Среда, 22.03.2023, 06:23
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 5-7 КЛАССАХ

Теоретические аспекты организационно-содержательного обеспечения физической подготовки учащихся в процессе физического воспитания
18.11.2014, 17:04
      Наряду с формированием способов двигательной деятельности, которое осуществляется в процессе обучения, другим сопряжённым и важным направлением физического воспитания учащихся является развитие физических (двигательных) качеств (способностей). В теории и методике физического воспитания определены общие положения организационно-содержательного обеспечения этого направления.
      1. Физические способности (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) развиваются и проявляются на интегральной основе, взаимно определяя друг друга, как в процессе развития, так и в процессе реализации. Учитель должен оказывать разностороннее воздействие на все основные физические качества.
      2. В 12–14-летнем возрасте большое значение следует придавать развитию скоростно-силовых и силовых способностей, учитывая, что именно в данный период эффект воздействия на эти способности оказывается наибольшим.
      3. Развитие физических способностей происходит в большей мере в процессе целенаправленной двигательной деятельности. При этом определённое значение в достижении результата развития имеют врождённые задатки.
      4. Эффект тренировки физических способностей зависит от программы, определяющей методику тренировки. Структура её включает, как минимум, цели, средства и методы тренировки.
      5. Создавая систему физической подготовки учащихся на уроках физической культуры, следует помнить о временных ограничениях — у педагога нет возможности всё время урока посвятить специальному развитию двигательных качеств. По совокупности в его распоряжении на каждом уроке физической культуры имеется от 5 до 10 мин. Большие затраты времени на специальное развитие двигательных качеств не позволяют решать задачи обучения двигательным действиям.
      6. Процесс развития двигательных способностей может осуществляться на уроках физической культуры только в подготовительной и основной частях. Реализация этого процесса в заключительной части невозможна по определению, так как в ней должны решаться задачи восстановления, успокоения. Исключение составляет процесс развития гибкости, который может осуществляться в любой из частей урока.
      7. Цель программы по развитию физических способностей определяется по отношению к предмету тренировочного воздействия и ожидаемому результату. Предметом тренировочного воздействия являются виды физических способностей. Применительно к силовым способностям можно выделить в качестве цели развитие относительной силы, взрывной силы, абсолютной силы, применительно к выносливости — общую выносливость, специальную выносливость, статическую выносливость, применительно к быстроте — быстроту реакции, способность к ускорению, темп движения, быстроту одиночного движения.
      8. Ожидаемый результат конкретизируется количественными показателями — увеличить на столько-то, показать такой-то результат в беге, прыжке и т. п. Формулировка абстрактной цели типа «развитие физических качеств» или ей подобной характеризует тренировочную программу как бесцельную, а результат как неуправляемый и непредсказуемый.
      9. Подбор средств для развития физических способностей должен осуществляться в соответствии с целью. В связи с этим определение состава средств является вторичной процедурой деятельности в создании тренировочной программы по отношению к цели. В практике физического воспитания эта позиция зачастую игнорируется. Например, если поставлена цель увеличить количество подтягиваний из виса на 30% от исходного уровня, то она (будучи первичной) определяет необходимость выбора (который является вторичным по отношению к цели) и реализации упражнений, способствующих развитию прежде всего силовой выносливости. Такие упражнения характеризуются большим объёмом повторений и средним уровнем интенсивности.
      10. Выбор средств должен соответствовать возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащихся, а также содержанию разделов образовательной программы. В выборе средств следует отдавать предпочтение тем из них, которые способствуют комплексному развитию физических способностей, например скоростно-силовых качеств, силовой выносливости и т. п. Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение в условиях базового физического воспитания, где существует жёсткий лимит учебного времени. Благодаря комплексному использованию средств развития физических способностей можно решать задачи развития нескольких (сопряжённых по основанию положительного переноса) их разновидностей в рамках одного ресурса времени. В случае поочерёдного развития физических способностей ресурс временных затрат соответственно удваивается, утраивается и т. д.
      11. В практике физического воспитания реализуются два варианта развития физических способностей.
      Первый вариант связан с использованием специальных упражнений (на силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Такой вариант развития физических способностей можно обозначить как «последовательный» (сначала развитие  — потом обучение). Причём этот вариант может быть опережающим (опережая по времени обучение какому-либо двигательному действию, где для его выполнения необходим определённый уровень физических способностей) или сопутствующим (на уроке осуществляется и обучение, и развитие необходимых физических способностей). Например, в содержание последних уроков по лёгкой атлетике включают специальные упражнения для развития физических способностей, необходимых для освоения упражнений раздела «Гимнастика», в содержание последних уроков по гимнастике — специальные упражнения для развития физических способностей, необходимых для освоения упражнений раздела «Лыжная подготовка».
      Второй вариант связан с развитием физических способностей при выполнении технических действий в процессе обучения в соответствии с реализуемым разделом образовательной программы. Например, при обучении метанию мяча, при многократном выполнении двигательного действия, в условиях выполнения разминочных и подводящих упражнений возможно развитие скоростно-силовых (метание с максимальным усилием, остановка после метания), координационных (согласование движений ног, рук и снаряда, чувство ритма, ориентирование в пространстве) способностей, а также гибкости (плечевых суставов, позвоночника). Такой вариант развития физических способностей можно обозначить как параллельный (обучение плюс развитие).
      12. Методика развития двигательных способностей должна строиться на основе повторяющегося цикла (в системе серии уроков, учебной четверти, учебного года) постановки и ответов на следующие вопросы.
      Вопрос первый. Развивать (т. е. превысить имеющиеся достижения) или поддерживать наличный уровень физических способностей? Ответ на этот вопрос является решением педагога. Важно представлять, что в случае выбора цели-развития нагрузочные воздействия должны быть примерно вдвое больше по отношению к цели-поддержанию.
      Вопрос второй. С какого объёма и интенсивности нагрузочных воздействий следует начинать тренирующие воздействия? При ответе на этот вопрос следует ориентироваться на место упражнений в уроке, на возрастные предпосылки занимающихся, на начальный уровень физических кондиций учащихся, на условия занятий.
      Вопрос третий. Какой величины объёма и интенсивности нагрузочных воздействий следует достичь в конце реализации тренировочной программы? При ответе на этот вопрос следует ориентироваться на рекомендуемые показатели и возможности их реализации в рамках учебного времени.
      Вопрос четвёртый. Какова динамика изменения объёма и интенсивности нагрузочных воздействий от начала реализации тренировочной программы до её завершения? При ответе на этот вопрос следует ориентироваться на учёт длительности реализации тренировочной программы и промежуточных результатов тренировочных воздействий.
      Вопрос пятый. Какую цель следует сформулировать на следующий цикл тренировочной программы? Ответ на этот вопрос определяется достигнутыми результатами и потребностями процесса физического воспитания.
      13. Необходимо регулировать соответствие показателей внешней и внутренней нагрузки. Внешняя нагрузка определяется её характером, объёмом, интенсивностью. Внутренняя нагрузка определяется реакцией функциональных систем организма человека на тренировочные воздействия. Более успешно процесс развития физических способностей идёт при параллельной работе над развитием психических, в частности интеллектуальных и волевых качеств.
      14. Увеличение нагрузочных воздействий (принцип прогрессирования нагрузки) в процессе развития двигательных способностей осуществляется в два этапа. На первом этапе растут объёмные показатели — количество времени, количество повторений, количество серий. На втором этапе по достижению лимитных значений ресурса учебного времени урока (10 мин) увеличивается интенсивность выполнения упражнений (усложнение условий выполнения, отягощение, темп выполнения, скорость выполнения, сокращение интервалов отдыха). Объёмные показатели на втором этапе могут сохраняться или уменьшаться.
Категория: В 5-7 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2023
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru