Пожалуй, не будет преувеличением утверждение о том, что
самое первое с чем сталкивается человек,
начиная уже с момента своего рождения, а затем сопутствует ему на
протяжении почти всей его жизни, это необходимость освоения и совершенствования
всевозможных движений и двигательных
действий. Успешное владение движениями
необходимо практически в любой сфере бытия. Поэтому освоение новых и
совершенствование ранее освоенных двигательных действий продолжается всё то
время пока человек прогрессирует в какой-либо сфере деятельности.
Особенно важное значение процесса освоения движений в
детском возрасте связано с тем, что оно расширяет возможности активного
освоения и познания окружающего мира, способствует более эффективному развитию
всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания,
мышления, интеллекта человека. Такое позитивное воздействие двигательной
активности на психику человека обусловлено тем, что именно освоение движений с
целью более успешного решения двигательных задач, более эффективного удовлетворения природной потребности в движении, были
ведущим началом в развитии мозга и его функций почти на всём протяжении многовековой
эволюции
На начальных
этапах накопления жизненного
опыта освоение двигательных действий предполагает решение следующих наиболее общих задач:
обеспечение, так
называемой, "начальной школы движений”, то есть научиться управлять
относительно простыми движениями, создавая тем самым исходную базу для
осуществления более сложных и совершенных форм двигательной деятельности;
освоение действий,
которые могут быть использованы в качестве "подводящих” упражнений при освоении
сложнокоординированных видов деятельности или как средства избирательного
целенаправленного воздействия при развитии физических качеств;
сформировать и довести
до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки,
необходимые в повседневной жизни, в трудовой, физкультурно-спортивной и других
сферах деятельности.
На более поздних этапах жизнедеятельности процесс
освоения и совершенствования движений способствует повышению эффективности профессиональной,
повседневной бытовой, и физкультурно-спортивной видов деятельности, расширению
средств воздействия на собственный организм с целью оптимизации его состояния и
формирования достойного и здорового образа жизни(ЗОЖ).
Все эти факты свидетельствуют об исключительной важности
знаний и умений по освоению и совершенствованию двигательных действий в
процессе жизнедеятельности каждого человека.
Однако этот процесс может быть эффективным только тогда, когда опирается на знание основных
закономерностей управления движениями и осуществляется в соответствии с
основными положениями теории обучения двигательным действиям. Для того, чтобы
лучше понимать эти закономерности и правила, необходимо хотя бы в самых общих
чертах иметь представление об основных положениях этих теорий, а также истории
развития научной мысли в процессе их формирования.
|