Основные гигиенические принципы построения учебно-тренировочного
процесса:
• систематическое проведение тренировочных занятий и
повторное выполнение физических упражнений;
• постепенное увеличение физической нагрузки;
• чередование работы и отдыха;
• разносторонняя физическая подготовка.
Систематическое многократное повторение мышечной работы с
постепенно возрастающей нагрузкой позволяет нервной, дыхательной,
сердечно-сосудистой и мышечной системам приспособиться к выполнению работы и
повысить работоспособность организма в целом. Нарушение этого правила
(например, применение значительных физических нагрузок на начальном этапе
спортивной тренировки) может привести к переутомлению, стать причиной
перетренированности и травм. После вынужденных перерывов в тренировке
возобновлять занятия следует с более легкой, чем перед перерывом, нагрузки.
Рациональное чередование тренировки и отдыха обеспечивает
необходимое восстановление функционального состояния организма спортсмена и
предупреждает возникновение переутомления. При этом повышаются спортивная
работоспособность и выносливость. Эти условия важно соблюдать на протяжении
всего цикла тренировки. После соревнований, каждого тренировочного занятия и в
процессе занятия необходим достаточный отдых. Отдых между тренировочными
занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать
закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предшествующих тренировках.
Разносторонняя физическая подготовка способствует всестороннему
гармоничному физическому развитию, улучшению функционального состояния органов
и систем и в сочетании со специализацией в избранном виде спорта дает наиболее
выраженный оздоровительный и спортивный эффект.
Общая физическая подготовка и использование при специализации
в качестве вспомогательных средств элементов других видов спорта повышают
возможность выполнения более интенсивных и длительных физических нагрузок,
способствуют лучшей координации движений, оказывают более широкое оздоровительное
воздействие и помогают достижению успеха в избранном виде спорта.
Круглогодичный план тренировки с делением на подготовительный,
соревновательный и переходный периоды должен предусматривать в каждом из них
некоторые особенности в гигиеническом обеспечении тренирующихся спортсменов.
В подготовительный период тренировки независимо от времени
его начала, обусловленного видом спорта, основное место должна занимать общая
физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и
выносливости, улучшение координации движений, воспитание воли и других качеств.
Для этой цели используют гимнастику в виде ежедневной 15-минутной утренней
зарядки, а также имеющие большое оздоровительное значение ходьбу и кроссы. Они
оказывают благоприятное влияние на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую
системы, связочно-суставной и мышечный аппараты нижних конечностей и общую
выносливость организма.
Вначале выбираются небольшие дистанции (5—10 км) и сравнительно
медленный темп их преодоления, затем длина дистанции и скорость ходьбы
постепенно возрастают, включаются пробежки, также с постепенным увеличением их
длительности и интенсивности. Каждая тренировка должна начинаться с медленной
ходьбы и постепенно переходить к намеченному темпу. В зависимости от сезона в
целях закаливания используют природные факторы.
Параллельно с ОФП спортсмены постепенно овладевают техникой
избранного вида спорта и совершенствуются в ней. На этапе специализации, а
также общей подготовки особое внимание необходимо обращать на предупреждение
переутомления и спортивных травм, которые возможны при недостаточной тренированности
и отсутствии у спортсменов-новичков опыта работы. В режиме дня надо отводить
больше времени на отдых, знакомить новичков с правилами личной гигиены и
закаливания, разъяснять роль рационального питания.
В соревновательном периоде значительная часть времени
отводится на спортивную тренировку, и совместить ее с мероприятиями общего
оздоровительного характера гораздо труднее, чем в подготовительный период.
Основное гигиенические значение здесь имеет рациональное планирование
тренировочных занятий и соревнований: необходимый отдых, выполнение физических
нагрузок в пределах функциональных возможностей, наиболее рациональное
сочетание тренировки и отдыха. В результате, как правило, проявляется
оздоровительный эффект занятий спортом. При этих условиях повышаются
работоспособность, выносливость и спортивные результаты.
Постепенное увеличение физической нагрузки и чередование
работы с отдыхом полностью сохраняют свое значение и в соревновательном
периоде.
В переходный период, завершающий годовой тренировочный
цикл, основная гигиеническая задача — постепенный переход от напряженной работы
к относительному мышечному бездействию. Резкое прекращение спортивных занятий
может вызвать ряд неблагоприятных явлений, главным образом со стороны нервной
и сердечно-сосудистой систем (головные боли, сердцебиение, слабость, ухудшение
общего самочувствия, сна, снижение работоспособности). Поэтому после
соревновательного периода надо продолжать занятия спортом, постепенно снижая
общую нагрузку, вплоть до перехода к режиму активного отдыха. Рекомендуются
утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), прогулки, туристические походы;
зимой — прогулки на лыжах, катание на коньках; процедуры закаливания и т.д.
|