Методы упражнения в физическом воспитании следует условно классифицировать на методы по обеспечению обучения и методы развития двигательных качеств. В процессе обучения двигательным действиям используют целостный и расчленённый варианты
метода упражнения. В условиях массового физического воспитания,
характерного для общеобразовательных учреждений, в выборе того или
иного варианта метода упражнения следует руководствоваться правилом:
расчленённый вариант можно использовать только в случае, если нельзя
использовать целостный. Исходя из этого правила всякое новое движение,
если оно может быть выполнено учащимся достаточно правильно сразу или
после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде.
Но многие движения вначале всё же довольно трудно усваиваются, а
некоторыми вообще невозможно овладеть сразу в целом. В таких случаях
пользуются расчленённым методом обучения. Расчленяют движение по фазам
или элементам, изучают их по отдельности, а потом соединяют. Например,
при первоначальном обучении на уроках лыжной подготовки попеременному
двухшажному ходу учащемуся трудно сразу решать несколько задач:
отталкиваться одновременно ногой и рукой, сохранять равновесие, следить
за скольжением. Обращая внимание на отталкивание ногой и скольжение, он
упускает из виду движения рук, и наоборот. Поэтому вначале изучают
скользящий шаг без палок, потом работу рук и в заключение — весь ход в
целом. Каждую фазу расчленяют на элементы и эти элементы отрабатывают
по отдельности с помощью специальных упражнений.
Применяя расчленение движений, не следует дробить их сразу на
очень мелкие части. Расчленяя движения, нужно стремиться к тому, чтобы
при проведении упражнений они «накладывались» одно на другое, т. е.
конечное положение первого являлось бы начальным положением второго.
Объединять разученные элементы в связки следует постепенно по два-три
элемента и лишь после отработки соединений переходить к выполнению
движения в целом. Расчленённые элементы и связки вначале надо выполнять в
медленном темпе, а потом доводить темп до обычного. Другой способ —
последовательное переключение внимания с одного элемента на другой.
Например, при изучении бега со старта (высокого или низкого) ученик в
процессе повторного выполнения двигательного действия поочерёдно
контролирует отталкивание, положение туловища, работу рук, ритм
разбега. Это связано с тем, что расчленить всё движение на отдельные
элементы невозможно.
Метод упражнения используется не только в процессе обучения
двигательным действиям. Он является основным в решении задач физической
подготовки занимающихся. В этом случае используются разновидности
метода упражнения — непрерывный, повторный, интервальный, переменный, а
также их интегральные проявления (игровой, соревновательный, круговой,
полоса препятствий).
Одним из средств системы культуры двигательной деятельности являются общеразвивающие упражнения (ОРУ).
С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие и
на отдельные суставы, группы мышц, части тела. Однако такое
воздействие можно получить только в случае их определённой системы
реализации. Такая система предполагает своё содержательное и
процессуальное обеспечение. Содержательное обеспечение связано с выбором
ОРУ, вариативностью использования, соотнесения с особенностями
изучаемого раздела, с соответствием возможностей и потребностей
занимающихся условиям занятий. Процессуальное обеспечение предполагает
соблюдение техники выполнения ОРУ, состав и последовательность
выполнения ОРУ в комплексе, темп и ритм выполнения каждого упражнения,
количество их повторений.
Использование ОРУ позволяет:
• оказывать всестороннее воздействие на работу и развитие функциональных систем организма занимающихся;
• обогащать двигательный опыт;
• овладевать культурой движений;
• воздействовать на недостаточно развитые группы мышц;
• формировать и корректировать осанку;
• обеспечивать функциональную готовность организма занимающихся к физическим нагрузкам;
• укреплять суставы и развивать их подвижность;
• развивать координацию движений;
• являться средством не только физического, но и интеллектуального, психического и эстетического развития учащихся.
Эффективность использования ОРУ может быть достаточной, если следовать общим методическим указаниям.
1. Подача команд в процессе организации выполнения ОРУ. Подавая
команды, учитель должен находиться в положении основной стойки
(о. с.), стоя лицом к группе. Если он показывал упражнение, стоя боком к
группе или в стойке на коленях и т. п., то должен после показа принять
о. с. лицом к группе, а затем подавать команды. Команды должны быть
чёткими и выразительными. Предварительная часть команды подаётся
протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что им предстоит сделать.
Исполнительная часть команды подаётся после небольшой паузы отрывисто и
энергично с повелительной интонацией. Голос при подаче команд и пауза
между предварительной и исполнительной командами должны быть
соразмерными величине строя: чем больше строй, тем протяжнее
предварительная команда, больше пауза и громче исполнительная команда.
2. На уроке должны чередоваться динамические и статические
напряжения с упражнениями на расслабление. При этом следует
придерживаться следующих правил:
• после упражнений со статическим напряжением должны выполняться упражнения динамического характера;
• после упражнений для одной конечности следует выполнить упражнения для другой конечности.
3. В комплекс ОРУ следует включать специальные упражнения на
расслабление, которые выполняются в заключение, или используется
пассивный отдых в удобном для учащегося положении.
4. Необходимо обучать учащихся терминологии. Для обучения терминологии можно применять следующие методические приёмы:
• проговаривание выполняемых движений. Ученики
выполняют упражнение и проговаривают название движений. Например,
принимая и. п., говорят: «Основная стойка — руки вперёд». Этот приём в
основном используется с учащимися, когда предлагаются неизвестные или
недостаточно знакомые упражнения;
• выполнение упражнения по «разделениям». В этом случае
части движения обозначаются терминами и показывается техника их
выполнения. Учащиеся повторяют движения за учителем. На следующих
уроках учитель называет движение, показывает его, после этого ученики
выполняют его, затем учитель только объясняет упражнение, а ученики
после этого его выполняют;
• использование учебных карточек. Карточка-задание
включает: назначение упражнения, описание, рисунок, требования к
технике выполнения. Учащиеся читают упражнение, рассматривают рисунок и
выполняют упражнение. Учитель контролирует технику его выполнения;
• задания на дом. Подобрать, описать и выполнить
какое-либо упражнение, а на уроке самостоятельно организовать его
выполнение с классом, используя объяснение и показ. |