На пути к современным представлениям о механизмах
управления движениями и теории обучения двигательным действиям ведущая роль всегда
принадлежала нашей отечественной науке.
Неоценимый вклад в развитие этих теорий с физиологических
позиций внесли классики российской науки
И.М.Сеченов, И.П.Павлов,
А.А.Ухтомский, Н.Е.Введенский, а
также их ученики и последователи В.В.Гориневский, А.Н.Крестовников, В.С.Фарфель,
К.Х.Кекчеев, А.Ф.Самойлов, Л.В.Чхаидзе, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др.
В разработке педагогической теории обучения движениям
важную роль сыграли работы таких учёных как
П.Ф.Лесгафт, К.Х Грантынь,
В.В.Белинович, В.Д.Мазниченко, А.В.Запорожец, С.В.Янанис, М.М.Боген,
Д.Д.Донской и др.
В качестве физиологической основы теории обучения
двигательным действиям долгое время использовалась теория условных рефлексов
И.П.Павлова. Их открытие было одним из крупнейших успехов физиологической науки
и на определённом этапе сыграло важную положительную роль в развитии теории
обучения движениям.
Физиологическое обоснование процесса формирования
двигательных навыков в свете этой теории было осуществлено учеником И.П.Павлова
профессором А.Н. Крестовниковым. Сама же
теория обучения двигательным действиям на основе условнорефлекторной концепции
в наиболее развёрнутом виде разработана
В.В.Белиновичем.
Согласно этой концепции, в основе двигательного навыка
лежит простой или сложный (цепной) условный рефлекс. В результате многократных
повторений движения между центрами управления вначале возникают (проторяются),
а затем всё более закрепляются нервные связи, что и приводит к формированию,
так называемого, коркового динамического стереотипа, который и лежит в основе
управления двигательным навыком. Это
формирование проходит через три стадии: иррадиации, концентрации и стабилизации.
Данная концепция просуществовала
в качестве одной из методологических основ теории обучения двигательным
действиям вплоть до 70-х годов ХХ века.
Её элементы можно встретить и в некоторых современных учебных изданиях.
Положительное влияние теории условных рефлексов очень велико.
Благодаря ей стало понятным, что упражнение органов тела вызывает какие-то
изменения в головном мозгу, а не в исполнительных органах (руке, ноге, спине и
т.п.), как думали раньше. Следовательно, двигательные навыки - это следы
запечатлевшиеся отнюдь не в самих исполнительных органах, а в недрах самого
мозга.
Однако, суть этих изменений была истолкована неправильно.
Как уже упоминалось выше, основой такого истолкования явилась теория
"проторения” нервных путей между различными центрами в головном мозгу.
Проторением стали объяснять и упражняемость, и обучаемость, и приобретение
навыков, и все вообще формы накапливания человеком личного жизненного опыта.
Вместе с тем, следует отметить, что теория условных
рефлексов позволяет объяснить далеко не все случаи двигательного поведения, а
только те, которые связаны с освоением довольно простых движений, выполняемых в
неизменных (стандартных) условиях. Однако в реальной жизни мы можем часто
наблюдать, когда один и тот же технический приём выполняется в различных
ситуациях, но с неизменным успехом. В таких случаях действие явно
приспосабливается к изменяющейся обстановке и это приспособление нельзя
объяснить с точки зрения условнорефлекторной теории.
Главная ошибка здесь заключается в уподоблении
двигательного навыка человека условному рефлексу, выявленному в опытах на
животных. Это повлекло за собой ряд
других крупных ошибок и, в конечном итоге, принесло практике обучения движениям
немало вреда.
Одним из главных обстоятельств, послуживших основанием
для возникновения всех этих ошибок, явился тот факт, что двигательный навык осваивается
не сразу и очень часто требует приложения большого труда. Это и стало
основанием для его сопоставления с условным рефлексом, который всегда требовал
многократных повторений условий опыта на протяжении длительного времени, что
объяснялось трудностями "проторения” новых временных связей.
В дальнейшем выяснилось, что главная причина длительности
формирования двигательного навыка заключается не в трудностях "проторения”, а в
сложности самого двигательного навыка, образование которого проходит несколько
последовательных этапов. При этом действительная цель многократного повторения
не в "проторении”, зазубривании или «задалбливании». Оно необходимо, прежде
всего, для того, чтобы с каждым разом всё удачнее решать поставленную перед
собой двигательную задачу и таким путём
находить наилучший способ её решения. Это становится возможным благодаря
накоплению всего разнообразия тех впечатлений, с помощью которых совершаются
коррекции (поправки) данного движения. В свою очередь такие коррекции
становятся возможны благодаря сигналам, непрерывно поступающим от работающих
органов (мышц).
Таким образом, в основе современных представлений о
механизмах и закономерностях формирования двигательных навыков лежит т е о р и я
о б р а т н ы х с в яз е й
, обеспечивающих функционирование
рефлекторного кольца (вместо рефлекторной дуги), как механизма управления
движениями.
В становлении и развитии этой теории большое значение
имели работы многих из перечисленных выше представителей отечественной науки.
Однако вклад одного из них Николая Александровича Бернштейна (1896-1966) является особенно весомым и поэтому
заслуживает того, чтобы подробнее остановиться на рассмотрении ключевых
положений разработанной им теории управления движениями и построения
двигательного навыка. Это также позволит познакомиться с целым рядом важнейших
положений, без представления о которых невозможно правильно понять процессы ,
лежащие в основе освоения двигательных действий.
|