Все рассмотренные выше фазы и стадии формирования
двигательного навыка, изложенные в соответствии с теорией о построении движений
Н.А.Бернштейна, находятся в полном
соответствии с хорошо известными и
широко распространёнными представлениями об общей
структуре процесса обучения двигательным действиям, в
которой выделяют три этапа усвоения учебного материала.
Работа на этих этапах характеризуется определёнными
отличительными чертами, которые находят отражение в особенностях задач
освоения, а также используемых средствах и методах.
В соответствии с этой структурой, содержанием первого этапа является
формирование целостного представления о двигательном действии и его
первоначальное разучивание. На этом
этапе формируются предпосылки для усвоения двигательного действия и
возникновение первоначального двигательного умения, позволяющее занимающемуся
выполнять двигательное действие в общих чертах.
Второй этап характеризуется углублённым детализированным
разучиванием. В результате на этом этапе
происходит уточнение двигательного умения и оно частично переходит в
навык.
Третий этап это процесс достижения мастерства в овладении
техникой осваиваемого двигательного действия. Ему соответствует закрепление и дальнейшее
совершенствование двигательного действия, в результате чего и формируется
прочный навык. Происходит приспособление навыка к различным условиям его
выполнения.
Эта общая структура процесса освоения двигательного
действия не должна рассматриваться как совершенно неизменная стандартная схема.
В определённой мере она может быть
конкретизирована и модифицирована в
зависимости от конкретных целей, задач освоения, особенностей двигательного
действия и т.п. Так, в условиях массового обучения движениям осуществляется, в
основном, первый и частично второй этапы, а дальнейшее совершенствование
происходит в процессе самостоятельных занятий. В то же время, в спортивной
тренировке имеют место все три этапа, причём, последний рассматривается как
главный предмет деятельности и представляет собой многолетний процесс.
|