Воскресенье, 28.04.2024, 19:45
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Характеристика методов строго регламентированного упражнения

Группа методов, преимущественно направленных на развитие физических качеств, основаны на различных способах регламентации (регулирования)  нагрузок и отдыха. Среди них выделяют.

Методы стандартного упражнения  (со стандартной нагрузкой), к которым относят:

метод равномерного упражнения, например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т.п. (его отличительные черты состоят в том,  что нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по величине);

 метод повторного  упражнения, например, 5 раз по 30 м. (его отличительной чертой являются одинаковые порции нагрузки, следующие через определенные интервалы отдыха).

Методы переменного упражнения (с переменной нагрузкой) которые подразделяются:

метод переменного непрерывного упражнения (например, "фартлек” - непрерывный бег с переменной скоростью);

метод переменного интервального упражнения, имеющий разновидности: а) с прогрессирующей нагрузкой (например, подходы к штанге весом 40, 60, 80 кГ и т.п.);  б) с убывающей нагрузкой (например, пробегание отрезков 800, 400, 200, 100 м.); в) интервального упражнения с варьирующей нагрузкой.

3. Методы упражнений комбинированного типа. Существование этих методов обусловлено тем,  что далеко не все средства физического воспитания позволяют применять тот или иной метод в "чистом виде”. Во-вторых, тем, что соединение особенностей различных методов во многих случаях создаёт условия для более гибкого регулирования  параметров нагрузки и отдыха  и, тем самым, более целесообразного  управления  процессом развития физических качеств.

В принципе возможны самые разнообразные варианты  комбинирования элементов, характеризующих разные методы. Соответственно и велико число комбинированных методов. Можно привести только некоторые их примеры:

 метод повторно-переменного упражнения (бег 200 м в быстром темпе и 100 в спокойном и т.п.);

 метод повторно-прогрессирующего упражнения с уменьшением объёма нагрузки в сериях  (подъёмы  штанги:  5 раз по 70 кг +  4 раза  по 80 кг + 3 раза  по 85 кг и т.п.)

 метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха  (пробегание отрезков 400 м с интервалами отдыха  8, 6, 4 мин) и др.

 

Наряду с методами, которые чаще всего используются для развития физических качеств, существует и группа методов,  применяемых, главным образом, в процессе освоения двигательных действий.  Среди них выделяются, прежде всего два противоположных подхода: целостный, то есть без расчленения двигательного действия на отдельные части, и по частям, то есть с первоначальным их расчленением на составные элементы.

Оба эти подхода следует рассматривать как целесообразные. Они должны дополнять друг друга и применяться в соответствии с многими условиями:  особенностями осваиваемого упражнения, этапом освоения, групповыми и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием и качеством спортивного оборудования,  возможностями использования технических средств и тренажёрных устройств т.п.

 

Начальное освоение движений может вестись как  целостным методом, так и по частям.

В первом случае движения выполняются в составе той целостной структуры, которая характерна для данного конкретного действия (например, прыжок).  Во втором случае действие подразделяется на основные элементы, и их осваивают поочерёдно (например, гимнастические комбинации). При этом никогда не следует забывать, что расчленение носит временный характер. Разучивание части двигательного действия не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. В конечном итоге все элементы должны быть сведены в целостное действие, иначе этот метод теряет всякий смысл.

Метод разучивания двигательного действия по частям имеет следующие положительные стороны:

 позволяет более полно сосредоточить внимание на выделенной части и более тщательно её изучить и освоить;

 уменьшает вероятность повторного неправильного выполнения движений, предупреждает закрепление ошибок;

 снижает утомляемость процесса освоения, что позволяет увеличивать количество  выполняемых упражнений;

 делает процесс освоения более конкретным;

 этот метод незаменим при освоении координационно сложных двигательных действий, а также при необходимости дифференцированного воздействия на отдельные мышечные группы и суставы.

 

Вместе с тем данный метод имеет и существенные недостатки:

 не годится для тех случаев, когда двигательное действие невозможно расчленить (прыжки, ловля предмета и т.п.);

 отдельные детали движения даже при самом правильном и удачном расчленении не сохраняют полностью все свои характеристики, так как большинство таких характеристик определяются не их собственным содержанием, а особенностями взаимосвязи с другими элементами системы движений.

 

В тех случаях,  когда расчленение целого может привести к изменению самой сути  двигательного действия, резкому искажению его структуры,  применяют  второй путь  -  метод целостного разучивания.

При этом вначале структура целостного движения по  возможности больше упрощается за счёт  исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые затем, по мере освоения основного механизма, соединяются с основным действием и совершенствуются уже на фоне целостного выполнения двигательного действия.

Ценной чертой этого метода является то, что техника двигательного действия осваивается  при постоянном взаимодействии  его частей, что позволяет сохранять ритм  действия и его общую структуру. Он особенно эффективен на заключительном этапе совершенствования двигательных действий.

Этот метод имеет и существенные  недостатки:

 не исключает возможность грубых искажений в технике выполнения двигательного действия;

 не позволяет одновременно  контролировать все детали движения, нуждающиеся в контроле и коррекции;

 при начальном разучивании,  целостное повторение сложных двигательных действий  приводит к быстрому утомлению, в результате которого дальнейшая работа по его освоению  оказывается невозможной

 может быть использован при начальном разучивании только сравнительно несложных двигательных действий.

 

На различных этапах освоения и совершенствования  двигательных действий ведущую роль  может приобретать метод, который характеризуется  целостным  выполнением двигательных действий в условиях дополнительных нагрузок,  позволяющих более активно воздействовать  на развитие специальных физических качеств, наиболее важных для данного навыка и без нарушения его структуры.  Такая группа методов впервые разработана и описана профессором В.М.Дьячковым, и  объединяется под названием  методов  "сопряжённого воздействия”.

Особенно важным условием, соблюдение которого необходимо при использовании  этих методов, является тщательный подбор применяемых дополнительных отягощений (сопротивлений) , которые должны отвечать строгим требованиям  оптимальности.  В свою очередь, оптимальность величины дополнительных отягощений  зависит  от:

 структурных особенностей двигательного действия;

 конкретных задач освоения и совершенствования ;

 индивидуальных особенностей, уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности занимающихся.

 

Процесс первоначального освоения, а также совершенствования двигательных действий существенно  упрощается и ускоряется в тех случаях, когда появляется возможность широкого использования технических средств и специальных тренажерных устройств, применяемых на основе разработанной профессором И.П.Ратовым  концепции  "искусственная управляющая среда”.  Сюда относится огромное количество всевозможных устройств,  действующих по принципу "управляемого взаимодействия”

Одно из основных направлений использования таких устройств заключается в том, чтобы ограничить до возможного минимума  количество степеней свободы движущихся частей тела при выполнении какого-либо сложного двигательного действия, уменьшив или полностью исключив  тем самым возможность неправильного  его выполнения.

Такие тренажёрные устройства  позволяют применять целостный метод при обучении не только сравнительно простым, но и сложнокоординированным двигательным действиям. Причём, использовать его на самых начальных этапах освоения движений без риска получения отрицательного эффекта, даже при освоении движений детьми младшего школьного возраста.

Благодаря их использованию отпадает необходимость в долгих объяснениях, имитациях, появляется возможность сосредоточения внимания на самом главном, ускоряется освоение движений, появляются  дополнительные возможности для учета индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.

На начальном этапе освоения движений реализация такого подхода позволяет лучше прочувствовать движение, выполняя его с первых попыток правильно. Применяемые при этом дополнительные отягощения содействуют формированию более ярких двигательных образов, причём таких, которые соответствуют выполнению движений с рекордным для данного занимающегося результатом.

Одним из достоинств такого подхода является и то, что его реализация  позволяет как бы раздвигать рамки доступности при освоении сложных движений. Очень важным является также и то, что в  условиях данного подхода создаются предпосылки для повышения верхней границы "оптимальности”  применяемых дополнительных отягощений, что способствует  ещё большему повышению эффективности методов "сопряженного воздействия” в деле одновременного решения задач освоения движений и развития физических качеств.

 

Общие черты, характерные для методов строго регламентированного упражнения. Как следует уже из самого названия этих методов, при их использовании деятельность занимающихся организуется и регулируется  с возможно более полной регламентацией., что выражается в следующем:

 твёрдо предписанной программе движений (состав движений, порядок их выполнения и т.п.);

 строгом дозировании нагрузки и управлении её динамикой в процессе упражнения;

 в строго установленном порядке чередования нагрузок и отдыха;

 использовании определённых искусственно созданных внешних условий, облегчающих действия занимающихся (технические средства, тренажёрные устройства).

Основной смысл такой регламентации состоит в том, чтобы :

 создать оптимальные условия для освоения новых двигательных действий;

 гарантировать точно направленное воздействие на развитие того или иного физического качества.

 

Использование методов строго регламентированного упражнения позволяет:

 обучать двигательным действиям любой сложности;

 избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела;

 строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;

 избирательно воздействовать на развитие отдельных физических качеств;

 обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания;

 использовать физические упражнения в занятиях любого контингента людей:  от новорождённых до пожилых,  от обладающих феноменальными физическими возможностями до физически слабых и больных.

Методы строго регламентированного упражнения могут быть использованы на всех этапах освоения двигательных действий и развития физических качеств.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (27.09.2013)
Просмотров: 2501 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru