механизмов энерго­продукции.

У девочек значительно хуже развиты функциональные систе­мы аэробного энергообеспечения. При физической нагрузке уме­ренной и большой мощности у них это проявляется в меньших величинах МПК и физической работоспособности (PWC170). На всех возрастных этапах развития в обеспечении мышечной энер­гетики у девочек сохраняется более высокая роль окислительных процессов. В этом смысле «женский» тип энергообеспечения ближе к «детскому». Это одна из биологических основ известной большей в сравнении со сверстниками-мужчинами физической выносливо­сти женщин именно при умеренных физических нагрузках.

Таблица 51

Периоды наибольшего прироста физических качеств у школьников 10-17 лет

Физическое качество

Возраст, лет

Девочки

Мальчики

Сила

10-14, 15-16

13-16

Быстрота

10-13, 15-16

11-14, 15-16

Скоростно-силовые качества

10-13, 15-16

11-16

Выносливость

15-16

15-17

 

Вместе с тем известно тормозящее влияние больших физиче­ских нагрузок на иммунореактивность организма девочек. Умерен­ная же дозированная мышечная деятельность девочек на уроке физкультуры, по объему и интенсивности соответствующая их возрастным функциональным возможностям, резко повышает уровень их умственной работоспособности.

Причем при всех прочих условиях величина сдвигов умствен­ной работоспособности у девочек после уроков физической куль­туры, соответствующих их функциональным возможностям, выше, чем у мальчиков. Это указывает на большее оздоровительное зна­чение оптимально организованной двигательной активности для девочек, чем для их сверстников — мальчиков.

Как известно, у школьников всех возрастных групп реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на пробегание дис­танций с различной скоростью имеют четкие половые различия. Например, если после бега на дистанции и у мальчиков, и у дево­чек примерно одинаковое увеличение ЧСС — до 200—240 уд/мин, то длительность восстановительного процесса (по частоте пуль­са) у девочек значительно больше. Например, к 10-й мин восста­новительного периода у девочек ЧСС была на 10—20 ударов боль­ше. Сдвиги максимального и минимального артериального давле­ния в ответ на физическую нагрузку у девочек всех возрастных групп также выражены в большей степени.

Коэффициент использования кислорода у них также на 15% ниже. Наибольшие различия в величине указанного показателя наблюдаются в 15 лет.

Таблица 52

Снижение темпов развития физических качеств у девочек 8-17 лет по сравнению с мальчиками этого же возраста

Возраст, лет

Разница, %

Показатели силы

8-10, 14

20

11-13

10-15

15-17

34-39

Показатели скоростно-силовых качеств

8-12

8

13-14

10-15

15-17

22-24

Показатели скорости

8-10, 13

5-6

11-12

2

14-16

10

17

15

Показатели выносливости

12-13

6-9

14-16

15

17

21

 

Изменение ЧСС при задержке дыхания на выдохе по сравне­нию с покоем имеет четкую корреляционную взаимосвязь с показателями физической подготовленности детей. ЧСС по-разному изменяется в ответ на такую функциональную нагрузку у мальчи­ков и девочек. Например, учащение пульса при задержке дыхания у девочек сочетается с хорошими показателями физической под­готовленности, а у мальчиков наоборот. Это указывает на разные механизмы адаптации к недостатку кислорода, т.е. на регуляцию сердечно-легочных взаимосвязей. Доказано, что у женщин слабее сердечно-легочные взаимосвязи, их сердечные центры менее чув­ствительны к влияниям легочных центров. Таким образом, орга­низация и методика физического воспитания школьников, набор средств и методов физического воспитания, объем и интенсивность физических нагрузок детей и подростков должны соответ­ствовать не только возрастным, но и половым функциональным возможностям школьников.

Категория: ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА | Добавил: uchitel (18.11.2013)
Просмотров: 838 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru