Пятница, 03.05.2024, 00:53
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Гигиеническое нормирование двигательной активности школьников

Двигательной активностью в гигиене называют сумму движе­ний, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двига­тельная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:

в процессе физического воспитания и во время обучения;

в процессе общественно полезной трудовой деятельности;

в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают опре­деленный уровень суточной двигательной активности школьни­ков разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функцио­нальные изменения организма. Комплекс таких изменений от­носится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механиз­мов саморегуляции физиологических функций; снижение функ­циональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных фун­кций.

Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение ко­личества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями про­фессиональной деятельности.

Основные причины гипокинезии у школьников:

• ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

• отсутствие систематических и достаточных занятий физиче­скими упражнениями;

• хронические заболевания и дефекты развития, ограничива­ющие двигательную активность.

У школьников 6-8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9—12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников.

Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин — ранняя спортив­ная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфи­ческий комплекс функциональных нарушений и изменений со­

стояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико-адреналовой системы и снижение общего неспецифического им­мунитета организма.

Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свобод­ного времени школьником.

Одно из условий формирования здоровья конкретного школь­ника — привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенически рацио­нальных соотношениях. Привычной считается такая двигатель­ная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жиз­недеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. В повсед­невной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся раз­личными изменениями положения его тела в пространстве.

На эти двигательные акты школьник затрачивает определен­ные физические усилия, сопровождающиеся постоянными мы­шечными сокращениями различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах химическая энер­гия преобразуется в механическую работу.

В связи с этим самым информативным и точным методом ги­гиенической оценки как количественной, так и качественной дви­гательной активности служит определение величин энергетичес­ких трат. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогос­тоящ — метод непрямой калориметрии, т. е. определение количе­ства потребляемого организмом кислорода.

В гигиенической практике чаще применяется расчетный способ определения величин энергетических затрат. Для этого изучаются такие показатели, как:

продолжительность по времени (в минутах, часах или в про­центах по отношению к продолжительности суток) двигательно­го компонента в суточном бюджете времени;

число перемещений тела в пространстве (локомоций) за еди­ницу времени;

сумма движений (локомоций), выраженная в величине прой­денного за сутки расстояния (в км).

Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной ак­тивности школьников. При этом не требуется использование спе­циального дорогостоящего оборудования.

В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы непре­рывной регистрации ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной величины двигатель­ной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используется для изучения и оценки суточного режима школьни­ков, а не самой двигательной активности.

Методика хронометража основана на регистрации деятельно­сти конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены, по­этому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными са­монаблюдения школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.

Шагометрия — это подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора — анкерное устройство — приводит в движение счет­чик, соединенный с циферблатом прибора.

Все гигиенические нормативы двигательной активности школь­ников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедея­тельности, т.е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжи­тельные интервалы наблюдений — неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.

Категория: ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА | Добавил: uchitel (18.11.2013)
Просмотров: 1173 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru