Двигательная активность является важнейшим компонентом
образа жизни и поведения школьников, она определяется как
социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и
организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими
особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными
особенностями и возможностями школьников.
Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать
биологической потребности организма в движениях и существующим
возрастно-половым гигиеническим нормам (гармоническое физическое развитие,
повышение функционального состояния ведущих адаптивных систем организма,
сохранение и укрепление здоровья).
Основные факторы,
формирующие привычную двигательную активность школьников. Все факторы,
определяющие тот или иной уровень привычной двигательной активности школьников,
условно делятся на три группы: биологические, социальные и гигиенические.
Биологические
факторы. Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма
человека в движениях, — возраст и пол.
Среднесуточная активность школьников, выраженная числом
локомоций и объемом физической работы, выполненной при ходьбе, с возрастом
увеличивается. Например, если мальчики 8—9 лет при свободном режиме делают за
сутки 21 ±0,6 тыс. шагов, а в 10— 11 лет - 24±0,5, то в 14—15 лет уже 28,7±0,3
тыс. шагов. Объем работы при ходьбе у мальчиков 8—9 лет равен 560 кДж/сут, а в
14—15 лет — 1470 кДж/сут, т.е. он увеличивается почти в 3 раза.
Уровень двигательной активности девочек 8—9 лет практически
такой же, как и мальчиков. Однако с возрастом различия приобретают существенный
характер. Например, у девочек 14— 15 лет среднесуточное число шагов меньше на
4,9 тыс., а объем выполненной работы — на 217 кДж.
С возрастом увеличиваются энергетические потребности
школьников. У мальчиков 9 и 10 лет они не отличаются и составляют 9000
кДж/сут, а у девочек — отличаются и составляют соответственно 4940 и 8900
кДж/сут. В период так называемого пубертатного скачка показатели основного
обмена и среднесуточные величины энергозатрат чрезвычайно изменчивы. У мальчиков
они прогрессивно увеличиваются с возрастом (особенно в пубертатном периоде),
тогда как у девочек они достигают максимума в 11 лет и в дальнейшем
практически не меняются или даже несколько снижаются.
Возрастные изменения количественных показателей суточной
двигательной активности обусловлены генетическим кодом и являются
биологической особенностью растущего организма.
Другой биологический фактор, формирующий привычную двигательную
активность, — постоянство внутренней среды организма.
Уровень суточной двигательной активности, способствующей
нормальному росту, биологическому развитию и сохранению и укреплению здоровья,
считается физиологической нормой и применяется в качестве гигиенического
критерия для оптимизации организации физического воспитания школьников разных
возрастно-половых групп.
Социальные факторы
влияют на величину привычной двигательной активности школьников: образ жизни,
организация учебно-воспитательного процесса, физическое воспитание.
У школьников, не занимающихся спортом или другими дополнительными
формами физического воспитания, наименьшая двигательная активность. Особенно
резко она снижается у первоклассников. У них на 30—40% число локомоций меньше,
чем у сверстников, не посещающих школу. Уровень суточной двигательной активности
снижается у старшеклассников во время выпускных экзаменов в школе, а у
выпускников школ — при подготовке к вступительным экзаменам в вуз.
Формированию устойчивой положительной мотивации школьников
к активной двигательной деятельности способствует в первую очередь образ жизни
семьи, ее двигательный режим. В подростковом возрасте одним из важнейших
социальных факторов, формирующих привычную двигательную активность, становятся
массовые физкультурно-спортивные мероприятия и создание благоприятных условий
для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта с учетом
интересов самих школьников. Установка на регулярные занятия физической
культурой — обязательное условие формирования и поддержания здорового образа
жизни.
Гигиенические
факторы. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную
двигательную активность школьников, относятся:
благоприятные
гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование
труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых
средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей
среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни
семьи);
неблагоприятные
гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня;
отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие
вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе).
Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических
факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к
формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска
различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению
различных хронических заболеваний.
Основные
гигиенические принципы оптимизации двигательной активности школьников.
Гигиенически оптимальная двигательная активность школьников может быть
достигнута при соблюдении двух основополагающих принципов:
1) целенаправленной коррекции суммарной суточной
двигательной активности средствами физического воспитания в пределах
гигиенических возрастно-половых норм;
2) использования такой гигиенически обоснованной модели
процесса физического воспитания, которая бы в наибольшей мере соответствовала
возрастным, половым и индивидуальным функциональным особенностям и
возможностям школьников.
Реализовать эти гигиенические принципы можно, используя
комплексную модель физического воспитания школьников, содержащую разные
средства, формы и методы физического воспитания (утреннюю гигиеническую
гимнастику, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, динамический час,
внеклассные и внешкольные формы массовой физкультурно-оздоровительной работы,
урок физической культуры).
|