Воскресенье, 28.04.2024, 11:00
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Классификация физических упражнений

Классифицировать упражнения - значит разделить их на группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое значение классификации заключается в том, что она позволяет  упорядочить упражнения, помогает лучше ориентироваться в их чрезвычайном многообразии, рационально подбирать и использовать их в повседневной практике.

При этом надо всегда помнить, что каждое физическое упражнение, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может  быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана какая-то одна  неизменная и пригодная для всех случаев классификация. Всегда существует несколько классификаций физических упражнений, которые не остаются неизменными, а всё время совершенствуются и уточняются.

Из существующих в настоящее время классификаций  для практики массовых занятий и самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам.

1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся:  гимнастика, игра, туризм, спорт.  В соответствии с этим признаком различают:

гимнастические упражнения;

игровые физические упражнения;

туристические физические упражнения;

спортивные упражнения.

Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться  только как самая общая ориентировка во всём их многообразии.

2.По анатомическому признаку.  В данной классификации упражнения подразделяются  по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы:

упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

упражнения для мышц туловища и шеи;

упражнения для мышц ног и таза  и т.п.

 

По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества:

скоростно-силовые физические упражнения;

упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;

упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей;

упражнения, воздействующие на развитие гибкости;

силовые упражнения и т.п.

 

4.По структурным биомеханическим признакам:

физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.);

физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки);

комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега);

вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические , прыжки в воду и т.п.);

 

По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):

упражнения умеренной мощности;

упражнения большой мощности;

упражнения субмасксимальной мощности;

упражнения максимальной мощности.

 

6. По степени близости к соревновательному упражнению.  Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают:

избранные соревновательные упражнения;

специально-подготовительные упражнения;

общеподготовительные физические упражнения.

 

Как уже отмечалось выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и умений  теряют всякий смысл и могут принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания, связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки). Поэтому рассмотрим её более подробно.

Зона максимальной мощности работы находится во временных границах от 3-5  до 20-30 секунд. В этой зоне  находится сравнительно небольшая группа упражнений циклического характера - спринтерские дистанции в легкой атлетике, плавании, велогонках. Максимальная мощность развивается за счёт максимальной скорости передвижения. После 20 сек. работы (а во многих случаях и раньше)  скорость неизбежно снижается. В результате её снижения и мощность становится ниже предельных значений. Полное восстановление функций сердечно-сосудистой системы после такой нагрузки заканчивается  через 20-25 минут.

 

В зоне работы субмаксимальной мощности происходит резкое снижение максимальной скорости передвижения. Работа в этой зоне мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности, который может поддерживаться в пределах от 20-30 сек до 3-5 минут. Такая интенсивность характерна для бега на средние дистанции в легкой атлетике - 800, 1000 и 1500 м;   500-3000 м - в конькобежном спорте,  100-400 м - в плавании.  Полное восстановление после работы субмаксимальной мощности происходит в течение  1,0 - 1,5часов.

После работы максимальной и субмаксимальной мощности часто происходит снижение ударного объёма сердца (количества крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение). Это является следствием выключения  "мышечного насоса” после прекращения работы мышц и резкого уменьшения венозного притока крови к сердцу.  Крайне нежелательным результатом всего этого может быть, так называемый, "гравитационный шок”, возникающий в результате того,  что кровь задерживается в расширенном кровяном русле нижних конечностей и ухудшения снабжения кровью верхней половины туловища, особенно, головного мозга, и потере сознания. Вот почему после таких упражнений нельзя сразу резко останавливаться, садиться и т.п.

Виды физкультурно-спортивной деятельности, относящиеся к зоне  большой мощности,  характеризуются довольно высоким темпом работы, поддерживаемом в течение относительно длительного времени  - от 5-ти до 40 минут. В этих временных рамках выполняется бег на 3-5 км.,  плавание на 400 - 1500 м., лыжные гонки на 5-10 км.  и т.п.

Значительная длительность и высокая интенсивность работы в зоне большой мощности обеспечивает полное раскрытие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  Восстановление  функций после работы в зоне большой мощности  в основном происходит в течение 1,5 - 2,0 часов.

К работе  умеренной мощности  относятся циклические физические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Работа в этой зоне мощности сопровождается  менее интенсивными, чем при работе субмаксимальной и большой мощности, сдвигами функций сердечно-сосудистой системы и характеризуется экономичным режимом работы сердца.

После пробегания сверхдлинных дистанций могут наблюдаться случаи падения артериального давления, вследствие ухудшения сократительной способности сердечной мышцы, утомлённой длительной работой. Расход энергии в единицу времени по сравнению с работой максимальной мощности уменьшается в 8-10 раз. В то же время суммарные энерготраты могут составить до 10000 ккал., что в десятки раз превышает энегротраты, производимые  в процессе работы субмаксимальной и максимальной мощности.

В практике повседневной жизни довольно широко распространено заблуждение по поводу того, что в решении задач физического воспитания можно вполне обойтись без физических упражнений, подменяя их выполнением трудовых двигательных действий. На самом деле это не так и объясняется  существенными отличиями между этими разновидностями двигательных действий.

При помощи физических упражнений решаются педагогические задачи. Они направлены, прежде всего на себя, на свой организм, на его совершенствование, в то время, как трудовые двигательные действия направлены прежде всего на решение производственных задач.

Следовательно, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерности  физического воспитания, то есть наиболее рационального и разностороннего воздействия на организм с учётом индивидуальных возможностей занимающихся.  Трудовые же действия организуются в соответствии с закономерностями производства, необходимостью повышения рентабельности,  производительности труда и т.п.  Поэтому регулирование нагрузки в физическом воспитании (объём, продолжительность, частота повторений, интервалы отдыха и т.п.) осуществляется в соответствии с закономерностями, позволяющими оказать наиболее эффективное и избирательной воздействие на ту или иную функцию организма Трудовые двигательные действия организуются в соответствии с требованиями наибольшей производительности в каком-то конкретном трудовом процессе, что неизбежно приводит к односторонности чрезмерности или недостаточности воздействий.

Имеют место и другие расхождения принципиального характера. Так, например,  очень часто главной целью применения физических упражнений в процессе физического воспитания является доведение организма до глубокой степени утомления (при воспитании выносливости) Принципиальным отличием трудового процесса является то, что он предполагает всемерную экономию  и минимально возможные траты энергоресурсов организма.

Таким образом, трудовые двигательные действия при определённых условиях, разумеется,  могут оказывать положительное влияние на развитие организма человека. Однако, только специально разработанные комплексы физических упражнений и их методически грамотное использование  может обеспечить целенаправленное и  разностороннее развитие всех органов и систем организма  в оптимальной мере и гармоническом соответствии.

Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (27.09.2013)
Просмотров: 915 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru