Двигательной
активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в
процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно
делится на три части, выполняемая:
в процессе физического воспитания и во время обучения;
в процессе общественно полезной трудовой деятельности;
в свободное время.
Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный
уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых
групп.
Влияние двигательной активности на здоровье школьников.
Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует
тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные
морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений
относится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими
признаками гипокинезии служат нарушение механизмов саморегуляции
физиологических функций; снижение функциональных возможностей организма; нарушение
деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных функций.
Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение количества
и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное
образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.
Основные причины гипокинезии у школьников:
• ограничения двигательной активности, связанные с
режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
• отсутствие систематических и достаточных занятий физическими
упражнениями;
• хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие
двигательную активность.
У школьников 6-8 лет гипокинезия наблюдается у каждого
второго, среди 9—12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только
25 % старшеклассников.
Чрезмерная двигательная активность обозначается термином
«гиперкинезия». Одна из ее основных причин — ранняя спортивная специализация
детей. Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных
нарушений и изменений со
стояния здоровья: центральной нервной системы и
нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение
симпатико-адреналовой системы и снижение общего неспецифического иммунитета
организма.
Оздоровительный эффект суточной двигательной активности
школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. от организации
не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а
также организации свободного времени школьником.
Одно из условий формирования здоровья конкретного школьника
— привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые
различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных
гигиенически рациональных соотношениях. Привычной считается такая двигательная
активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.
Методы изучения и оценки двигательной активности. В
повседневной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает,
т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия,
так же сопровождающиеся различными изменениями положения его тела в
пространстве.
На эти двигательные акты школьник затрачивает определенные
физические усилия, сопровождающиеся постоянными мышечными сокращениями
различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах
химическая энергия преобразуется в механическую работу.
В связи с этим самым информативным и точным методом гигиенической
оценки как количественной, так и качественной двигательной активности служит
определение величин энергетических трат. Наиболее точен, но одновременно и
наиболее дорогостоящ — метод непрямой калориметрии, т. е. определение количества
потребляемого организмом кислорода.
В гигиенической практике чаще применяется расчетный
способ определения величин энергетических затрат. Для этого изучаются такие
показатели, как:
продолжительность по времени (в минутах, часах или в процентах
по отношению к продолжительности суток) двигательного компонента в суточном
бюджете времени;
число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу
времени;
сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденного
за сутки расстояния (в км).
Эти показатели позволяют получить достаточно объективную
и надежную информацию о характере и объеме двигательной активности школьников.
При этом не требуется использование специального дорогостоящего оборудования.
В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию
двигательной активности, широко используются методы непрерывной регистрации
ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной
величины двигательной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.
Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж
используется для изучения и оценки суточного режима школьников, а не самой
двигательной активности.
Методика хронометража основана на регистрации деятельности
конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение
суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном
коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены,
поэтому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными самонаблюдения
школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.
Шагометрия — это подсчет локомоций школьника с помощью
специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных
типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора — анкерное устройство
— приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом прибора.
Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников
рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедеятельности, т.е. на 24 ч.
Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников
избираются более продолжительные интервалы наблюдений — неделя, месяц, учебная
четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки
различных вариантов двигательной активности школьников.
|