Выполнить движение сразу правильно, без ошибок, в обычных
условиях, как правило. оказывается невозможным. Данное обстоятельство очень
осложняет процесс освоения движений.
Некоторые из ошибок обусловлены закономерностями формирования двигательного
навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи с
несоблюдением определённых условий и т.п.
Успех в освоении движений во многом зависит от того,
насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько
методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения. Наиболее типичными являются следующие группы
ошибок:
внесение в двигательный акт дополнительных ненужных движений;
закрепощённость движений, несоразмерность мышечных
усилий, привлечение к участию в движении ненужных групп мышц;
отклонения по направлению и амплитуде движений;
искажённость общего
ритма двигательного действия;
выполнение
движения на недостаточно высокой скорости.
Основными причинами этих групп ошибок являются :
неправильное или недостаточно полное представление о
структуре и двигательном составе осваиваемого двигательного действия;
неправильное или недостаточно полное понимание двигательной задачи;
недостаточность двигательного опыта занимающегося;
недостаточная физическая подготовленность занимающегося;
неуверенность, боязнь, чувство утомления и т.п.;
неправильная организация процесса освоения двигательного
действия.
Для повышения
эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое
значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого
регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могут быть
самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений,
этапом освоения, индивидуальными возможностями занимающихся и т.п.). Вместе с
тем, во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:
число повторений нового действия определяется
возможностями обучаемого улучшать движение при каждой новой попытке;
повторное выполнение с одними и теми же ошибками является
сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную
готовность к выполнению очередной попытки (готовность как физическую, так и
психическую);
продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего
утомления нецелесообразно и даже вредно ;
интервалы между занятиями должны быть по возможности короткими,
чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.
|