С р е д с т в а м и
в физическом воспитании
называют совокупность предметов,
форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою
физическую природу с целью её совершенствования (АР).
К настоящему
времени в практике физического воспитания
сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:
физические
упражнения;
использование
оздоровительных сил природы - закаливание, водные процедуры, воздушные
ванны, рациональное использование
солнечной радиации и т.п.;
использование
гигиенических факторов - режим труда, отдыха, питания, соблюдение правил личной
и общественной гигиены и т.п.;
специально
изготовленный инвентарь, технические средства и тренажёрные устройства;
идеомоторные, психогенные и аутогенные средства -
выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними
ощущений, приёмы психологического
настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и
качественному восстановлению после их выполнения и т.п.
Основное внимание
в данном разделе уделено рассмотрению
физических упражнений, как наиболее специфического средства физического
воспитания. Вместе с тем, следует всегда помнить, что все средства физического
воспитания должны использоваться комплексно. Только их комплексное
использование может обеспечить разностороннее
воздействие на организм и успешное решение всех задач физического
воспитания. Знание полного объёма
средств физического воспитания позволяет:
отбирать
наиболее эффективные из них для решения тех или иных конкретных задач
физического воспитания;
составлять
многообразные сочетания из различных видов средств;
осуществлять
целенаправленную разработку новых комплексов и систем физических упражнений.
Каждый из
перечисленных видов средств отличается спецификой и многообразием воздействия.
В связи с этим необходимо учитывать следующие важные положения:
многообразие
средств создаёт неограниченные возможности при решении л ю б ы х
задач физического воспитания;
это
же многообразие средств создаёт большие
затруднения при выборе наиболее ценных из них для решения той или иной
конкретной задачи;
выбор средств всегда должен завершаться разработкой
комплексов, в наибольшей мере
соответствующих каждой конкретной задаче. |