Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность.
Принцип
непрерывности и преемственности должен соблюдаться на протяжении всей
жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят
бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается
повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигательной
активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выполнил необходимый
объем двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток
трудно и даже невозможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть
определенные критические (сенситивные) периоды, в которые соответствующая
функция развивается особенно быстро.
Соматотип человека формируется в возрасте 6—7 лет;
быстрота — в 8—10 лет, так как именно в этом возрасте развиваются морфологические
субстраты нервной и мышечной систем, обеспечивающие быстроту, координацию
мышечных движений. Общая выносливость развивается преимущественно в 10—14 лет,
что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца,
увеличением вентиляционной и диффузной функции легких; мышечная сила в 13—16
лет, когда быстро увеличивается мышечная масса тела.
Интересные данные получены в последнее время в наблюдениях
за детьми 4—5-месячного возраста, которых обучают плаванию. Оказывается, в
грудном и раннем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным потенциалом
физического развития, который прежде практически не использовался, так как
возможности применения физических упражнений в этом возрасте очень ограничены.
Плавание оказалось для этого возраста самым эффективным средством физического
воспитания, стимулирующим развитие мышечной (не нагружаются слаборазвитые скелет
и позвоночник), сердечной, легочной и нервной систем. Кроме того, плавание
оказывает закаливающее и гигиеническое действие на кожу. Дети, занимающиеся
плаванием с грудного возраста, к 7—8 годам лучше физически развиты.
Таким образом, физическое воспитание должно быть непрерывным
и строиться только на основе учета сенситивных периодов отдельных функций
организма ребенка. С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти
периоды ребенок не испытывал недостатка в движениях, в которых развиваются
быстрота, выносливость, сила. Физическое воспитание школьников, их занятия
физическими упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными.
Отсутствие целенаправленной двигательной активности даже в относительно
короткий период времени оказывает отрицательное влияние на физическое развитие
и физическую подготовленность человека: замедляется и даже нарушается
возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные
двигательные навыки и умения.
Принцип
комплексности. Под комплексностью понимается одновременное применение в
процессе физического воспитания различных средств физической культуры,
направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из средств
оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека.
Принцип
адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств
и методов физического воспитания школьников разных поло-возрастных групп,
которые бы соответствовали их возрастным функциональным возможностям и индивидуальным
способностям. Под функциональными возможностями той или иной систем организма
понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и
максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагрузками.
Каждому возрастному этапу свойствен определенный уровень биологической
потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для
каждого человека устанавливаются в соответствии с его возрастными, половыми
функциональными особенностями и возможностями, состоянием здоровья, условиями
жизни.
|