Приучать
детей к бегу необходимо с самого раннего возраста. Уже в 4–5 лет, когда
костно-мышечная система ребенка окрепнет, можно начинать вместо
подвижных игр регулярные занятия бегом. Но и в более раннем возрасте бег
является частью игр и постепенно занимает прочное место в жизни малыша,
если прилагать к этому ежедневные усилия, участвовать в детских играх,
развивать способности ребенка.
В работе с малышами большое
значение имеет личный пример. Поэтому в упражнениях и играх нужно
выполнять задания вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега,
координацию движений. Стоит использовать при этом игровые образы,
например «Бегите как мышки», «Бегите как утки» и т. п. Иногда лучше
всего сначала показать, как правильно двигаться, но порой стоит
позволить ребенку проявить фантазию и наблюдательность.
Во время
занятий необходимо помнить об особенностях детей различного
телосложения. При беге на короткие дистанции существенной разницы в
результатах между детьми крупной и средней комплекции нет, но и те и
другие намного опережают маленьких. Отсюда следует вывод: не надо
ставить больших и маленьких в один забег. Кому приятно проигрывать? А
вот на средних и длинных дистанциях все меняется: на первое место
выходят дети со средним и мелким телосложением. Занятия нужно строить с
учетом этих нюансов. Кроме того, всегда необходимо принимать во внимание
психологические особенности детей, разную степень утомляемости, наличие
микротравм и т. д.
Бег в быстром темпе,
как правило, выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг
широкий и стремительный, движения рук энергичные, активные, в такт
беговым шагам. Толчковая нога отталкивается мощно и выпрямляется до
конца, маховая выносится несколько вверх. Туловище слегка наклонено
вперед, голова на одной линии с позвоночником, плечи развернуты, но без
напряжения. Смотреть надо вперед, не отвлекаясь и не оборачиваясь, ведь
дистанция короткая.
Быстрый бег у детей до семи лет чаще всего
применяется в играх с элементами соревнований. Длительность каждого
такого «рывка» невелика: от пяти до восьми секунд. Но с естественными
остановками, с отдыхом его можно повторять 5–8 раз.
Медленный бег
– средство развития общей выносливости и повышения функциональных
возможностей организма. Здесь важно уметь выдержать невысокий темп, не
ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге
короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично
перекатывается с пятки на носок. Движения рук, согнутых в локтях и
находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи слегка расслаблены.
Особое внимание уделяется двум аспектам:
насколько обувь детей подходит для занятий, не натирает ли она ноги;
не переутомился ли ребенок, особенно на первых занятиях, когда организм малыша только начинает «втягиваться».
Важно
Перед тем как заниматься бегом с повышенными нагрузками, вы должны быть уверены, что ребенок не имеет к ним противопоказаний.
Избегайте травм!
Наиболее
частыми причинами травм при занятиях оздоровительным бегом являются
неровности грунта (ямки, рытвины, бугры), неподходящая обувь, а также
недостаточная физическая подготовленность.
Лучше
проводить занятия на ровных участках, на специально предназначенных для
бега дорожках. Если вы хотите освоить новый маршрут в лесу или парке,
сначала сами прогуляйтесь по нему шагом, чтобы знать, какие
неожиданности могут встретиться на пути.
Дети должны заниматься
бегом только в спортивной обуви. Тяжелые ботинки или отсутствие обуви не
только затруднят бег, но и приведут к травме.
Перед тем как
выйти на беговую дорожку, нужно сделать с детьми разминку, которая
подготовит опорно-двигательный аппарат и мышцы к предстоящей нагрузке.
Под влиянием предварительных физических упражнений мышцы приобретают
способность совершать работу с большей амплитудой и скоростью, при этом
вероятность травмы значительно снижается.
Беговые упражнения для детей 2–3 лет
1. Бег за родителями на расстояние до 10 м.
2. Бег за предметом или с ним.
3. Бег с остановками.
4. Бег по кругу.
5. Бег между двумя линиями – по прямой и извилистой дорожке.
6. Бег в чередовании с ходьбой.
7. Бег в быстром темпе (10 м).
8. Бег в медленном темпе (30–40 секунд).
Беговые упражнения для детей 4–5 лет
1. Бег за родителями.
2. Бег со сменой направления, с попытками поймать ведущего или увернуться в сторону.
3. Бег «змейкой», с обеганием поставленных в ряд предметов.
4. Бег с ускорением и замедлением темпа.
5. Бег со сменой ведущего.
6. Бег по узкой дорожке.
7. Бег широким шагом.
8. Бег в быстром темпе (10–20 м).
9. Бег в медленном темпе (1,5–2 минуты).
10. Бег (40–60 секунд) в чередовании с ходьбой.
Беговые упражнения для детей 5–7 лет