Воскресенье, 28.04.2024, 23:59
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Методика развития быстроты движений

Как уже отмечалось,  скорость, которую может развить человек в каком-либо движении, зависит не только от уровня развития у него качества быстроты, но и от уровня развития силы, гибкости, совершенства техники движений и т.п. Поэтому развитие быстроты тесно связано с развитием других физических качеств и совершенствованием технического мастерства. В методике, направленной на повышение скорости движений, выделяют  два основных направления:

целостное развитие быстроты в каком-либо конкретном движении;

аналитическое совершенствование факторов, от которых зависит максимальная скорость движений.

 

В качестве  основного средства развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Такие упражнения должны  удовлетворять трём основным требованиям:

двигательный состав и техника  упражнений должны обеспечивать выполнение двигательных действий на предельных скоростях (ходьба и гимнастические упражнения не пригодны);

упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы основное внимание было направлено не на способ, не на технику выполнения, а на скорость выполнения;

продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу его выполнения скорость не снижалась вследствие утомления (зона максимальной мощности - до 15-20 сек.).

 

При развитии быстроты ведущим является повторный метод выполнения упражнений.  При этом основной задачей является стремление к повышению скорости от повторения к повторению. Именно в соответствии с этой задачей определяются все  параметры нагрузки выполняемых упражнений :  длина пробегаемых отрезков, число повторений, интервалы отдыха и др.

В процессе регулирования интервалов отдыха приходится преодолевать одно серьёзное противоречие.  Суть его заключается в том, что с одной стороны, интервалы отдыха должны быть такими, чтобы возбудимость ЦНС не успела существенно снизиться (т.е. по возможности короче), а с другой - чтобы показатели вегетативных функций (дыхание, кровообращение и др.)  полностью восстановились. Если ориентироваться лишь на показатели возбудимости ЦНС, то было бы целесообразно применять относительно небольшие интервалы отдыха. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости ЦНС, что способствовало бы достижению максимальной скорости.  Однако, этому мешает образование довольно значительного кислородного долга в результате каждого повторения, на полную ликвидацию которого необходимо много времени (до 10 и более минут). В результате попытки выполнения упражнений с небольшими интервалами отдыха приводят к очень быстрому снижению максимальной скорости и развитие быстроты становится невозможным.

Преодолению данного противоречия в процессе целенаправленного развития быстроты способствует то обстоятельство, что интенсивность восстановительных процессов не одинакова на разных его этапах.  Являясь максимальной в начале, она существенно снижается к концу этого периода. Если весь период восстановления разделить на  три равные части, то в первую треть восстановление  работоспособности составит 65-70%, во вторую  -  25-30%, а в третью  - всего 5%.  Поэтому, если процесс полного восстановления после какой-либо скоростной нагрузки составляет, например, 9 минут, то повторную работу  можно смело начинать уже после 6-ти минут отдыха.

Поскольку при повторной скоростной работе интервалы отдыха всё же недостаточны для полного восстановления, то утомление всё же наступает относительно быстро.  Внешне это выражается в снижении скорости выполнения упражнений.  такое снижение скорости и служит  главным критерием достаточности скоростной работы на отдельном занятии. Дальше начинается уже воздействие на развитие скоростной выносливости, в основе которой лежат другие физиологические механизмы обеспечения работы.

В связи с необходимостью развития быстроты на фоне высокой возбудимости ЦНС, в  отдельном занятии скоростные упражнения должны выполняться в его начале.  В недельном цикле занятий  особенно интенсивное воздействие на развитие быстроты должно планироваться  на первый день после отдыха.

Большое стимулирующее значение для развития быстроты имеет использование игрового и, в особенности, соревновательного методов.

"Скоростной барьер” и пути его преодоления.  Одной из наиболее сложных проблем. возникающих при целенаправленном воздействии на повышение быстроты движений, является нежелательная стабилизация скорости, возникающая на определённом этапе её развития, образование , так называемого, "скоростного барьера”.

Такая стабилизация возникает из-за внутренней противоречивости методики развития быстроты. С одной стороны, для повышения скорости в каком-либо движении, его  надо многократно повторять, причём - с максимальной интенсивностью. С другой - такие многократные повторения как раз и приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и стабилизации всех параметров, в том числе скорости и частоты движений. Поэтому возникает необходимость поиска таких путей построения занятий,  которые бы позволяли избежать стабилизации скорости или отодвинуть её на возможно более позднее время.

В занятиях начинающих одним из самых главных и эффективных путей преодоления данного противоречия и предупреждения раннего образования "скоростного барьера”,  является возможно более позднее использование узко специализированных воздействий при развитии быстроты.  Узко специализированной  скоростной тренировке должна предшествовать предварительная всесторонняя физическая подготовка с некоторым акцентом на скоростную и скоростно-силовую работу

Например, одного и того же результата в беге на 100 метров можно достичь двумя путями:

за счёт узкоспециализированной тренировки в спринте;

за счёт всесторонней физической подготовки с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.

Хотя результат будет показан одинаковый, возможности для его дальнейшего улучшения будут существенно различными.  Первый путь приведёт к скорому образованию "скоростного барьера”. Во втором же случае показатели улучшатся в результате неспецифической нагрузки, за счёт "переноса” быстроты. Такая возможность существует в связи с обобщённым характером скоростных качеств у начинающих активно заниматься физическими упражнениями.  Если с этих позиций начать специализированную скоростную тренировку, то "скоростного барьера” можно избежать. Если же он всё же и наступит, то уже на значительно больших скоростях.

Таким образом,  на начальных этапах развития быстроты основная задача сводится к тому, чтобы, не специализируясь в скоростной работе, добиться по возможности более высоких результатов в развитии быстроты движений за счёт комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся.

Влияние силовой подготовки на процесс развития быстроты.  Существенное положительное влияние  силовых упражнений на развитие быстроты обусловлено базовым значением силовых способностей по отношению к остальным физическим качествам.

При выполнении циклических упражнений с максимальной скоростью занимающемуся приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (вес собственного  тела, преодоление инерционных сил, сопротивления внешней среды и т.п.)  В таких условиях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Не случайно мастера спринта, как правило, имеют атлетическую фигуру и обладают недюженными силовыми возможностями.

Добиться увеличения скорости в каком-либо двигательном действии можно двумя путями:

путём увеличения максимальной скорости при помощи скоростных упражнений;

путём увеличения максимальной силы мышц, участвующих в данном двигательном действии.

Однако, специальные исследования и опыт практической деятельности показывают,  что существенно повысить максимальную скорость  за счёт частоты движений чрезвычайно трудно, так как частота очень плохо поддаётся тренировочному воздействию.  Для того, чтобы добиться в этом деле совсем незначительных результатов, приходится тратить очень много сил и времени.  Вместе с тем, задача повышения силовых возможностей решается значительно проще. За сравнительно небольшой промежуток времени можно добиться очень существенного повышения силовых возможностей человека. Этим обстоятельством и обусловлен тот факт, что в практике специализированных тренировок для повышения качества быстроты широко используются силовые упражнения.

В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются две основные задачи:

повышение собственно силовых возможностей (максимальной силы);

развитие скоростно-силовых способностей, то есть способностей, позволяющих проявлять большую силу в условиях быстрых движений.

При развитии скоростно-силовых способностей  максимальное силовое напряжение создаётся посредством перемещения какого-либо  непредельного отягощения с предельной скоростью. Такие упражнения необходимо сочетать с собственно силовыми, которые выполняют роль своеобразного фундамента для развития скоростно-силовых способностей.   Дело в том, что добиться необходимого уровня повышения максимальной силы только скоростно-силовыми упражнениями не удаётся, так как они не вызывают максимального напряжения нервно-мышечного аппарата, особенно его центрально-нервных структур. Однако,  применение собственно силовых упражнений тоже должно быть продуманным и осуществляться на основе строгого учёта индивидуального  уровня развития физических качеств и состояния организма занимающихся. Чрезмерное увлечение объёмными силовыми нагрузками обычно приводит  к временному снижению показателей скорости. В таких случаях на несколько недель следует отказаться от использования собственно силовых упражнений и применять только скоростно-силовые нагрузки.

Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (25.09.2013)
Просмотров: 816 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru