Четверг, 28.03.2024, 18:52
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Формы организации физического воспитания школьников

Процесс физического воспитания школьников складывается из многочисленных, и проводимых в определённой системе, занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп, каждая из которых из-за своих особенностей , требует и особых форм организации занятий.

Ф о р м а   физического воспитания  - это определённым образом организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё , задач (АР).

Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трёх сферах:

в учебных заведениях всех типов (в частности - в  общеобразовательных школах);

в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание (спортивные секции в Домах детского творчества, физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции при различных спортивных организациях, детские спортивные школы и др.)

в условиях семейного быта.

В отечественной системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сложились  разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Основными из них являются:

классно-урочная форма  физкультурных занятий;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в структуре учебного дня, к которым относятся:  гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время во время уроков, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня;

внеклассные формы физкультурно-спортивных занятий, включающие :  занятия в спортивных секциях и кружках физической культуры,  занятия в группах общей физической подготовки (ОФП),  занятия в группах лечебно-оздоровительной (коррегирующей) физической культуры;

общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, к которым относятся:  школьные спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, ежемесячные дни здоровья и спорта;

реализация межпредметных связей в системе школьного образования, когда в содержание уроков по другим общеобразовательным дисциплинам включаются преподавание и усвоение знаний по физической культуре;

Всё это многообразие форм должно  обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм  семейной и "дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня,  подготовка и участие в соревнованиях типа "Папа, мама, я - спортивная семья” и т.п.

К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников.  Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит  не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм) .  Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.

Во-первых,  игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.

Во-вторых,  это свидетельствует не только о нежелательности,  но и невозможности полноценной подмены одних форм другими.

В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.

В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий  всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления.

Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлениями о  рациональном двигательном режиме  школьников,  который в значительной мере определяется совокупностью форм физического воспитания, реализуемых в той или иной школе. Как уже отмечалось, наиболее полным он бывает тогда, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями и спонтанной  двигательной активностью.  Из этого следует, что ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых.

Утренняя гигиеническая гимнастика .  Должна выполняться каждое утро и состоять из 9 - 10 упражнений.  Их выполнение ускоряет переход от состояния сна к бодрствованию, стимулирует деятельность центральной нервной системы (ЦНС) , активизирует работу всех органов и систем организма, способствует бодрому, жизнерадостному настроению.

Прогулки по дороге в школу и обратно. Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект.

Гимнастика до учебных занятий.  Призвана содействовать созданию условий для активного  начала учебного дня, мобилизации на продуктивную работу на уроках.

Уроки физической культуры. Их содержание определяется  Государственным стандартом и учебной программой.  Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками, а также целенаправленного развития основных двигательных качеств:  силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; а также воспитания воли, смелости, решительности, настойчивости и др.

Физкультминутки на уроках, а также во время приготовления домашних заданий. Они помогают преодолеть утомление, появляющееся в результате напряженного умственного труда. Переключение  с умственной деятельности на активное выполнение физических упражнений позволяет быстрее восстанавливать умственную работоспособность

Физические упражнения и подвижные игры  во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине  учебного дня

Ежедневные "Часы здоровья”  (Проводятся в школах,  имеющих соответствующие условия) Позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору. В значительной мере способствуют профилактике заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности (гиподинамии)

Спортивный час.  Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять усталость после уроков.  Эта форма  занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие  младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т.п.

Занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта . Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной (по отношению к определённому виду  спорта) физической подготовки, удовлетворению  индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т.п.

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия  К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т.п.  Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех  учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т.п.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима. При определенных условиях могут оказаться самым эффективным его элементом, так как в наибольшей степени согласуются с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека. Предполагают сформированность потребностно-мотивационной сферы (искреннее и осознанное желание заниматься с целью достижения значимого результата), хорошее знание особенностей и индивидуальных возможностей своего организма, а также  наличие инструктивно- методических знаний и умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Двигательный режим  может рассматриваться  как достаточный и полностью удовлетворяющий потребности  растущего организма в движениях, только при условии  активного участия школьника  во всех выше перечисленных формах физического воспитания, культивируемых в школе, а также внешкольных формах и систематических самостоятельных занятиях, общее количество времени которых должно приближаться  к 12 - 14 часам в неделю.

Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика,  физкультпаузы, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день.  Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться  приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с правильно организованным режимом питания. Вместе они являются важнейшим условием  здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников.  Под  режимом питания  подразумевается  кратность (количество процедур приема пищи с учетом промежутков между ними) питания в течении суток,  правильное распределение суточного рациона, правильное сочетание  по времени с занятиями физическими упражнениями.

Правила приема пищи до и после занятий физическими упражнениями сводятся к следующему:

после завтрака и обеда можно заниматься физическими упражнениями  только через два часа;

после второго завтрака или полдника - через час-полтора;

интервал между окончанием занятий физическими упражнениями  и приёмом пищи должен быть не менее  30-40 минут.

Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (27.09.2013)
Просмотров: 809 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru