Воскресенье, 14.07.2024, 05:05
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Определение понятия. Виды координационных способностей и способы их измерения

Ловкость представляет собой сложное,  комплексное  психофизическое качество.  Она теснейшим образом связана с функцией управления, а это значит,  что главную роль в проявлении этого качества играет центральная нервная система. Этим обстоятельством обусловлен также и тот факт, что ловкость является более разносторонним, гибким и универсальным качеством по сравнению с другими.

То, что называют ловкостью не является чисто физическим качеством, как, например,  сила, выносливость или быстрота.  Говоря об этом качестве, трудно определить чего в нём больше - физического или психического.  Она образует, как бы, мостик  к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности.  Именно поэтому ловкость, нередко, повышается с годами, в то время как другие физические качества заметно снижаются и деградируют.

На основании представленных предварительных замечаний можно в наиболее обобщённом  виде определить   л о в к о с т ь   как комплексную психомоторную способность, обусловливающую качество управления движениями (АР) Её часто называют "царицей” управления движениями.

Вместе с тем, ловкость отличается большой специфичностью своего проявления. Человек может отличаться удивительной ловкостью в гимнастических упражнениях и быть крайне неловким в спортивных играх и наоборот.  В специальных исследованиях показано, что люди, быстрее остальных овладевшие каким-либо одним видом движений, могут при обучении другим быть в числе последних.

В связи с этими обстоятельствами и с целью более детального изучения этого качества в последнее время всё чаще вместо понятия "ловкость” употребляют понятие  "координационные способности” (КС). Это позволяет не разделять ловкость по видам деятельности, а говорить о комплексе координационных способностей, характерных для гимнаста, футболиста, борца и др.

В настоящее время выделяют около двух десятков специальных координационных способностей и около десятка  специфически проявляемых  КС (равновесие, ритм, ориентация в пространстве и т.п.).

Проявление ловкости необходимо во многих спортивных движениях, но при этом очень часто она  остаётся как бы на втором плане, а на первый за её счёт выдвигаются скорость, выносливость или сила. Например, проявлению выносливости очень способствует правильность, рациональность, экономичность выполняемых движений, которые как раз и  представляют собой основные характерные черты ловкости и оказывают существенное влияние на показатели выносливости.

До настоящего времени не придумано таких видов соревнований, на которых можно было бы выигрывать и устанавливать рекорды прямым образом по ловкости.  Это в значительной мере связано с тем, что наряду с комплексностью и исключительной сложностью, ловкость у каждого человека ещё и в высшей степени индивидуальна и неповторима. Именно по этим причинам для неё единственной из всех двигательных качеств, до сих пор не определены количественные показатели, которые бы также легко и точно как в других качествах позволяли судить об уровне её развития.

Тем не менее, специальные измерители ловкости (или уровня развития тех или иных КС) существуют. Такими измерителями служат:

уровень координационной сложности двигательного действия;

точность двигательного действия ( то есть  степень его соответствия требованиям двигательной задачи);

экономичность двигательных действий;

время, необходимое для освоения двигательного действия;

способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В каждом конкретном случае, в зависимости от особенностей движений и конкретных условий их выполнения выбирают тот или иной измеритель или  сочетание нескольких из них.  В соответствии с перечисленными критериями можно дать развёрнутое определение этому качеству.

Л о в к о с т ь  -  это проявление таких способностей, которые позволяют справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво  (Н.А.Бернштейн).

В этом определении заключены самые существенные отличительные признаки ловкости.  Каждый из этих признаков имеет свои количественные и качественные критерии, такие как:  адекватность, своевременность,  целесообразность, инициативность, точность, скорость, экономичность и стабильность

Однако  названные критерии ловкости обособленно встречаются крайне редко. Несравненно боле распространены комплексные критерии. В качестве таковых выступают показатели  эффективности  (результативности) выполнения двигательных действий, где есть требования к ловкости.

Очень важным исходным положением, которое необходимо учитывать при оценке степени ловкости конкретного двигательного акта, заключается в том,  что ловкость проявляется не в самих по себе движениях,  а в степени  их соответствия тем условиям, в которых происходит решение  двигательной задачи, по степени успешности её решения. Например, мы можем судить о высоком уровне ловкости человека, прошедшего по узкому бревну, лежащему над пропастью, тогда как ходьба по такому же бревну, лежащему на земле,  вряд ли даёт  основания говорить о высоком уровне ловкости.

Из этого следует, что сколь угодно пристальное изучение движения, вырванного из контекста той обстановки, тех условий, в которых оно совершается, не позволит определить ловким является это движение или нет.

Степень ловкости человека проявляется в том, насколько результативны оказываются движения при их взаимодействии с внешним миром, с его внезапными изменениями.  Эта черта ловкости названа Н.А.Бернштейном  экстравертированностью, то есть - обращённостью на внешний мир.

По мнению автора данного пособия самым важным, наиболее информативным и комплексным критерием оценки ловкости при выполнении  большинства двигательных действий, должна рассматриваться  точность выполнения движений, как главная характеристика, отражающая степень его эффективности.

Точность движений  -  это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям её решения (АР).

Из этого определения следует,  что точность движений представляет собой основной результат координационного процесса, отражающий возможности реализации определённых способностей, необходимость проявления которых определяется особенностями решаемой двигательной задачи.  Именно в показателях точности находят своё отражение основные признаки, благодаря которым стала возможной данная результативность (точность):  своевременность,  стабильность, адекватность, целесообразность,  экономичность, находчивость.  А это и есть те основные качественные характеристики, которые характеризуют качество  управления движениями, то есть  -  ловкость.

Кроме этих качественных характеристик движения имеются и количественные:  скорость, общее время выполнения, энерготраты, развиваемая мощность, абсолютные показатели амплитуды, преодолённое расстояние, количество выполненной работы и т.п.  Однако эти количественные характеристики являются производными от качества управления движениями.  Например, если все движения выполнялись своевременно, экономично, находчиво, то и показатели энерготрат, количества выполненной работы, общее время выполнения и т.п. будут более благоприятными и соответствующими успешному решению двигательной задачи.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (25.09.2013)
Просмотров: 834 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru