Каким бы систематическим и квалифицированным не был врачебный контроль, он не может в
полной мере отражать всю динамику состояния организма. Поэтому необходим ежедневный самоконтроль занимающихся во время и после занятий физическими
упражнениями. Необходимо самому научиться
контролировать своё состояние, наблюдать все изменения , отмечать свои
достижения предупреждать возможные
неблагоприятные явления.
Назначение данного раздела пособия как раз и состоит в
вооружении знаниями о том, как следует вести наблюдения за состоянием
собственного здоровья, работоспособности, научиться контролировать ответную
реакцию организма на двигательные нагрузки, используя для этого простые и доступные
тесты и показатели, необходимые для оценки воздействия физкультурных занятий на
организм и для своевременной коррекции нагрузки.
Цель самоконтроля
- следить за реакцией организма на физические нагрузки, поддерживая
их на наиболее рациональном для себя уровне.
Таким образом, самоконтроль
- это понятие, означающее постоянное самонаблюдение за своим физическим
состоянием. По сути дела, это
проявление грамотного отношения человека к своему здоровью, являющееся важнейшей и неотъемлемой чертой культурного
человека. Оно требует определённых затрат времени и сил, которых не следует
жалеть, тем боле, что они с лихвой окупаются в дальнейшем.
Известный французский
писатель и мыслитель Мишель
Монтень ещё в средние века писал:
"Здоровье - это драгоценность, и притом единственная,
ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и
всяких благ, но и пожертвовать раде него частицей самой жизни, поскольку жизнь
без него становится нестерпимой и унизительной”.
При организации самоконтроля необходимо помнить, что главный принцип в
занятиях физической культурой тот же, что и в медицине - не навреди! Наблюдение за своим организмом, умение
прислушиваться к его сигналам - это очень полезное приобретение в жизни,
являющееся решающим фактором, способствующим обеспечению соблюдения этого
принципа Самонаблюдение приучает к вдумчивому отношению к физическим нагрузкам,
своему образу жизни, способствует созданию условий для наиболее рационального
использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья,
повышения производительности собственного организма.
Однако, это становится возможным только в том случае,
если такое наблюдение осуществляется
систематически на протяжении длительного времени и обязательно сопровождается
ведением дневниковых записей. Не следует
пугаться и жалеть времени для этого, так как, во-первых, его требуется не так
уж и много, а , во-вторых, польза от
организации самоконтроля очень скоро с
лихвой окупает его затраты. К тому же, очень скоро процедура необходимых измерений входит в привычку, а
сопоставление получаемых в разное время данных способствует формированию
искренней заинтересованности и преподносит много сюрпризов. Дневниковые записи
позволяют оценить результаты своей деятельности, приучают к систематическому наблюдению
за своим здоровьем, соблюдением правил личной гигиены, служат надёжной
гарантией от переутомления, перенапряжения, перетренировки.
Из всего сказанного следует, что самоконтроль и ведение дневника это
занятие для серьёзного, думающего человека, понимающего, что здоровье - это,
прежде всего, его личная проблема, а здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это
система жёстких требований к себе с
целью предупреждения возможных заболеваний, а также для разумной и эффективной
подготовки себя к активной жизнедеятельности.
Дневниковые записи самоконтроля позволяют с высокой
степенью объективности судить о таких важных комплексных состояниях показателях
как физическое состояние и физическое развитие человека.
Физическое
состояние - это комплексная
характеристика организма человека, отражающая уровень готовности к выполнению
активной мышечной деятельности. Оно
обусловлено особенностями телосложения,
состоянием здоровья и двигательной подготовленности, уровнем функциональных
возможностей организма человека. Учёт
показателей физического состояния совершенно необходим для оценки и выявления
причин собственных успехов и неудач, постоянной корректировки методики занятий.
Под физическим развитием подразумевают комплекс морфологических
особенностей организма, его размеров и некоторых функциональных показателей
(например, жизненной ёмкости лёгких(ЖЕЛ), и мышечной силы).. С целью
установления уровня физического развития определяют прежде всего такие показатели, как : рост, вес, окружность грудной клетки и
конечностей, размеры отдельных частей тела и их пропорции, состояние мускулатуры.
Все показатели, которые подлежат фиксированию в дневнике
самоконтроля, подразделяются на показатели объективного и субъективно характера.
Объективными называют те показатели, которые
фиксируются специальными приборами. К ним относятся : показатели артериального давления (АД), жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), мышечной силы, а также все антропометрические показатели,
характеризующие уровень физического развития и физического состояния организма,
которые фиксируются в процессе
проведения врачебного контроля.
К субъективным
относятся те показатели,
которые фиксируются на основании собственных ощущений. К ним относятся : настроение,
самочувствие, отношение к
занятиям, переносимость занятий, болевые ощущения, сон,
аппетит.
В программы самоконтроля включаются только те
показатели, которые может определить сам
занимающийся. Однако прежде надо записать в дневник и те данные, которые
получены в результате врачебного контроля при помощи специальных приборов,
которых нет у большинства занимающихся.
Эти показатели очень важны для оценки состояния организма и эффективности
используемых в занятиях средств и методов его тренировки.
Основное место в программе систематического самоконтроля
и дневниковых записей занимают оценка и фиксирование субъективных
ощущений и впечатлений.
"Настроение”. Это очень важный показатель, отражающий психическое
состояние занимающегося. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия всегда
доставляли удовольствие. Настроение
можно считать "хорошим” , когда человек уверен в себе, спокоен и
жизнерадостен; "удовлетворительным” - при
неустойчивом эмоциональном состоянии
и "неудовлетворительным”, когда
человек расстроен, подавлен.
"Самочувствие”. Ощущению самочувствия часто не уделяют должного
внимания из-за недостаточной объективности этого ощущения. Дело в том, что хорошее самочувствие может иметь место и
тогда, когда в организме уже происходят болезненные изменения. Ориентировка на
хорошее самочувствие в эмоционально насыщенном занятии может оказаться
обманчивой и привести к перенапряжению с очень серьёзными последствиями.
Однако, этим показателем самоконтроля всё же не следует
пренебрегать. Наблюдательный человек
рано или поздно сможет более верно оценивать своё самочувствие и вносить
полезные коррективы в занятия, ориентируясь
на него. Самочувствие в дневнике
самоконтроля отмечается словами : "хорошее”, " удовлетворительное”, " плохое”.
При "хорошем”
самочувствии отмечается
ощущение бодрости, силы; при "удовлетворительном” -
небольшая вялость; при "плохом” самочувствии может быть выраженная
слабость, снижение работоспособности, угнетённое состояние. При наличии таких состояний как вялость,
сонливость, отсутствие желания заниматься,
занятия надо прекращать.
"Желание заниматься” отмечается в дневнике словами
: "большое”, "безразличное”, "нет желания”.. Большое желание
заниматься бывает прежде всего в состоянии высокого уровня подготовленности,
отличном самочувствии. Оно сопровождается
ощущение удовольствия, прилива сил,
"мышечной радости” от физических нагрузок. Безразличное отношение и
нежелание заниматься представляют собой
признаки усталости, перенапряжения, перетренировки, что требует внесения
корректив в программу тренировочных занятий в сторону снижения нагрузок.
" Переносимость занятия”. под этой рубрикой отмечается степень выполнения запланированной нагрузки. Если она недовыполнена или перевыполнена, то
необходимо указать причины. Здесь же
отмечается продолжительность основных частей занятия и переносимость нагрузок в
них. ("хорошая”, "удовлетворительная”, "плохая”).
"Болевые ощущения”. Боли могут быть признаком травмы, заболевания
или перенапряжения. Чаще всего бывают боли в мышцах, а также боли в области
правого подреберья, сердца и головные
боли. Фиксируется также головокружение, чувство тошноты.
В дневнике самоконтроля необходимо отмечать, при каких
упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их интенсивность,
длительность и т.п. Особенно серьёзно
следует относиться к появлениям болей в области сердца. В таких случаях
является обязательной консультация у врача.
"Аппетит” Тоже довольно чуткий показатель состояния
человека. В дневнике оценивается
как: "нормальный”, "повышенный”,
"пониженный”.
"Сон”. В дневнике
указывается продолжительность сна и его качество -
"глубокий”, "спокойный”, "беспокойный”,
"прерывистый”, а также характер засыпания. Если после занятия трудно заснуть, сон
беспокойный и это повторяется после каждого занятия, то это означает, что применяемые нагрузки не соответствуют
физическому состоянию и функциональным возможностям организма и их надо
снизить.
К объективным показателям, как уже было отмечено выше, относятся: артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ), результаты двигательного тестирования и
антропометрические показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной
клетки и др.)
Особенная полезность периодического фиксирования этих
показателей обусловлена тем, что их динамика под влиянием занятий физическими
упражнениями позволяет судить об эффективности организации и методики этих
занятий, правильности дозирования нагрузки и др. При этом обязательно следует
учитывать то, что по мере естественного
хода роста и развития детского и
юношеского организма, эти показатели довольно значительно нарастают и сами по
себе, а не только под влиянием каких-то специально организованных воздействий.
Большинство из этих показателей регистрируется в процессе
периодических медосмотров в рамках осуществления врачебного контроля, и
содержатся в медицинских карточках учащихся в медицинском кабинете школы.
Измерение некоторых из них представляет собой известную трудность из-за
необходимости иметь специальные приборы, умение пользоваться ими и т.п. Вместе с тем, большинство из них вполне
доступны для самостоятельных измерений и
анализа. К ним прежде всего следует
отнести показатели ЧСС, дыхания, роста, веса, соматоскопии (наружного осмотра
тела).
Процедуру определения и оценки показателей физического
развития и физического состояния следует начинать с наружного осмотра. Как правило,
соматоскопия проводится утром, натощак в хорошо освещённом
помещении. Для этого надо в обнажённом
виде подойти к трёх створчатому зеркалу и со всех сторон внимательно осмотреть
себя. Держаться при этом следует естественно, руки держать свободно опущенными
вдоль тела. Начинать осмотр следует спереди, затем продолжить сбоку и со спины.
При самотоскопии обращают внимание на особенности
телосложения, осанки, состояние мускулатуры, кожи, состояние и характер жировых
отложений и др. Замеченные особенности
следует занести в дневник.
Одними из наиболее важных и информативных показателей
физического развития являются рост
и вес тела.
человека. При этом следует иметь ввиду,
что показатели роста являются относительно постоянной величиной. Даже в периоды
наиболее интенсивного физического развития он увеличивается лишь на несколько
сантиметров в год, в то время, как показатели веса тела в зависимости от многих
причин могут колебаться в весьма
значительных пределах. Поэтому необходимо систематически следить за его
показателями, стараясь поддерживать в определённых пределах. Вес рекомендуется проверять раз в неделю,
лучше утром и до еды.
Измерение и сопоставление
показателей роста и массы тела свидетельствуют о степени соответствия
нормальному физическому развитию. Для этого разработаны и используются различные росто-весовые индексы.
Одним из наиболее простых и широко применяемых в
повседневной практике является , так
называемый, индекс Брока. В соответствии
с этим индексом, нормальный вес тела для
людей ростом 155-165 см. равен длине тела в сантиметрах, из которой
вычитают цифру 100. При росте 165-175
см. вычитают цифру 105, а при росте 175 и выше - цифру 110. При этом все отклонения
в сторону увеличения или уменьшения считаются избытком или недостатком веса.
Можно использовать также весо-ростовой индекс Кетле, который расчитывается путём деления
показателей веса в граммах на показатели роста в сантиметрах. Нормальным
считается такой вес, когда на 1 см. роста у мужчин приходится 350-400 г, а у
женщин 325-375 г.
Наиболее точной в процедуре определения нормального
соотношения роста и веса может считаться следующая формула:
Вес = 50 + 0,7 (рост - 150) + (возраст - 20)
: 4 .
Иногда используют показатели "Жизненного индекса” ,
который расчитывается путём деления показателей ЖЕЛ (в см3 ) на
показатели веса (в кг). Средние значения этого индекса для мужчин
составляют 60-70 см3/
кг, а для женщин 55-60 см3 / кг.
Одним из наиболее достоверных и одновременно самых
простых и доступных для самостоятельного систематического измерения показателей
тренированности является ЧСС. Этот показатель характеризует деятельность
сердечно-сосудистой системы (ССС), наблюдение за состоянием которой особенно
важно, поскольку деятельность сердца -
это самое уязвимое звено в
тренирующемся организме.
ЧСС определяется наложением пальцев на висок, шею или
запястье со стороны большого пальца.
Показатели ЧСС в состоянии покоя зависят от возраста, пола, положения
тела (вертикальное, сидя или горизонтальное).
При это ЧСС наибольшая в положении стоя и наименьшая в положении лёжа. С
возрастом ЧСС уменьшается.
При одинаковой ЧСС потребление кислорода у мужчин выше,
чем у женщин. У физически подготовленных тоже выше, чем улиц с недостаточным
уровнем двигательной подготовленности.
Наблюдения свидетельствуют о прямой зависимости между
пульсом и физической нагрузкой. Пульс после нагрузки у здорового человека учащается
и приходит в исходное состояние через 5-10 минут. Замедленное его восстановление
свидетельствует о чрезмерности нагрузки.
Пульс рекомендуется регистрировать утром
в состоянии полного покоя, перед началом тренировочного занятия, во
время тренировки (после самых тяжёлых нагрузок), по окончании тренировочного
занятия и вечером перед сном. В результате
систематических занятий физическими упражнениями пульс становится реже,
сердечные сокращения сильнее, что является свидетельством возросших возможностей
ССС и организма в целом.
О состоянии ССС можно судить и по изменению пульса при
переходе из горизонтального положения в вертикальное (ортостатическая проба) . Если пульс при этом
учащается менее, чем на 16 ударов в минуту, то это хороший результат, если до
20-ти -
средний, а более 20-ти - ниже
среднего.
Наиболее простой способ оценки реакции ЧСС на физическую
нагрузку осуществляется путём сопоставления данных ЧСС в покое и сразу после
стандартной нагрузки с вычислением процента учащения. Для этого показатели ЧСС
в покое принимают за 100%. Далее
высчитывают разницу в показателях ЧСС до и после нагрузки, умножают ее на 100 и
делят на показатель ЧСС до нагрузки.
Перед началом серьёзных занятий физическими упражнениями
надо обязательно проверить свою тренированность с помощью оценки работоспособности
ССС и дыхательной системы. Для этого существует множество достаточно точных
методов, требующих использования специального довольно сложного оборудования.
Однако, наряду с ними существуют и такие методы , при помощи которых можно самостоятельно
определить свои возможности. Одним из
наиболее простых и в тоже время информативных является метод, основанный на
использовании теста Руфье-Диксона, представляющий
собой 30 приседаний за 45 сек. Методика
его применения состоит в следующем:
после 5-ти минут
отдыха в положении сидя подсчитать пульс за 15 сек. (Р1 );
выполнить тест и
сразу же подсчитать пульс (Р2);
отдых в положении
сидя в течение 1 минуты, после которого осуществляется заключительный подсчёт
пульса (Р3).
Полученные величины за каждые 15 сек. переводят в
минутные (т.е. умножают на 4). Формула
Руфье для спортсменов выглядит следующим образом:
( Р1
+ Р2 + Р3 )
- 200
10
Формула
Руфье-Диксона: (Р1 - 70
) + ( Р2 - Р3 )
10
При этом показатель от
0 до 2,9 рассматривается как отличный, от 3 до 5 - как
хороший, от 5 до 9 -
посредственный и свыше 9-ти
- плохой.
Состояние тренированности можно контролировать и при
помощи оценки дыхания. При этом надо исходить из того, что в норме частота
дыхания составляет 16-18 экскурсий грудной клетки в минуту. Существует довольно простой способ
самоконтроля за состоянием ССС при помощи дыхания. Он основан на использовании пробы Штанге (по имени русского врача,
предложившего этот способ ещё в 1913 г.). В данной методике использован тот
факт, что время задержки дыхания на вдохе или на выдохе напрямую связано с
тренированностью и является одним из объективных показателей при самоконтроле.
Чтобы определить время задержки дыхания на вдохе,
необходимо после 5-ти минутного отдыха в положении сидя сделать полный вдох и
выдох, а затем снова вдох и задержать дыхание, плотно закрыв рот и нос. Время задержки
дыхания отмечается в секундах. При утомление это время снижается. С
возрастом (от 7 до 16 лет) время
задержки дыхания на вдохе у мальчиков увеличивается ориентировочно от 35 до 70
сек., а на выдохе - от 15 до 30 сек. У девочек эти показатели составляют соответственно с 30 до 65
и с 15 до 30 сек. По мере
повышения уровня тренированности время задержки дыхания увеличивается.
Применение этих простых и доступных методов оценки
состояния организма позволяет значительно рационализировать и обезопасить
процесс занятий физическими упражнениями.
|