Пятница, 19.04.2024, 21:53
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Цель и задачи школьной системы физического воспитания

Нынешнее состояние и перспективы дальнейшего развития физического воспитания школьников во многом зависят от ясности и чёткости постановки цели,  то есть определения ожидаемого результата деятельности.  Это обусловлено тем, что цель в любой деятельности представляет собой главный системообразующий фактор, без которого система теряет смысл своего существования.

На таком фоне крайне парадоксальным выглядит тот факт, что как в  специальной учебной и научной литературе, так и в самой практике физического воспитания школьников, до сих пор отсутствует общепризнанное, устоявшееся представление о главной цели этой деятельности. В свою очередь, неразработанность проблемы целеобеспечения лишает школьное звено одного из основных механизмов его эффективного функционирования, создаёт серьёзные трудности в практической педагогической деятельности.

Дело в том, что от того или иного подхода в понимании цели физического воспитания школьников напрямую зависит вопрос о содержании этого процесса и, прежде всего, содержания учебной работы  по физической культуре в школе. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что данная проблема не так проста, как это может показаться с первого взгляда.  Положение с её решением особенно усугубилось в последние годы. Это обусловлено тем, что перестройка народного образования привела к необходимости пересмотра его целевых установок. В результате, наряду с весьма конструктивными идеями и положениями, появился и целый ряд серьёзных заблуждений.  Поэтому, а также в связи с исключительной важностью данного вопроса, целесообразно более подробно остановиться на его рассмотрении.

Анализ сложившегося положения свидетельствует, что для современной практики физического воспитания школьников характерно наличие двух крайностей, когда цель ставится либо в чрезмерно общей, абстрактной форме, либо её подменяют одной из наиболее  важных задач , например,  -  укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение высокого уровня спортивно-технической подготовленности и т.п.

Характерным является также фактическое отсутствие представлений о цели учебной работы по физической культуре в школе, то есть о цели преподавания учебного предмета "Физическая культура”, являющегося   основной формой, несущим стержнем всего процесса физического воспитания школьников.  При этом суть дела представлена так, что цель учебной работы как бы растворяется в общей цели физического воспитания, по поводу определения которой, как уже упоминалось, имеются серьёзные проблемы и пестрота мнений не только среди специалистов-практиков, но и во взглядах ведущих учёных.

Так, по мнению профессора М.Я.Виленского, целью физического воспитания школьников является  формирование физической культуры личности. А по мнению профессора В.И.Ляха,  такой целью является  содействие формированию всесторонне и гармонически развитой личности, где формирование физической культуры представляет собой отнюдь не цель, а лишь средство достижения этой цели.  Существует также мнение, что целью физического воспитания школьников является  обеспечение общего (неспециального) среднего физкультурного образования.

Теоретический анализ проблемы, осуществлённый автором данного пособия свидетельствует о том,  что все представленные выше  формулировки цели верны,  а  их авторы по-своему правы.  Однако в решении данной проблемы необходимо исходить не из абсолютизации и противопоставления каждой из приведённых выше формулировок  цели друг другу (как это имеет место в настоящее время), а из их диалектически организованного и иерархически устроенного (разноуровневого)  взаимодействия.

Результаты анализа привели также к выводу о целесообразности использования дифференцированного подхода в решении этого важнейшего вопроса, предполагающего наряду с формулированием общей цели физического воспитания, определение специфической  цели учебной работы по физической культуре в школе.

При этом необходимо исходить из того факта, что предмет "Физическая культура”  представляет собой одну из общеобразовательных дисциплин. А коль это так, то основной    ц е л ь ю   его преподавания должно быть ни что иное, как  обеспечение общего среднего физкультурного образования,  представляющего собой базовую основу и непременное  условие успешного формирования физической культуры личности (АР). Выполнение роли базовой основы  возводит эту цель в ранг ведущей, основной на всём этапе  школьного  отрезка  возрастного развития человека. 

Надо особо подчеркнуть, что в такой постановке данная цель выглядит  как наиболее конкретная, вполне достижимая и предполагающая возможность разработки и успешной реализации системы конкретных педагогических технологий.  Из неё также следует, что основная направленность учебных занятий по физической культуре при любых обстоятельствах должна быть не оздоровительной , тренировочной и т.п., а   о б р а з о в а т е л ь н о й .   Обеспечение общего среднего физкультурного образования выступает в качестве главного условия, без соблюдения которого успешное формирование физической культуры  личности становится невозможным.

 В свою очередь,  ц е л ь  - формирование физической культуры личности предстаёт уже не в качестве цели физического воспитания школьников, а как цель более высокого рангового уровня - как  специфическая цель всей системы  физического воспитания, отражающая специфику  данного процесса по сравнению  с другими видами комплексной системы воспитательных воздействий в обществе (нравственным, этическим, эстетическим, умственным и др.)

И, наконец,  ц е л ь  -  содействие всестороннему гармоническому развитию личности  выступает  в качестве наиболее общей цели всей системы воспитательных воздействий в обществе, являясь общей  для всех направлений воспитательной работы.  В данной формулировке отражён высший, философский смысл воспитательных воздействий, представляющий собой высший порядковый уровень проблемы целеполагания в человеческом обществе.  На таком уровне  формулирования  понятие  "цель”  теряет специфические оттенки, приобретает наиболее обобщённые черты, философский смысл. При этом очень важно подчеркнуть,  что одновременно  она теряет свойства системообразующего фактора для конкретного вида деятельности, что и делает её мало пригодной  для использования  в конкретной практической работе.

Итак,  главной целью физического воспитания, как одного из направлений комплексного воспитательного процесса в человеческом обществе, является содействие  всестороннему гармоническому развитию личности, осуществляемому  в тесном единстве с нравственным, этическим, умственным и другими видами воспитательных воздействий.

Непременным условием достижения этой цели является успешное формирование физической культуры личности каждого человека,  основы которой должны закладываться путём обеспечения общего среднего физкультурного образования  а процессе преподавания  школьного общеобразовательного предмета  "Физическая культура”.

Представленные выше определения  целей  свидетельствуют как о теснейшей взаимосвязи между ними, так и о наличии чётких граней, подчёркивающих их существенные отличительные черты,  их иерархическую  организацию и взаимообусловленность, не допускающие не их произвольное смешивание, не их противопоставление.

Изложенные представления  имеют  не только теоретическое значение. Они позволяют яснее видеть логику, преемственность, взаимообусловленность и специфику  различных форм и видов  физкультурной работы, что  даёт основание надеяться на их более  целенаправленное и эффективное использование в практической деятельности.  В частности, они позволяют убедиться, что  ориентация на общую цель физического воспитания (содействие формированию всесторонней и гармонической личности) оказывается мало продуктивной не только по причине  своей абстрактности и  расплывчатости по отношению к учебной работе,  но и абсолютной несоразмерности весьма ограниченным возможностям школьного урока.  Такая ориентация как раз и приводит к наполнению уроков физической культуры несвойственным им содержанием, превращению их то в оздоровительное мероприятие, то в тренировочное занятие, то в занятие по общей физической подготовке и т.п. Неизбежным следствием такого подхода и является одинаково неудовлетворительное решение задач  как оздоровительного, так и развивающего и тренировочного характера, на фоне практически полного забвения  того самого главного, ради чего существет урок физической культуры в школе  -  обеспечения общего физкультурного образования.

 

Согласно целям и действующим учебным программам,   наиболее  о б щ и м и   з а д а ч а м и   физического воспитания  школьников  являются :

 приобретение специальных знаний,  формирование естественно-научного мировоззрения школьников в сфере физической культуры;

 формирование  умений инструктивно-методического характера, необходимых для самостоятельного использования различных видов и систем физических упражнений в целях  организации активного отдыха,  повышения работоспособности, укрепления здоровья, спортивной тренировки;

 расширение функциональных возможностей организма путём воздействия физическими упражнениями на развитие  основных физических качеств, органов и систем;

 обогащение двигательного опыта школьников путём освоения разнообразных двигательных умений и навыков;

 содействие укреплению здоровья, нормальному физическому развитию;

 содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и индивидуальных свойств личности;

 формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и искренней убеждённости в их пользе для здоровья и продуктивной жизнедеятельности.

Необходимо понимать, что круг задач физического воспитания не исчерпывается перечисленными выше. На основе этих наиболее общих задач формулируются группы задач более частного характера. Например, специфические задачи реализации различных форм физического воспитания:  учебной, внеклассной или внешкольной работы, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и др.  В свою очередь, и эти группы задач могут быть подвергнуты дальнейшей дифференциации.  Так, на основе общих задач учебной работы могут быть конкретизированы  задачи обучения детей младшего школьного возраста  (начального физкультурного образования), среднего (неполного среднего физкультурного образования),  и старшего школьного возраста (полного среднего физкультурного образования)

В дальнейшем задачи дифференцируются по годам обучения, учебным четвертям, системам уроков, объединённых единой тематикой, и, наконец,  на основе этих задач формулируются конкретные задачи отдельного урока физической культуры. Таким образом, можно представить целое своеобразное "дерево задач” физического воспитания,  состоящее  из многих десятков и сотен задач различного уровня и значимости.

Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (27.09.2013)
Просмотров: 1691 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru