Суббота, 27.04.2024, 19:13
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Общие представления о физических качествах

Использование физических упражнений в процессе физического воспитания  направлено, прежде всего, на решение задач двух видов: а) освоение двигательных действий  и  б) содействие развитию физических качеств.  Решение обеих групп задач в практике  физического воспитания органически взаимосвязано, но, вместе с тем, отличается определёнными и очень существенными специфическими чертами.  В данном разделе пособия рассматриваются те из них, которые раскрывают специфику решения задач по содействию развитию физических качеств.

Прежде всего необходимо разобраться в вопросе о том, что подразумевается под понятием  "физическое качество”.

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями. Эти его возможности реализуются в определённых движениях, которые отличаются друг от друга своими характеристиками. Например, бег и поднятие штанги предъявляют разные требования к организму и тем самым вызывают проявление разных физических качеств.

Обычно выделяют пять  видов физических качеств :  с и л а ,  б ы с т р о т а,  в ы н о с л и в о с т ь,  л о в к о с т ь  и

г и б к о с т ь.

"Физические  качества”  -  это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность (АР).

Естественно, что если эти возможности целенаправленно развивать, то они повышаются. Следовательно,  "развитие физических качеств” -  это процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность (АР).

Все эти качества отражают различные стороны двигательной функции и поэтому весьма неоднородны по психо-физиологическим механизмам проявления. а также по особенностям состава тех двигательных действий, для которых они имеют ведущее значение. Поэтому и подходы к целенаправленному их развитию существенно отличаются.

Вместе с тем,  для естественного хода развития двигательной функции человека характерно наличие  общих закономерностей, знание и учёт которых необходимы при осуществлении целенаправленного воздействия  на развитие любого из двигательных качеств. Среди них особенно важное значение имеет явление, получившее название  г е т е р о х р о н н о с т ь  (разновременность)  развития.  Суть его связана с тем,  что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды особенно интенсивных количественных и качественных  изменений его органов и структур, которые получили название  "сенситивных”  (наиболее благоприятных) периодов развития. Некоторые авторы называют такие периоды  "критическими”.

Такая разновременность характерна и для процесса развития физических качеств,  "пики” приростов показателей которых не совпадают по времени.  Они также существенно различаются у мальчиков и девочек. Если в эти периоды оказывать целенаправленное воздействие, то эффект развития соответствующего качества значительно превышает тот результат, который может быть достигнут в периоды относительной стабилизации их развития.

Таким образом, гетерохронность рассматривается как ведущая закономерность индивидуального возрастного развития .  Однако, определённые разными авторами возрастные промежутки, в течение которых наблюдается  наиболее интенсивное естественное развитие тех или иных физических качеств, не всегда совпадает по срокам и уровню интенсивности.

Наиболее обоснованной в этом отношении представляется  хронология таких периодов, разработанная профессором А.А.Гужаловским.  Им установлено, что не все  "критические” периоды развития  можно рассматривать как наиболее  благоприятные для осуществления избирательно-направленного воздействия. Подчеркивая неоднородность таких периодов, он осуществил попытку их  классификации, в соответствии с которой следует выделять (Таб. 1):

 период повышенных темпов развития - "критический”, в котором следует выделять его разновидности, характеризующиеся :  а) наиболее высокими  и  б) умеренно высокими темпами развития физических качеств;

 период пониженных темпов развития  -"субкритический”.

В соответствии с такой классификацией рекомендуется осуществлять разностороннее воздействие с преимущественным вниманием к тем качествам, которые на данном возрастном этапе находятся в условном "критическом”  периоде развития с наиболее высокими и умеренно высокими темпами роста.

Не использование  этих периодов для достижения оптимальных результатов приводит к тому, что не все возможности организма реализуются в необходимой степени, или их реализация требует  значительно больше времени и сил.


Таблица 1

Чувствительные фазы развития двигательной функции у детей школьного возраста (по А.А.Гужаловскому)

 

Физические

Возрастные периоды (лет)

качества

7-8

8-9

9-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

Сила

--

---

---

---

+

+

---

---

---

---

+

---

-

---

+

---

+

---

---

---

Быстрота

---

---

--

---

+

+

---

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ск.–силовые

качества

+

---

+

--

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Статическая

выносливость

+

+

+

+

---

--

+

-

+

+

+

+

+

---

+

---

+

+

+

---

Динамическ. выносливость

+

-

-

--

---

+

-

+

---

---

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

Общая

выносливость

+

--

+

---

+

+

-

---

+

+

+

---

+

+

+

---

+

+

+

---

Гибкость

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

---

--

+

+

---

--

---

Равновесие

+

+

--

+

+

---

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Условные обозначения:

"+” –  критические периоды;

"-”  – фаза низкой чувствительности;

"--” – фаза средней чувствительности;

"---”– фаза высокой чувствительности.

В верхней строке представлены показатели чувствительности фаз развития двигательной функции у мальчиков, в нижней – у девочек.

При освещении  методики  целенаправленного воздействия на развитие физических качеств в данном пособии более пристальное внимание уделено вопросам содействия развитию силы и выносливости.  Это обусловлено тем, что при неумелых попытках  воздействия на развитие именно этих качеств в процессе самостоятельных занятий наиболее вероятен отрицательный эффект на организм занимающихся.  Другой причиной более пристального внимания к этим качествам является то,  что по мнению  многих учёных и специалистов-практиков  именно эти качества являются базовыми по отношению к остальным.

Более того, по мнению автора данного пособия, имеются основания говорить о существовании только одного собственно физического качества, играющего базовую роль по отношению ко всем остальным. Таким  истинно физическим  качеством является   с и л а, а остальные  - производные от неё.

Наиболее убедительным обоснованием такого мнения  является тот факт, что единственным посредником между командами  ЦНС  (при выполнении абсолютно любого движения) и выполнением двигательного действия, являются мышцы и развиваемые ими усилия. Мышцы и их усилия - это то единственное, чем располагает нервная система для совершения всего многообразия двигательной активности, на которую способен человек.  Усилия, величиной от совсем незначительных (когда человек моргает или просто дышит) до сверхчеловеческих (когда, например, штангист поднимает рекордный вес), от совсем простых, одиночных и однонаправленных, до сверхсложных, являются  главным и непременным условием   л ю б о г о   двигательного действия.  Без мышечных усилий невозможно проявление каких бы то ни было двигательных способностей. 

Следовательно, развивая, например,  быстроту, мы воздействуем на мышцы и развиваемые ими усилия, но таким образом, чтобы они сокращались и расслаблялись как можно быстрее.  Развивая выносливость, мы опять-таки, воздействуем на мышцы и развиваемые ими усилия, но уже так, чтобы они работали как можно дольше и экономичнее  и т.п.

От уровня развития силовых способностей в значительной мере зависят и качественные (технические) результаты выполнения двигательных действий. Без силы нет пути к овладению совершенной спортивной техникой и тактикой, к спортивному мастерству. Поэтому в решении самых разных задач физического воспитания и специализированной спортивной тренировки важнейшее место  всегда должно отводиться средствам силовой подготовки.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (25.09.2013)
Просмотров: 797 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru