Термин «проектирование» применяется наряду с термином «планирование».
Под проектированием образовательного процесса мы понимаем структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности, но лично определяемой субъектом.
Планирование образовательного процесса — это
структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму и
общепринятым образцам.
Алгоритм процедуры проектирования (планирования) состоит из
ряда последовательных шагов. Каждый из них является необходимым (для
следующего шага), а все вместе они достаточны для осуществления
деятельности проектирования. Игнорирование какого-либо шага в алгоритме
проектирования (планирования) не позволит осуществить эту процедуру
или снизит эффективность получаемого результата.
Из каких же шагов складывается алгоритм процедуры
проектирования (планирования)? В ответах на этот вопрос представляемая
информация (на общенаучном уровне — в работах по теории и практике
управления, на частнонаучном уровне — в работах по теории и методике
физического воспитания) различается по уровню обобщённости и как
следствие этого разным количеством шагов алгоритма. Анализ имеющейся
информации позволяет выделить этапы, действия и операции в процедуре
проектирования (планирования). Первый этап — разработка проекта (принятие решения). Второй этап
— апробация проекта (коррекция). Каждый из них включает определённое
число действий, а те, в свою очередь, набор операций. В таблице,
представленной ниже, даётся классификационная схема содержания этапов,
действий, операций применительно к запросам проектирования
(планирования) в физическом воспитании. Их последующая характеристика и
определила содержание этой главы.
Классификационная схема системы проектирования (планирования)
Э |
Разработка проекта |
Апробация проекта |
Д |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
О |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.1 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
4.4 |
5.1 |
5.2 |
5.3 |
6.1 |
6.2 |
7.1 |
7.2 |
8.1 |
8.2 |
Условные обозначения:
Э — этапы (разработка и реализация проекта);
Д — действия:
1 — педагогическое диагностирование;
2 — целеполагание;
3 – задачи;
4 — структурирование содержания;
5 – условия реализации проекта;
6 – реализация проекта;
7 — контроль и оценка реализации проекта;
8 — коррекция возможных отклонений (по критерию целесообразности);
О — операции:
1.1 — оценивание исходного уровня обучаемых.
Применительно к физическому воспитанию оценивается уровень физической
подготовленности (по принятым тестам), уровень физического развития (по
возрастным нормативам), уровень обученности (техника двигательных
действий) по обычной системе оценивания;
1.2 — оценивание условий образовательной деятельности.
Определяются уровень интереса учащихся, система и организация занятий
(до реализации проекта), традиции, отношение к физической культуре в
педагогическом коллективе, материально-техническая база, расположение
общеобразовательного учреждения;
1.3 — оценивание возможностей обучаемых и педагога.
Возможности обучаемых определяются по их предполагаемой функциональной
(реакция на физическую нагрузку, восстановление после неё,
утомляемость) и психологической (мотивация, интерес, ценностные
ориентации, потребности, установки) готовности. Возможности педагога
определяются по уровню его профессиональной самостоятельности и
профессиональной мобильности;
2.1 — основания проектирования. Основаниями
проектирования являются социальный заказ (государственный
образовательный стандарт, образовательная программа),
психолого-педагогические требования к содержанию и организации
образовательного процесса, положения теории и методики физического
воспитания, особенности планируемых к реализации технологий;
2.2 — предполагаемый результат. Определяется, что
должно измениться в процессе реализации проекта (уровень обученности,
уровень физической подготовленности, уровень знаний, уровень
физического развития);
2.3 — критерии достижения (уровня) результата. Критерии
определяет субъект проектирования. Они могут быть выражены в групповых
и индивидуальных показателях. Последние могут иметь абсолютное
количественное (например, достигнуть результата 170–190 см в прыжках в
длину с места) и относительное (процент от исходного результата)
значение;
3 — система задач. Приоритетными задачами физического
воспитания являются образовательные. Поэтому следует в первую очередь
представить систему проектирования именно их. Проектируется система
задач на весь период обучения, на отдельную образовательную ступень
(I–IV классы, или V–IX классы, или X–XI классы), на учебный год, на
конкретную четверть, на отдельный урок. В практике проектирования
учебной деятельности в физическом воспитании система учебных задач на
весь период обучения, на отдельную образовательную ступень, на учебный
год, к сожалению, не отрабатывается. Среди причин такого нежелательного
положения дел следует отметить две: непонимание необходимости этого и
отсутствие ориентирующей информации.
Рассмотрим алгоритм создания
системы учебных задач в связи с формированием способов двигательной
деятельности. Вначале выделяем состав тем для обучения в рамках любого
интервала времени — ряда лет, года, четверти и т. д. Для каждой темы
выделенного состава определяем набор подтем на основании выделения
частей движения, подлежащего изучению. По каждой из выделенных частей
определяется набор учебных задач по этапам обучения («Учить…»,
«Продолжать учить…», «Закрепить…»). К ним добавляются задачи контроля
(«Принять…», «Оценить…»). Полученный набор задач (по всем частям
предполагаемого к изучению двигательного действия) распределяется в
проектируемом интервале времени (ряд лет, год и т. д.) с учётом
предполагаемого повторения некоторых из них. Примерно так же
проектируется система задач по развитию двигательных качеств.
Воспитательные и оздоровительные задачи проектируются по потребности во
временном интервале четверти, отдельного урока;
4.1 — состав средств. При выборе средств следует
учитывать: их эффективность в решении задач обучения (обеспечивают
лучший, чем другие, результат и комплексность воздействия), широту
применения (применительно к узкому или широкому кругу решения задач),
возможности их вариативного использования, условия организации,
соответствие программному содержанию, соответствие возможностям учителя
и учеников, соответствие материально-техническим условиям,
потребностям учеников.
4.2, 4.3 — распределение средств в пространстве и
времени. Ведущим принципом распределения средств является дидактический
принцип от простого к сложному. Другой принцип, который следует
учитывать в этом случае, обозначается как принцип системности. Он
определяет ответы на вопросы: «Какое количество уроков потребуется?»,
«Какое количество уроков потребуется для разучивания, повторения,
закрепления, оценивания?», «В какой последовательности следует
использовать средства?». При ответах на эти вопросы не может быть
однозначности. Каждый специалист по физическому воспитанию обязан дать
на них свой ответ в соответствии с профессиональными предпочтениями и
возможностями;
4.4 — композиция проекта (плана). Композиция проекта есть его оформление.
Требования к оформлению документов планирования в физическом
воспитании не имеют окончательной унификации. В учебно-методических
информационных источниках встречается несколько вариантов. Следует
полагать, что главное не форма, а содержание. В данном пособии
представлен один из возможных вариантов оформления планов, который, как
нам представляется, интегрирует позитивные черты других и по этой
причине может быть рекомендован для практической реализации в первую
очередь;
5.1 — социальные ограничения условий реализации
проекта. К социальным ограничениям следует отнести требования
соответствия нормативно-правовым документам, регламентирующим
образовательную деятельность. К ним относятся государственный
образовательный стандарт, базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений, образовательная программа, учебный план по предмету,
приказы, распоряжения, инструктивные письма вышестоящих организаций;
5.2 — общепедагогические ограничения.
Общепедагогические ограничения связаны, прежде всего, с определением
соответствия отношений «цель — потребности», «возможности —
потребности», «средства — результат». Кроме того, следует учитывать
классификационные типы урока — урок изучения нового, урок повторения,
контрольный урок, комплексный урок;
5.3. — предметные ограничения. К ним следует отнести трудоёмкость заданий, сложность заданий и трудность заданий. Трудоёмкость определяется
количеством времени, необходимого для освоения задания. Его можно
определить практически или с учётом опыта других специалистов. Сложность заданий
является объективной характеристикой, т. е. не зависящей (в пределах
заданного) от нашего желания. Она определяется структурой (количеством
элементов в задании) и содержанием (составом, порядком элементов, их
внутренними и внешними отношениями). Трудность заданий
является субъективной характеристикой и определяется индивидуальными
возможностями усвоения — интеллектуальными, физическими и
психологическими.
6.1 — организация реализации проекта (плана).
Организация предполагает, во-первых, определение сроков (когда начать,
закончить, в какой срок реализуется проект по отношению к каждому
участнику деятельности), а во-вторых, выбор форм организации. Кроме
того, определяются примерные ориентиры временных затрат на
использование методов и форм организации.
6.2 — регулирование реализации проекта (плана).
Регулирование состоит в том, что в процессе реализации проекта
преподаватель управляет этим процессом — определяет успешность
выполнения заданий, уточняет требования к занимающимся. Регулирование
может быть оперативным (в процессе отдельных занятий) и отставленным (по окончании цикла реализации).
7.1–7.2 — этапный и итоговый контроль и оценка.
Контролируется успешность выполнения заданий. Оценивается возможность
реализации предлагаемого состава и адекватность заданий. Определяется
достаточность ресурсного обеспечения (последовательности, затрат
времени). В качестве объектов контроля могут быть абсолютные или относительные (величина
прироста) показатели результирующих элементов содержания учебного
процесса — физическая подготовленность, уровень освоения двигательных
действий и знаний. Количество контрольных мероприятий определяется
потребностями регулирования проекта (плана);
8.1 — коррекция содержания проекта (плана). Коррекция
может быть связана с изменением содержания проекта (плана) — изменение
состава элементов (уменьшение или увеличение), изменение
последовательности реализации содержания проекта;
8.2 — коррекция распределения ресурса. Применительно к
процессу физического воспитания ресурс связан с величинами нагрузочных
воздействий и временными объёмами работы. С учётом данных контроля и
оценки реализации проекта могут уточняться показатели планируемой
нагрузки в конкретных заданиях и общее время на их выполнение.
Переход к реализации представленных теоретических предложений
может вызвать определённые затруднения. С целью преодоления этих
затруднений практическими работниками ниже описана технология
реализации теоретических положений в разработке содержания рабочего
плана и учебного занятия. |