Методы упражнения в физическом воспитании следует условно классифицировать на методы по обеспечению обучения и методы развития двигательных качеств. В процессе обучения двигательным действиям используют целостный и расчленённый варианты
 метода упражнения. В условиях массового физического воспитания, 
характерного для общеобразовательных учреждений, в выборе того или 
иного варианта метода упражнения следует руководствоваться правилом: 
расчленённый вариант можно использовать только в случае, если нельзя 
использовать целостный. Исходя из этого правила всякое новое движение, 
если оно может быть выполнено учащимся достаточно правильно сразу или 
после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде.  
       Но многие движения вначале всё же довольно трудно усваиваются, а
 некоторыми вообще невозможно овладеть сразу в целом. В таких случаях 
пользуются расчленённым методом обучения. Расчленяют движение по фазам 
или элементам, изучают их по отдельности, а потом соединяют. Например, 
при первоначальном обучении на уроках лыжной подготовки попеременному 
двухшажному ходу учащемуся трудно сразу решать несколько задач: 
отталкиваться одновременно ногой и рукой, сохранять равновесие, следить 
за скольжением. Обращая внимание на отталкивание ногой и скольжение, он
 упускает из виду движения рук, и наоборот. Поэтому вначале изучают 
скользящий шаг без палок, потом работу рук и в заключение — весь ход в 
целом. Каждую фазу расчленяют на элементы и эти элементы отрабатывают 
по отдельности с помощью специальных упражнений. 
       Применяя расчленение движений, не следует дробить их сразу на 
очень мелкие части. Расчленяя движения, нужно стремиться к тому, чтобы 
при проведении упражнений они «накладывались» одно на другое, т. е. 
конечное положение первого являлось бы начальным положением второго. 
Объединять разученные элементы в связки следует постепенно по два-три 
элемента и лишь после отработки соединений переходить к выполнению 
движения в целом. Расчленённые элементы и связки вначале надо выполнять в
 медленном темпе, а потом доводить темп до обычного. Другой способ — 
последовательное переключение внимания с одного элемента на другой. 
Например, при изучении бега со старта (высокого или низкого) ученик в 
процессе повторного выполнения двигательного действия поочерёдно 
контролирует отталкивание, положение туловища, работу рук, ритм 
разбега. Это связано с тем, что расчленить всё движение на отдельные 
элементы невозможно. 
       Метод упражнения используется не только в процессе обучения 
двигательным действиям. Он является основным в решении задач физической
 подготовки занимающихся. В этом случае используются разновидности 
метода упражнения — непрерывный, повторный, интервальный, переменный, а
 также их интегральные проявления (игровой, соревновательный, круговой,
 полоса препятствий).  
       Одним из средств системы культуры двигательной деятельности являются общеразвивающие упражнения (ОРУ).
 С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие и
 на отдельные суставы, группы мышц, части тела. Однако такое 
воздействие можно получить только в случае их определённой системы 
реализации. Такая система предполагает своё содержательное и 
процессуальное обеспечение. Содержательное обеспечение связано с выбором
 ОРУ, вариативностью использования, соотнесения с особенностями 
изучаемого раздела, с соответствием возможностей и потребностей 
занимающихся условиям занятий. Процессуальное обеспечение предполагает 
соблюдение техники выполнения ОРУ, состав и последовательность 
выполнения ОРУ в комплексе, темп и ритм выполнения каждого упражнения, 
количество их повторений.  
       Использование ОРУ позволяет:  
       • оказывать всестороннее воздействие на работу и развитие функциональных систем организма занимающихся;  
       • обогащать двигательный опыт; 
       • овладевать культурой движений;  
       • воздействовать на недостаточно развитые группы мышц; 
       • формировать и корректировать осанку; 
       • обеспечивать функциональную готовность организма занимающихся к физическим нагрузкам;  
       • укреплять суставы и развивать их подвижность; 
       • развивать координацию движений;  
       • являться средством не только физического, но и интеллектуального, психического и эстетического развития учащихся.  
       Эффективность использования ОРУ может быть достаточной, если следовать общим методическим указаниям.  
       1. Подача команд в процессе организации выполнения ОРУ. Подавая
 команды, учитель должен находиться в положении основной стойки 
(о. с.), стоя лицом к группе. Если он показывал упражнение, стоя боком к
 группе или в стойке на коленях и т. п., то должен после показа принять
 о. с. лицом к группе, а затем подавать команды. Команды должны быть 
чёткими и выразительными. Предварительная часть команды подаётся 
протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что им предстоит сделать. 
Исполнительная часть команды подаётся после небольшой паузы отрывисто и 
энергично с повелительной интонацией. Голос при подаче команд и пауза 
между предварительной и исполнительной командами должны быть 
соразмерными величине строя: чем больше строй, тем протяжнее 
предварительная команда, больше пауза и громче исполнительная команда.  
       2. На уроке должны чередоваться динамические и статические 
напряжения с упражнениями на расслабление. При этом следует 
придерживаться следующих правил:  
       • после упражнений со статическим напряжением должны выполняться упражнения динамического характера;  
       • после упражнений для одной конечности следует выполнить упражнения для другой конечности. 
       3. В комплекс ОРУ следует включать специальные упражнения на 
расслабление, которые выполняются в заключение, или используется 
пассивный отдых в удобном для учащегося положении. 
       4. Необходимо обучать учащихся терминологии. Для обучения терминологии можно применять следующие методические приёмы: 
       • проговаривание выполняемых движений. Ученики 
выполняют упражнение и проговаривают название движений. Например, 
принимая и. п., говорят: «Основная стойка — руки вперёд». Этот приём в 
основном используется с учащимися, когда предлагаются неизвестные или 
недостаточно знакомые упражнения; 
       • выполнение упражнения по «разделениям». В этом случае
 части движения обозначаются терминами и показывается техника их 
выполнения. Учащиеся повторяют движения за учителем. На следующих 
уроках учитель называет движение, показывает его, после этого ученики 
выполняют его, затем учитель только объясняет упражнение, а ученики 
после этого его выполняют; 
       • использование учебных карточек. Карточка-задание 
включает: назначение упражнения, описание, рисунок, требования к 
технике выполнения. Учащиеся читают упражнение, рассматривают рисунок и
 выполняют упражнение. Учитель контролирует технику его выполнения;  
       • задания на дом. Подобрать, описать и выполнить 
какое-либо упражнение, а на уроке самостоятельно организовать его 
выполнение с классом, используя объяснение и показ.   |