Некоторые упражнения оказывают комплексное воздействие на
организм. Они развивают и силу, и быстроту. Это так называемые
скоростно-силовые качества. Подростковый возраст является одним из
благоприятных периодов для развития этих качеств. Следует различать
понятия «скорость» и «быстрота». Скорость — физическая характеристика, определяющая величину перемещения в пространстве за единицу времени (секунду, минуту, час). Под быстротой
понимают качество двигательной деятельности человека, обеспечивающее
ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий
промежуток времени. Это комплексное качество, в состав которого входят:
быстрота реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп)
движений.
Наиболее ускоренными темпами быстрота (как у мальчиков, так и у
девочек) развивается в возрасте от 7 до 10–11 лет. Это наиболее
благоприятный период для развития быстроты. Рост различных показателей
быстроты продолжается еще с 11 до 14–15 лет, но в меньшем темпе. Затем
наступает стабилизация всех составляющих быстроты.
Для развития быстроты двигательной реакции применяют следующие методические приёмы:
1) увеличение скорости передачи предмета (мяча);
2) сокращение расстояния, с которого передают мяч;
3) уменьшение размера мяча;
4) внезапность передачи мяча;
5) усложнение условий для движений реакции.
Для комплексного развития быстроты применяют следующие методические приёмы:
1) стартовые упражнения;
2) бег на коротких отрезках (10–30 м) со старта и с ходу;
3) развитие способности к произвольному расслаблению мышц;
4) выполнение циклических физических упражнений в облегчённых
условиях (преодоление дистанции за лидером, бег под уклон и др.);
5) сокращение размаха движений и постепенное увеличение его, не снижая темпа;
6) стимулирование повышения темпа с помощью команды, звуколидера;
7) повторение упражнений до первых признаков утомления.
Быстрота движений хорошо развивается под влиянием упражнений,
выполняемых с максимально возможной скоростью и темпом.
Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу
повторения скорость выполнения не снижалась. Наиболее распространённое
упражнение для этой цели — бег с максимальной скоростью на 30–60 м.
Оптимальным физиологическим режимом для развития быстроты является
время непрерывной работы от 5 до 10 с при ЧСС около 160 уд./мин. Такая
работа выполняется сериями, между которыми даётся период отдыха такой
длительности, чтобы ЧСС восстановилась к началу выполнения следующей
серии работы до уровня около 100 уд./мин. При развитии быстроты следует
воздействовать на все основные компоненты с использованием средств
комплексного воздействия (например, прыжок в длину с места по сигналу
из и. п. высокого (низкого) старта).
Скоростно-силовые качества проявляются в двигательных
действиях, требующих наряду со значительной силой мышц и значительной
быстроты движений (прыжки, метания). К числу упражнений, где это
достигается, следует отнести: ускорения из различных стартовых
положений, бег в переменном темпе в различных направлениях, бег с
внезапно изменяющейся скоростью, приседания на двух ногах в
максимальном темпе, ловля падающего предмета (мяч, гимнастическая
палка), броски набивного мяча (1–3 кг) разными способами в максимальном
темпе или на максимальный результат, эстафеты и спортивные игры,
различные виды легкоатлетических прыжков (в длину и высоту, с места, с
разбега, многоскоки). Количество повторений упражнений в одной серии —
6–10. Число серий в занятии — 2–5. Кроме того, для развития
скоростно-силовых качеств применяются различные виды прыжков через
скакалку. |