Пятница, 29.03.2024, 18:21
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 5-7 КЛАССАХ

Технология проектирования содержания физического воспитания в общеобразовательном учреждении
18.11.2014, 17:21

      В соответствии с Законом «Об образовании» учитель (в том числе учитель физической культуры) обязан предоставить, как минимум, два документа — образовательную программу и годовой план-график прохождения учебного материала. Что касается других документов планирования (рабочий план на четверть, тематическое планирование, конспект урока), то они не указаны в Законе «Об образовании» в перечне обязательных для представления. Однако требования их разработки определены теорией и методикой физического воспитания и различными инструкциями. Подготовку учителем физической культуры всего состава документов планирования следует расценивать как положительный факт. Вот почему в практике физического воспитания принято пользоваться тремя документами планирования, регламентирующими учебную работу по физической культуре: годовой план-график, рабочий (тематический) план и конспект урока. Они различаются степенью детализации программного материала в соответствии с требованиями к макро-, мезо-, микро- уровням планирования. Существует большое многообразие схем оформления указанных документов планирования. В данном пособии рекомендуются варианты схем, предложенных В. Т. Чичикиным (1983), положительный опыт использования которых получил позитивный отклик учителей, использовавших их в учебном процессе общеобразовательных учреждений.
      Годовой план-график ежегодно утверждается руководством общеобразовательного учреждения. Содержание данного документа планирования должно соответствовать содержанию образовательной программы, которую выбрал для реализации учитель и факт выбора которой утвержден руководством общеобразовательного учреждения. По общепринятым в теории и методике физического воспитания требованиям годовой план-график может оформляться по следующей схеме.

Годовой план-график прохождения учебного материала по физической культуре для учащихся __________классов

Вид подготовки

Содержание

Четверть, № уроков

первая четверть

вторая четверть

и т. д.

 

 

1-й урок

2-й урок

и т. д.

17-й урок

18-й урок

и т. д.

……

 

 

      В графе 1 годового плана-графика указывается вид подготовки учащихся — теоретическая, техническая, физическая. В графе 2 («Содержание») каждый из указанных видов подготовки конкретизируется. Теоретическая подготовка включает запись тем, которые изучаются в данной параллели классов. Техническая подготовка включает запись разделов и видов упражнений в соответствии с реализуемой образовательной программой. Физическая подготовка включает запись планируемых для развития двигательных качеств. Оформление (запись) графы «Содержание» годового плана-графика позволяет распределить прохождение учебного материала по урокам. При этом могут в принципе использоваться любые формы обозначения — крестики, буквенные символы, раскраска, цифры, обозначающие временные затраты или вид изучаемых упражнений (в соответствии с порядковым номером в составе их перечня).
      Опыт специалистов позволяет ориентироваться на использование (при обозначении содержания учебного материала) сочетания буквенных символов и цифр. Буквенные символы, например У (учить), ПУ (продолжать учить), З (закрепить), С (совершенствовать), К (контроль), используются по отношению к распределению содержания учебного материала по технической подготовке. Цифры используются при распределении учебного материала по теоретической подготовке (затраты времени на уроке), технической подготовке (порядковый номер средств в составе их перечня) и по физической подготовке (объёмные показатели нагрузки).
      При разработке содержания годового плана-графика следует ориентироваться на блоки обучающей деятельности (по каждой теме), состоящие из 6–8 уроков. При использовании буквенных обозначений содержания в рамках блока (по отдельно взятой теме) буквами фиксируются этапы обучения: 1 – У, 2 — ПУ, 3 — С, контрольный урок — К. На каждом уроке может быть представлено несколько тем. На одном уроке могут изучаться, как показывает опыт работы учителей физической культуры, 2–3 темы. При использовании обозначения средств фиксируются их порядковые номера в соответствии с их перечнем, составленным предварительно. Темы для обучения представляются в плане-графике в том порядке, в какой последовательности их планируют изучать. Количество тем на каждый урок, их соотношение во времени определяются на основе учёта поставленных целей (задач), возможностей обеспечения их решения и анализа опыта предыдущей работы учителя.
      Содержание годового плана-графика не конкретизирует учебные задачи и организационно-методическое обеспечение каждого урока. Для этого предлагается разрабатывать следующие по уровню такого обеспечения документы планирования учебной работы по физическому воспитанию в общеобразовательном учреждении: тематическое планирование и конспект урока. В каждом из них должны быть представлены учебные задачи. Поэтому, прежде чем переходить к характеристике технологии разработки этих документов планирования, необходимо обсудить технологию разработки учебных задач. Разработка и постановка учебных задач в процессе физического воспитания является недостаточно разработанной проблемой. В данной публикации представлены разработки этой проблемы, выполненные одним из авторов (В. Т. Чичикин).
      Всё многообразие учебных задач классифицируется на три вида: образовательные, оздоровительные, воспитательные.
      Образовательные задачи в российской системе физического воспитания директивно определены как ведущие по отношению к другим. Эти задачи направлены на формирование знаний и способов двигательной деятельности (умений и навыков).
      Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья занимающихся на основе: развития двигательных качеств, формирования осанки, развития способности противостоять неблагоприятным факторам внешней среды (температура воздуха, инфекции и др.). Следует подчеркнуть, что задачи по развитию двигательных качеств в ряде методических пособий относят к группе воспитательных. На наш взгляд, подобная группировка неточна, так как в педагогике и психологии процесс воспитания понимается как формирование, прежде всего, установок и ценностных ориентаций. Поэтому процесс формирования двигательных качеств точнее определяется как развитие, а не воспитание. Кроме того, развивая двигательные качества, занимающиеся совершенствуют деятельность различных функциональных систем, что далеко не всегда сказывается на уровне воспитанности. Итогом процесса оптимального развития двигательных качеств должен быть высокий уровень здоровья занимающихся. Этот уровень характеризуется отсутствием болезней, нормальным ходом естественного развития, высокой работоспособностью и т. п. Наконец, когда по необходимости ставится задача укрепления (реабилитации) здоровья, то ведущее значение в её решении принадлежит средствам по развитию двигательных качеств. Сказанное, по нашему мнению, позволяет отнести задачи развития двигательных качеств к группе оздоровительных.
      Воспитательные задачи направлены на формирование установок, ценностных ориентаций по отношению к физической культуре, а также черт характера занимающихся в процессе физического воспитания. Следует отметить, что наряду с формированием черт характера, условно говоря, общего значения (т. е. формирующихся не только в процессе физического воспитания) следует выделять те, которые эффективнее всего формируются в процессе физического воспитания — целеустремлённость, решительность, смелость, дисциплинированность, ответственность, терпеливость, собранность и некоторые другие. Формирование перечисленных черт характера в процессе физического воспитания и составляет основу воспитательных задач.
      Перечисленные три группы учебных задач очень тесно взаимосвязаны в ходе своей реализации. Это проявляется таким образом, что используемые средства для решения, например, задач по развитию двигательных качеств, решают и воспитательные задачи, формируя определённые черты характера учащегося. Однако побочное решение каких-либо учебных задач (наряду с решением основной) не должно осуществляться «само по себе», стихийно. Поэтому преподаватель не освобождается от определения системы решения «побочных» задач только на том основании, что они «всё равно решаются». Каждая из перечисленных групп учебных задач должна быть в поле зрения преподавателя в процессе его проектировочной деятельности.
      Разработка учебных задач является одним из элементов проектировочного компонента профессионально-педагогической деятельности преподавателя физической культуры. Умения преподавателя в разработке учебных задач формируются в процессе обучения и практической работы. Это достигается на основе реализации методических требований. Следует отметить, что последние ещё чётко не отработаны в теории и методике физического воспитания. В связи с этим имеется целый ряд рекомендаций. В них есть как совпадающие, так и различающиеся мнения. Анализ имеющихся рекомендаций, а также результаты собственных исследований позволяют наметить общие требования к разработке учебных задач. Для чёткости изложения они представлены в приводимом ниже перечне требований.
      Первое требование. Для каждого урока физической культуры можно разработать и сформулировать все три вида учебных задач — образовательные, оздоровительные и воспитательные. Однако директивно определено, что на уроке в обязательном порядке должны быть представлены образовательные задачи и задачи по развитию двигательных качеств. Что касается воспитательных задач, то они намечаются на урок по усмотрению преподавателя.
      Второе требование. Количество учебных задач на урок может быть различным (1, 2, 3, 4 и т. д.). Основным критерием определения их количества является возможность реализации их на уроке. Руководствуясь данным требованием, можно полагать, что требовать определённого числа учебных задач на урок нельзя, так как их число определяется конкретными условиями учебного процесса и возможностями преподавателя.
      Третье требование. Учебные задачи, представляемые на урок, должны быть обеспечены управляющей деятельностью преподавателя: определена их система и очерёдность, предусмотрены средства для их реализации, определены затраты времени, запрограммирован конечный результат и требования к учащимся. Зачастую практические работники, студенты на вопрос инспектирующего лица, почему не представлены задачи по развитию двигательных качеств на уроке лыжной подготовки, отвечают, что, мол, в процессе этих уроков всё развивается. Да, возможно и развивается, но стихийно, неуправляемо. А этого не должно быть.
      Четвёртое требование. Формулировка учебных задач всегда начинается с какого-либо глагола. Например, «Научить…», «Учить…», «Принять…», «Развивать…», «Формировать…», «Ознакомить…» и т. д. Наличие глагола в формулировке задачи определяет направленность и содержание учебной и обучающей деятельности на уроке физической культуры. Отсутствие глагола приводит к тому, что вместо задачи (что делать) записывается или средство, или тема. Сравните два представляемых ниже варианта: «Учить метанию мяча на дальность с разбега» и «Метание мяча на дальность с разбега». В первом случае сформулирована задача, а во втором — тема.
      Пятое требование. Устное сообщение учебных задач на уроке должно отличаться от их формулировки в конспекте. В первом случае преподаватель адаптирует содержание задач, расшифровывает и упрощает их с акцентом на конечный результат решения. Вернёмся к представленной выше задаче. Для учителя она сформирована так: «Учить метанию мяча с места». Для учеников эта задача, с учётом данного требования, может быть сформулирована иначе: «Сегодня мы будем учиться бросать мяч с места. Это движение сложное, требует силы, быстроты, гибкости и координации. Поэтому мы будем метать мяч в течение нескольких уроков. Научившись метать с места, мы в дальнейшем перейдем к метанию с разбега».
      Каждый вид учебных задач (образовательные, оздоровительные, воспитательные) применительно к условиям физического воспитания в общеобразовательном учреждении разрабатывается на основе методических требований, характерных только для них. Поэтому последовательное рассмотрение этих требований по отношению к каждому виду задач является необходимым с точки зрения технологии проектирования процесса физического воспитания.

Образовательные задачи

      Образовательные задачи определяют содержание процесса обучения, дают целенаправленную установку учебной деятельности. Однако отмеченные функции образовательных задач реализуются не в любых вариантах их разработки. Грамотность в осуществлении разработки образовательных задач в первую очередь определяется точностью формулировок, конкретностью, содержательностью и систематизацией. Рассмотрим методические условия, дающие возможность разработать систему образовательных задач.
      Условие первое отвечает на вопрос, какой глагол, определяющий учебную деятельность учителя, использовать при формулировке образовательных задач на каждый урок. В методических рекомендациях предлагается большое количество глаголов и их сочетаний для формулировки задач на отдельный урок: «Обучить…», «Научить…», «Сформировать…», «Овладеть…», «Ознакомить…», «Выработать…», «Разучить…», «Учить…», «Продолжить обучение…», «Закончить обучение…», «Закрепить…», «Совершенствовать…» и др. На наш взгляд, нерационально использовать весь перечень глаголов. Целесообразно ограничиться теми, которые являются определяющими и наглядно отражают логику учебного процесса. К таким глаголам, по нашему мнению, следует отнести: «Учить…», «Продолжать учить…», «Закрепить…». В такой формулировке образовательные задачи наглядно подчёркивают логику процесса обучения, определяют действия учителя в подборе средств и методов обучения (учить, продолжать учить, закрепить), организации урока. При постановке образовательных задач на уроке первого этапа обучения целесообразно использовать глагол «Учить…». Он определяет основное направление в деятельности учителя, характеризует эту деятельность как начало процесса, имеющего продолжение, определяет приоритетность и активность деятельности учителя в её решении (объясняет, показывает). Для формулировки задач, определяющих второй этап обучения, предлагается использовать сочетание глаголов «Продолжать учить…». Данное сочетание характеризует деятельность учителя как продолжение ранее начатого, но незавершённого и имеющего продолжение учебного процесса. На данном этапе проявляется активность учителя и учеников в равной мере. На третьем этапе обучения предлагается использовать глагол «закрепить…». Он определяет учебную деятельность учителя как результативную, итоговую. В решении этой задачи приоритетное значение приобретает активность деятельности учеников в её решении. В ряде рекомендаций на третьем этапе обучения предлагается формулировать образовательные задачи, используя глагол «Совершенствовать…». Против такой формулировки абсолютных возражений нет. Однако, на наш взгляд точнее всё-таки использовать глагол «Закрепить…». Дело в том, что многие способы двигательной деятельности (входящие в содержание образовательных программ) в условиях лимита учебного времени и недостаточного уровня развития двигательных способностей большинства учащихся нельзя довести до безошибочного и стабильного выполнения.
      Условие второе определяет, какой глагол использовать в формулировке образовательных задач на более длительный, чем один-два урока, период обучения. В этом случае целесообразно применять глагол «Научить…». Своей категоричностью он подчёркивает окончательный и обязательный результат обучения, что характерно для нескольких (а не одного-двух) занятий: серии уроков, четверти, года.
      Условие третье отвечает на вопрос, какие глаголы использовать при формулировке задач, связанных с ознакомлением и оцениванием. В первом случае речь идёт об ознакомлении с упражнениями, которые будут изучать в более поздние сроки, ознакомлении с теоретическими сведениями, правилами соревнований. В этом случае следует употреблять глагол «Ознакомить…». Например: «Ознакомить с правилами соревнований по баскетболу». Во втором случае подразумеваются задачи, связанные с текущим или итоговым учётом. Здесь целесообразнее использовать глаголы «Определить…», «Оценить…». Примеры: «Определить выполнение контрольных нормативов в беге на 60 м», «Оценить выполнение акробатической комбинации». Некоторая стандартизация в употреблении глаголов при формулировке задач нисколько не ограничивает творчество учителя там, где оно имеет первостепенное значение для эффективности учебного процесса (в подборе средств и методов, реализации методических принципов, в организации урока, дифференциации учебных заданий и т. п.).
      Условие четвёртое даёт ответ на самый существенный вопрос — как определить конкретность образовательной задачи, которая сформулирована на урок. Предлагаются следующие критерии. Во-первых, конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражён реальный конечный результат данного урока. Во-вторых, в конкретной задаче должна быть заложена информация о ведущем направлении работы в процессе обучения. В-третьих, намеченная задача может быть решена в пределах одного-двух уроков физической культуры. Для наглядности рассмотрим два варианта формулировки образовательных задач на урок. Первая задача сформулирована так: «Обучение технике метания мяча». В данной формулировке нет реального результата работы. Неясно, чего хочет добиться педагог в конце урока. В ней отсутствует информация и о ведущем направлении процесса обучения. Наконец, невозможно научить технике метания мяча за один или два урока. В такой редакции задача явно не конкретна. Другая задача сформулирована иначе: «Продолжать учить технике метания мяча с места». Реальность результата работы на уроке в соответствии с данной задачей состоит в том, что имеется в виду второй этап обучения, связанный с уточнением характеристик движения. Из формулировки задачи следует, что ведущим направлением процесса обучения является основание одной из частей двигательного действия — движения в метании с места. Поскольку учтена этапность обучения, то можно полагать, что (с учётом предыдущих и последующих занятий) поставленная задача может быть решена за один-два урока. Следовательно, подобную формулировку задачи можно считать конкретной.
      Условие пятое позволяет ответить, как сформировать систему учебных задач. Известно, что техника любого двигательного действия условно делится на элементы, которые и определяют содержание обучения им. Например, техника прыжка в длину с разбега делится на такие элементы, как разбег, отталкивание, полёт, приземление.
      С учётом сказанного для обучения прыжкам в длину с разбега систему учебных задач можно построить следующим образом:
      1. Учить отталкиванию в прыжках в длину с разбега.
      2. Продолжать учить отталкиванию в прыжках в длину с разбега.
      3. Закрепить умение отталкивания в прыжках в длину с разбега.
      4. Учить разбегу в прыжках в длину.
      5. Продолжать учить разбегу в прыжках в длину.
      6. Закрепить умение выполнять разбег в прыжках в длину.
      7. Учить сочетанию разбега и отталкивания в прыжках в длину.
      8. Продолжать учить сочетанию разбега и отталкивания в прыжках в длину.
      9. Закрепить сочетание разбега и отталкивания в прыжках в длину.
      10. Учить движениям в полёте в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги».
      11. Продолжать учить движениям в полёте в прыжках в длину с разбега разучиваемым способом.
      12. Закрепить технику движений в полёте в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги».
      13. Учить приземлению в прыжках в длину с разбега.
      14. Продолжать учить приземлению в прыжках в длину с разбега.
      15. Закрепить технику приземления в прыжках в длину с разбега.
      16. Закрепить технику выполнения прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги» в целом.
      Реализация предлагаемой системы задач осуществляется на протяжении нескольких лет обучения. При этом возможно обучать прыжкам, используя короткий, средний и максимальный разбег или разные способы движений в полёте. Распределение задач по четвертям и урокам определяется возможностями учащихся и учителя, а также условиями проведения урока.
      Условие шестое отвечает на вопрос, сколько образовательных задач можно поставить на один урок. Их число определяется возможностями реализации намеченных задач за одно занятие. Необходимо исходить из того, что если задача поставлена, то, во-первых, должны быть предусмотрены средства для её решения, во-вторых, определено время для её реализации, в-третьих, учтены возможности, подготовленность как учеников, так и самого учителя. Поэтому при разных возможностях число образовательных задач может быть большим или меньшим даже в условиях одного и того же учебного материала, предусмотренного для освоения.

Оздоровительные задачи

      Оздоровительные задачи определяют работу по нескольким направлениям процесса физического воспитания. Первое направление — работа по профилактике осанки. Второе направление — работа по закаливанию. Третье направление — формирование техники дыхания. Четвёртое направление — развитие двигательных качеств. Рассмотрим основные положения, определяющие разработку оздоровительных задач каждого из указанных направлений.
      Первое направление оздоровительной работы на уроках физической культуры (развитие двигательных качеств) является определяющим. Выделение такого рода задач на урок является директивно обязательным. Несмотря на то, что многие средства и методы физического воспитания способствуют комплексному развитию двигательных качеств, целесообразна конкретизация этой работы. Вот почему необходима чёткая постановка задач. На каждый урок нецелесообразно и нереально ставить задачи по развитию всех двигательных качеств. В формулировке задачи следует указывать, какой вид данной способности планируется развивать (например, не силы вообще, а силовой выносливости, не быстроты вообще, а быстроты двигательной реакции). Кроме того, конкретизация предполагает в некоторых случаях указывание в формулировке задачи ведущего средства. С учётом данных положений задачи по развитию двигательных качеств могут быть сформулированы следующим образом: «Развивать силовую выносливость мышц плечевого пояса» (или каких-либо других), «Развивать общую выносливость посредством бега», «Развивать прыгучесть», «Развивать быстроту двигательной реакции», «Формировать максимальный темп движений в беге», «Развивать точность движений», «Развивать активную подвижность тазобедренных суставов», «Развивать способность к равновесию при вертикальных вращениях». Для того чтобы определить возможное число задач по развитию двигательных качеств на отдельный урок, можно исходить из положения: если поставлена задача, то должно быть выделено время и определены средства для её решения на уроке. Следование этому требованию, как показывает опыт работы, позволяет достаточно чётко определить количество задач на урок по развитию двигательных качеств и конкретизировать их содержание.
      Задачи второго направления оздоровительной работы (закаливание) можно сформулировать так: «Организовать закаливание посредством воздействия солнечных лучей (воздушных, водных процедур).
      Оздоровительные задачи третьего направления (формирование техники дыхания) являются характерными для процесса физического воспитания. Способность правильно дышать при выполнении различных упражнений необходимо формировать. Эта способность оптимизирует двигательную деятельность человека с позиций энергозатрат. Несмотря на доказанность необходимости этой работы, в практике физического воспитания она проводится в недостаточном объёме. Для эффективной организации работы по формированию техники дыхания преподаватель должен продуманно поставить учебные задачи. Последние обычно связаны с ритмом дыхания, видом дыхания, его задержкой, чередованием вдоха и выдоха и т. п. Приводим возможные формулировки таких задач: «Формировать ритм дыхания при беге», «Учить акцентированному выдоху», «Учить дыханию через нос», «Учить дышать без задержек при выполнении физических упражнений», «Учить сочетать различные виды дыхания» и т. п.
      Четвёртое направление связано с профилактикой осанки. Необходимо отметить, что применительно к процессу физического воспитания контроль за осанкой занимающихся должен осуществляться не только по форме позвоночника, но и сводчатости стопы. Вся работа складывается из определения исходных форм позвоночника и стопы, создания условий для стабилизации нормальных форм, контроля за ходом формирования осанки и коррекции выявленных нарушений.

Воспитательные задачи

      В процессе занятий физической культурой решается (стихийно или управляемо) большой круг воспитательных задач. Однако, на наш взгляд, преподаватель физической культуры должен сосредоточить внимание на разработке специфических воспитательных задач, отражающих особенности воздействия процесса физического воспитания на занимающихся. Речь идёт об организации направленного воздействия посредством физической культуры на формирование таких качеств личности, как решительность, смелость, дисциплинированность, коллективность действий, терпеливость и т. п. Воспитательные задачи, намечаемые на урок, предполагают акцентацию деятельности учителя по их реализации при параллельном решении образовательных или оздоровительных задач. Приводим примеры формулировок воспитательных задач: «Формировать смелость при выполнении опорного прыжка», «Формировать умение терпеть при выполнении упражнений в длительном беге», «Развивать способность коллективных действий в игре», «Формировать дисциплинированность при выполнении строевых упражнений», «Формировать решительность при выполнении упражнений с элементами риска», «Развивать чувство ответственности в процессе коллективных соревновательных действий».

Категория: В 5-7 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru