Как уже было показано при рассмотрении основных понятий,
физическое воспитание представляет собой сложное многогранное социальное
явление, играющее исключительно важную роль в жизни общества и отдельного
человека. Для эффективной организации
этого процесса необходимо объединение его отдельных элементов в определенную
систему. Представление о физическом воспитании как о системе очень полезно и
для изучения закономерностей его развития, так как дает возможность
рассматривать особенности функционирования каждого отдельного элемента этого
процесса во взаимосвязи с другими.
С и с т е м а (в пер. с греч. – составленное из частей)
–
единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Это одно из
наиболее важных понятий, имеющее большое общенаучное значение.
Главный признак системы (отличающий ее от простой суммы
частей) – появление новых интегративных
качеств, не свойственных отдельным
частям, составляющим данную систему. Это очень важно понимать, так как
сколь угодно тщательное изучение свойств каждой из частей в отрыве друг от друга, вне их
взаимодействия, не дает правильного представления о системе в целом. Следовательно, всякий анализ должен
сопровождаться изучением характера взаимосвязей
между элементами и завершаться синтезом, обобщением на основе знания
закономерностей этих взаимосвязей.
С и с т е м а физического воспитания – это сложившийся в конкретном обществе тип
социальной практики, специфической функцией которого является организация и
управление деятельностью по физическому совершенствованию людей (АР).
Особенности той или иной системы физического воспитания определяются не столько отдельными примерами практики её
осуществления, сколько
особенностями
социально-экономического и общественно-политического государственного устройства конкретного общества.
***
Физическое воспитание
в условиях первобытного общества,
несмотря на свой примитивный характер, уже имело существенное значение в формировании образа
жизни человека. Благодаря тесной связи с трудом, бытом и доступностью для всех
членов племени или рода оно занимало довольно значительное и всё возрастающее место в развитии общества.
В 3-4 тысячелетии до н.э.
в результате развития общественных отношений на смену первобытному
обществу приходит рабовладельческая общественно-экономическая формация. В этот период развития человеческого общества
цели, задачи, средства, формы и методы физического воспитания определялись в
зависимости от особенностей экономического, политического и культурного
развития в том или ином
рабовладельческом государстве. Так, в Древней Греции различали две
основных системы занятий физическими упражнениями: гимнастику (упражнения, оказывающие общеразвивающее
воздействие) и агонистику,
представляющую собой специальную тренировку
с целью подготовки к выступлениям на состязаниях. Постепенно такие состязания приобретали всё большую
определённость целей, периодичность, а подготовка к ним способствовала
совершенствованию системы физического воспитания.
В
рабовладельческом обществе системы физического воспитания имели, главным образом, военную
направленность. Они использовались как одно из средств воспроизводства военной
силы, инструмент подавления рабов внутри государства и ведения захватнических
войн. К этому периоду относится появление специальных школ, строительство
спортивных сооружений, организация
крупных международных соревнований, из которых наиболее яркими и значительными
для истории являются Олимпийские игры.
В средние века развитию физической культуры в Европе
был нанесён значительный ущерб.
Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в этот период развития
человеческого общества христианской церковью
проповедовалось необходимость умерщвления физической человеческой плоти, занятия физическими
упражнениями расценивались как
богохульство и преследовались. Были запрещены спортивные игрища, состязания. В
результате развитие систем физического воспитания было приостановлено. Физическое воспитание приобрело сугубо
элитарный характер и использовалось только для военно-физической подготовки
рыцарей.
Начиная с ХVII столетия, с появлением буржуазных общественно-экономических
отношений активизируются все сферы
жизнедеятельности общества, в том числе
появляется возможность дальнейшего развития систем физического
воспитания. Начиная с этого периода значительно
возрастает его влияния на народные массы, совершенствуются средства,
методы, формы, открываются первые
спортивные клубы. С расширением экономического и культурного сотрудничества
между разными странами спорт выходит за границы отдельных государств, что нашло
отражение в организации и проведении
многочисленных международных соревнований и возобновлении в конце ХIХ
века регулярного проведения Олимпийских игр. В ХХ веке бурное развитие получает физкультурно-массовое и спортивное
движение, опирающиеся на современные системы физического воспитания и спортивной тренировки, новейшие достижения науки и техники. |