Выделяется три этапа работы.
1) Предварительная подготовка. Она включает выбор объекта исследования, оформление протокола измерений.
2) Выполнение измерения. Наблюдение проводится за одним
(произвольно выбранным) учеником. Измеряется (в течение 10 с) пульс
покоя (до урока), а также после каждого двигательного действия.
Целесообразно в течение урока произвести 15–20 измерений пульса.
Интервал между измерениями определяется условиями двигательной
деятельности занимающегося. Измеренные показатели пульса фиксируются.
3) Обобщение полученных результатов, которое включает:
а) пересчёт величины пульса измеренных за 10 с в минутное исчисление;
б) определение в % (от пульса покоя) динамики пульса; в) анализ
результатов измерений. Все измерения пульса проводятся на одном и том же
участке тела одного ученика (рука, висок). В процессе подсчёта ученик
занимает однотипное положение (или стоя, или сидя).
Протокол
Определения пульса у ученика
______ класса на уроке
задачи урока
дата ____________
№ |
Действия ученика |
Время подсчёта пульса от начала урока |
Частота пульса |
Динамика пульса в % от покоя |
за 10 с |
за 1мин |
1 |
В начале урока (по звонку) |
10 ч 00 мин |
16 |
80 |
100 |
2 |
Построение |
10 ч 07 мин |
16 |
96 |
120 |
3 |
Бег |
10 ч 7 мин 30 с |
18 |
108 |
135 |
4 |
10 перекатов назад–вперёд |
10 ч 13 мин |
21 |
126 |
148 |
5 |
Кувырок вперёд (2 раза) |
10 ч 17 мин |
21 |
126 |
148 |
6 |
Переход из о. с. в и. п. для кувырка вперёд (4 раза) |
10 ч 21 мин |
20 |
120 |
145 |
7 |
Из о. с. упор стоя согнувшись (3 раза) |
10 ч 23 мин |
22 |
132 |
166 |
8 |
Построение |
10 ч 27 мин 30 с |
18 |
108 |
135 |
9 |
Перестроение |
10 ч 33 мин |
18 |
108 |
135 |
10 |
Отдых |
10 ч 35 мин |
18 |
108 |
135 |
11 |
Поднимание ног из положения лёжа |
10 ч 38 мин |
21 |
126 |
148 |
12 |
Построение в одну шеренгу |
10 ч 45 мин |
17 |
102 |
125 |
13 |
При выходе из зала |
10 ч 55 мин |
17 |
102 |
125 |
Анализ полученных данных можно проводить по следующей схеме:
1) величины максимального пульса — по ним судят об интенсивности
нагрузки; 2) величина так называемого «среднего» пульса, полученного
делением суммы всех измеренных показателей пульса за урок на количество
этих измерений; 3) указанные величины вычисляются и анализируются за
весь урок и по каждой из частей урока в отдельности; 4) обсуждается
динамика пульса. При анализе пульсовой кривой необходимо учитывать
раздел программы, место занятий, тип урока и его содержание. Выше
приводится протокол определения пульса.
Кроме определения абсолютных значений пульса и их динамики в
процессе физического воспитания, используются и расчётные показатели
функциональных возможностей занимающихся. Эти показатели необходимо
учитывать в практике дополнительного физкультурного образования в
условиях спортивной секции. Среди расчётных показателей мы бы отметили
PWC-170 и Гарвардский степ-тест. Ниже приводится их описание с
расчётами. |