Общее представление о методах. Основные понятия
Эффективность используемых средств физического воспитания
во многом зависит от методов их применения. Методов
использования физических упражнений
очень много. Данное
обстоятельство обусловлено большим
количеством, разнообразием и сложностью
задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или
несколько методов. Из этого также
следует два очень важных положения:
в природе не существует универсальных методов, при помощи
которых можно решить все задачи физического воспитания;
все методы в очень значительной мере специализированны
(так как предназначены для решения определенных задач), и отличаются присущими только им характеристиками.
Знание всего состава и
специфических характеристик методов
позволяет правильно ориентироваться
в их многообразии и отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных задач физического воспитания и тренировки
организма. Правильный выбор методов, их
грамотное использование является одним из самых главных условий эффективности процесса физического
воспитания.
В самом широком смысле "Метод”(от греч. - способ,
путь) - это способ практических действий
человека, направленных на достижение поставленной цели.
"Метод физического
воспитания” - это определённым образом
упорядоченная совокупность приёмов выполнения физических упражнений,
обеспечивающих решение конкретной задачи (АР).
Методы физического воспитания реализуются через
использование различных методических приёмов.
"Методический
приём” -
это конкретный способ реализации метода, осуществляемый в соответствии с особенностями какой-либо частной
задачи (АР).
Наряду с этими терминами необходимо иметь представление и о понятии "методика”.
"Методика” - это
совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение
определённого конечного результата в
процессе физического воспитания.
Например, можно говорить о методике обучения
какому-либо двигательному действию
(методика обучения прыжку в высоту с разбега способом "перешагивание” или
"фосбери-флоп”), или о методике
развития какого-то физического качества
(методика развития силовых способностей )
и т. п.
Классификация методов выполнения физических упражнений
Для решения задач физического воспитания применяется
множество различных практических
методов. Все они могут быть разделены на две неравные группы:
методы строго
регламентированного упражнения;
методы частично регламентированного упражнения
В свою очередь,
методы строго регламентированного
упражнения подразделяются ещё на две группы:
методы,
используемые преимущественно при освоении
двигательных действий;
методы,
используемые преимущественно в процессе
развития физических качеств.
В группе методов, используемых при освоении движений, выделяют:
метод разучивания
упражнения в целом;
метод разучивания
упражнения по частям;
метод
"сопряжённого воздействия”, когда освоение двигательного действия идёт в
условиях, требующих повышенных
физических усилий;
метод
"управляемого взаимодействия”, основанный на применении разнообразных
технических средств и тренажёрных устройств.
Группа методов частично
регламентированного упражнения представлена
двумя вариантами:
игровым методом
выполнения упражнений;
соревновательным методом
выполнения упражнений |