Одно из ведущих мест в системе физического воспитания
школьников должно занимать освоение методов самовоспитания и самосовершенствования.
Специальная подготовка в данном направлении включает информацию о её
содержании, основных методах и формах, а также практическое освоение и
использование этих методов в повседневной жизни. При этом учащиеся должны акцентировать своё внимание на
выполнении следующих действий и заданий:
уточнить личные мотивы осуществления процесса самосовершенствования;
осознать личные потребности и интересы в физкультурной
деятельности и определить пути их удовлетворения;
в каждом учебном занятии стараться выбрать информацию, полезную
для организации самостоятельной работы;
воспитывать в себе волевые и другие положительные
личностные качества путём
систематического преодоления трудностей, возникающих при выполнении физических
упражнений;
учиться закалять свой характер с помощью средств
физической культуры, вырабатывать постоянную готовность к решению сложных
жизненных задач;
стремиться к углублению специальных знаний из области физической
культуры, физиологии, анатомии, психологии, валеологии и др.
Таким образом, приобщение к активной самостоятельной
физкультурной деятельности оказывается невозможным без усвоения теоретических,
инструктивно-методических знаний и умений, без овладения способами
самовоспитания и физического самосовершенствования.
Самоконтроль за качеством усвоения теоретического
материала
Для самоконтроля за качеством приобретаемых знаний
необходимо иметь представление о трёх
уровнях
их усвоения.
Первый уровень проявляется в осознанном восприятии
учебной информации и запоминании её содержания.
Достижение второго уровня усвоения знаний обеспечивает
умение применять их в практической деятельности по тому образцу, который продемонстрирован
другими (педагогом).
Третий уровень характеризуется сформированностью умений
применять полученные знания творчески, самостоятельно, в изменяющихся нестандартных
условиях.
Достижение третьего уровня усвоения знаний обеспечивает
возможность эффективной организации самостоятельных
занятий физическими упражнениями, создание условий систематического
самосовершенствования на основе реализации концепции: «Я сам себе тренер».
Реализация такого подхода в практике
самосовершенствования возможна только при условии овладения необходимыми
знаниями на третьем уровне их усвоения и достаточно полного и разностороннего
познания своих личностных, индивидуальных особенностей и физических
возможностей собственного организма. Данное обстоятельство предполагает
необходимость активной, целенаправленной деятельности в области самопознания.
Ещё в глубокой древности в Греции над входом в храм
Аполлона в Дельфах было начертано:
«Познай себя». Впоследствии эти слова
стали девизом целого философского учения, основанного на представлении о том,
что познание окружающего мира идёт через познание себя, своих возможностей и устремлений.
Такой подход к познанию действительности не утратил своего значения и в
наши дни, а физическая культура, знания, составляющие её интеллектуальную
основу, представляют для этого уникальные возможности. |