Среди некоторой части специалистов бытует мнение, что
ловкость - врождённое качество. Они утверждают, что если другие качества можно успешно
развивать, то ловким надо родиться. Ошибочность таких взглядов определяется следующими обстоятельствами.
Как уже отмечалось, ловкость самым тесным образом связана
с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Самым же характерным свойством для всех видов деятельности,
которые обеспечиваются корой головного мозга, является их доступность для
развития и совершенствования. Поэтому ловкость хорошо поддаётся целенаправленному
воздействию. Очень важно также подчеркнуть, что для её развития не нужно
каких-то феноменальных физических данных. Вполне достаточно тех, которыми
обладает каждый здоровый, нормально развитый человек.
Ловкость развиваема и упражняема у всех, но не всякий вид
ловкости упражняем в одинаковой мере у каждого человека. Можно также утверждать, что одни люди
обладают большей, а другие меньшей способностью к развитию ловкости. Одним
людям легче удается развитие телесной ловкости, другие лучше приспособлены к
развитию ручной ловкости. Вот эти различия действительно определяются
наследственными, природными факторами.
Развитие ловкости состоит, во-первых, в развитии
способности осваивать координационно сложные двигательные действия и,
во-вторых, в развитии способности
перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Следовательно, основной путь развития ловкости -
овладение разнообразными
сложнокоординированными двигательными действиями..
Приступая к развитию ловкости нужно знать, что каждое
хорошо освоенное новое сложнокоординированное
движение содействует повышению общего уровня ловкости. При этом любое
движение, сколь бы новым оно ни казалось,
всегда выполняется на основе старых координационных связей. Схематически
можно представить, что человек каждый раз "строит” новое движение из большого
числа элементарных координационных кусочков, каждый из которых был освоен и
закреплён в процессе предшествующего двигательного опыта. Следовательно,
ловкость как бы накапливается в процессе расширения двигательного опыта.
Особенно полезным для её развития является овладение разносторонними, несхожими
между собой движениями, взаимодополняющими друг друга.
Во всех используемых для развития ловкости упражнениях
необходимо делать акцент на каждом из главных признаков ловкости : правильности, быстроте, рациональности,
находчивости. При этом п р а в и л ь н о с т ь движений ( то есть их адекватность и точность) необходимо развивать начиная с самых первых шагов их
освоения, когда ещё возможно сознательное вмешательство в те элементы движения,
которые затем автоматизируются и уйдут из под контроля сознания. Пока движение
еще не освоено можно сделать
снисхождение по части скорости или силы, но ни в коем случае в отношении правильности
и точности.
Из двух вариантов выполнения хорошо освоенного движения
более ловким будет определён тот, в
котором движение было выполнено б
ы с т р е е. При целенаправленном
воздействии на быстроту движений она
поддаётся существенному улучшению. Опыт показывает, что при определённых условиях заметному
улучшению поддаётся даже время простой
двигательной реакции (например, реакция на стартовый сигнал). Тем более можно
существенно повысить скорость сложных двигательных реакций
Наряду с улучшением
абсолютных показателей быстроты для ловкости
ещё большее значение имеют
психологические аспекты быстроты, например, такие как: быстрота проявления
находчивости, быстрота проявления решимости и т.п. Поэтому при развитии
ловкости следует делать акцент именно на эти проявления быстроты.
Р а ц и о н а л ь н о с т
ь движений, в отличии от правильности, точности
и быстроты, не является обобщённым
свойством. Она неотделима от конкретных
движений и в отличии от указанных свойств, для которых характерен широкий
перенос, очень мало склонна к
переносам. В отличии от ранее
рассмотренных свойств, рациональность движений совершенствуется уже на
завершающих этапах формирования навыка - фазах стандартизации и
стабилизации. Углублённое
совершенствование движений в этом направлении
должно осуществляться уже после фазы автоматизации, когда движение уже
обладает достаточной устойчивостью против различных сбивающих воздействий. В
этих условиях продолжение настойчивой работы по совершенствованию движений создаёт наиболее благоприятные условия для повышения
экономичности и рациональности автоматизмов, а следовательно, и движения в целом.
Н а х о д ч и в о с т ь представляет собой
главное ядро двигательной
ловкости. Именно в связи с этим свойством ловкости больше всего существует предрассудков о врождённости и
«невоспитуемости» этого качества.
Однако, несмотря на действительно
имеющие место различия в исходном уровне состояния этого свойства у разных людей, это не
означает его невоспитуемости. Наоборот,
точно известно, что находчивость в
движениях прямо зависит от накопленного человеком двигательного опыта. Наличие в двигательном арсенале человека самых разнообразных двигательных навыков и
умение ими пользоваться в самых
разнообразных и неожиданных обстоятельствах, является главным условием развития
находчивости, изворотливости, двигательной инициативности.
Для эффективного совершенствования этих свойств ловкости
необходимо на завершающих этапах работы по совершенствованию движений
преднамеренно вводить в этот процесс всевозможные осложнения условий. Постепенно такие осложнения превращаются в
упражнения, позволяющие предвидеть всё большее количество возможных
неожиданностей и, тем самым, способствовать развитию двигательной находчивости
- стержневому свойству ловкости.
В процессе развития ловкости используются разнообразные
средства и методические приёмы, стимулирующие проявление характерных для этого
качества свойств. Упражнения,
применяемые с целью развития этого качества, должны соответствовать следующим
основным требованиям: они должны быть
сложными, новыми для данного
занимающегося, предполагать возможность неожиданного изменения условий решения
двигательной задачи. Даже очень сложные, но уже хорошо освоенные движения,
способствуют лишь поддержанию ловкости на достигнутом уровне, но не её
дальнейшему эффективному развитию.
Наибольшее распространение в практике развития ловкости
получили следующие методические приёмы:
выполнение
движений из необычных исходных положений;
изменение
скорости или темпа движений;
зеркальное
выполнение движений (например, метание левой рукой);
изменение
способов выполнения упражнения;
усложнение
упражнения дополнительными движениями;
изменение
пространственных границ, в которых выполняется упражнение;
изменение
характера противодействия партнёров при выполнении парных или групповых упражнений и др.
В процессе развития ловкости необходимо всегда помнить,
что упражнения, направленные на её
развитие довольно быстро приводят к значительному утомлению. В то же время, их
выполнение в условиях утомления
малоэффективно. Поэтому при
целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться
интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления.
|