Классифицировать упражнения - значит разделить их на
группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое
значение классификации заключается в том, что она позволяет упорядочить упражнения, помогает лучше
ориентироваться в их чрезвычайном многообразии, рационально подбирать и
использовать их в повседневной практике.
При этом надо всегда помнить, что каждое физическое
упражнение, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными
признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из
этого следует, что не может быть создана какая-то одна неизменная и пригодная для всех случаев
классификация. Всегда существует несколько классификаций физических упражнений,
которые не остаются неизменными, а всё время совершенствуются и уточняются.
Из существующих в настоящее время классификаций для практики массовых занятий и
самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые
по следующим признакам.
1. По признаку
исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым
относятся: гимнастика, игра, туризм,
спорт. В соответствии с этим признаком
различают:
гимнастические упражнения;
игровые физические упражнения;
туристические физические упражнения;
спортивные упражнения.
Как можно видеть,
в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений,
поэтому она может рассматриваться только
как самая общая ориентировка во всём их многообразии.
2.По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения
подразделяются по признаку
преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы:
упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц туловища и шеи;
упражнения для мышц ног и таза и т.п.
По признаку
преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества:
скоростно-силовые физические упражнения;
упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;
упражнения, требующие преимущественного проявления координационных
способностей;
упражнения, воздействующие на развитие гибкости;
силовые упражнения и т.п.
4.По структурным
биомеханическим признакам:
физические упражнения циклического характера (бег,
плавание, езда на велосипеде и т.п.);
физические упражнения ациклического характера (метания,
прыжки);
комбинированные физические упражнения (прыжки или метания
с разбега);
вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические
, прыжки в воду и т.п.);
По мощности
выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):
упражнения умеренной мощности;
упражнения большой мощности;
упражнения субмасксимальной мощности;
упражнения максимальной мощности.
6. По степени близости к соревновательному
упражнению. Данная классификация
является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим
признаком различают:
избранные соревновательные упражнения;
специально-подготовительные упражнения;
общеподготовительные физические упражнения.
Как уже отмечалось
выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет
правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия
от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в
процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и
умений теряют всякий смысл и могут
принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания,
связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной
мощности выполняемой работы (или по
величине физиологической нагрузки). Поэтому рассмотрим её более подробно.
Зона
максимальной мощности работы находится во временных границах от
3-5 до 20-30 секунд. В этой зоне находится сравнительно небольшая группа
упражнений циклического характера - спринтерские дистанции в легкой атлетике,
плавании, велогонках. Максимальная мощность развивается за счёт максимальной
скорости передвижения. После 20 сек. работы (а во многих случаях и раньше) скорость неизбежно снижается. В результате её
снижения и мощность становится ниже предельных значений. Полное восстановление
функций сердечно-сосудистой системы после такой нагрузки заканчивается через 20-25 минут.
В зоне работы субмаксимальной мощности
происходит резкое снижение максимальной скорости передвижения. Работа в этой
зоне мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности,
который может поддерживаться в пределах от 20-30 сек до 3-5 минут. Такая интенсивность
характерна для бега на средние дистанции в легкой атлетике - 800, 1000 и 1500 м; 500-3000 м - в конькобежном спорте, 100-400 м - в плавании. Полное восстановление после работы
субмаксимальной мощности происходит в течение
1,0 - 1,5часов.
После работы
максимальной и субмаксимальной мощности часто происходит снижение ударного
объёма сердца (количества крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение). Это
является следствием выключения
"мышечного насоса” после прекращения работы мышц и резкого уменьшения
венозного притока крови к сердцу. Крайне
нежелательным результатом всего этого может быть, так называемый,
"гравитационный шок”, возникающий в результате того, что кровь задерживается в расширенном кровяном
русле нижних конечностей и ухудшения снабжения кровью верхней половины
туловища, особенно, головного мозга, и потере сознания. Вот почему после таких
упражнений нельзя сразу резко останавливаться, садиться и т.п.
Виды
физкультурно-спортивной деятельности, относящиеся к зоне большой
мощности, характеризуются
довольно высоким темпом работы, поддерживаемом в течение относительно
длительного времени - от 5-ти до 40
минут. В этих временных рамках выполняется бег на 3-5 км., плавание на 400 - 1500 м., лыжные гонки на 5-10 км. и т.п.
Значительная
длительность и высокая интенсивность работы в зоне большой мощности
обеспечивает полное раскрытие функций сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Восстановление функций после работы в зоне большой
мощности в основном происходит в течение
1,5 - 2,0 часов.
К работе умеренной
мощности относятся циклические
физические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Работа в
этой зоне мощности сопровождается менее
интенсивными, чем при работе субмаксимальной и большой мощности, сдвигами
функций сердечно-сосудистой системы и характеризуется экономичным режимом
работы сердца.
После пробегания
сверхдлинных дистанций могут наблюдаться случаи падения артериального давления,
вследствие ухудшения сократительной способности сердечной мышцы, утомлённой
длительной работой. Расход энергии в единицу времени по сравнению с работой
максимальной мощности уменьшается в 8-10 раз. В то же время суммарные
энерготраты могут составить до 10000 ккал., что в десятки раз превышает
энегротраты, производимые в процессе
работы субмаксимальной и максимальной мощности.
В практике
повседневной жизни довольно широко распространено заблуждение по поводу того,
что в решении задач физического воспитания можно вполне обойтись без физических
упражнений, подменяя их выполнением трудовых двигательных действий. На самом
деле это не так и объясняется
существенными отличиями между этими разновидностями двигательных действий.
При помощи
физических упражнений решаются педагогические задачи. Они направлены, прежде
всего на себя, на свой организм, на его совершенствование, в то время, как
трудовые двигательные действия направлены прежде всего на решение производственных
задач.
Следовательно,
физические упражнения выполняются в соответствии с закономерности физического воспитания, то есть наиболее
рационального и разностороннего воздействия на организм с учётом индивидуальных
возможностей занимающихся. Трудовые же действия
организуются в соответствии с закономерностями производства, необходимостью
повышения рентабельности,
производительности труда и т.п.
Поэтому регулирование нагрузки в физическом воспитании (объём,
продолжительность, частота повторений, интервалы отдыха и т.п.) осуществляется
в соответствии с закономерностями, позволяющими оказать наиболее эффективное и
избирательной воздействие на ту или иную функцию организма Трудовые
двигательные действия организуются в соответствии с требованиями наибольшей производительности
в каком-то конкретном трудовом процессе, что неизбежно приводит к односторонности
чрезмерности или недостаточности воздействий.
Имеют место и
другие расхождения принципиального характера. Так, например, очень часто главной целью применения
физических упражнений в процессе физического воспитания является доведение
организма до глубокой степени утомления (при воспитании выносливости)
Принципиальным отличием трудового процесса является то, что он предполагает
всемерную экономию и минимально возможные
траты энергоресурсов организма.
Таким образом, трудовые двигательные
действия при определённых условиях, разумеется,
могут оказывать положительное влияние на развитие организма человека.
Однако, только специально разработанные комплексы физических упражнений и их
методически грамотное использование
может обеспечить целенаправленное и
разностороннее развитие всех органов и систем организма в оптимальной мере и гармоническом соответствии.
|