Метод наглядности может использоваться как в естественной форме, так и в
искусственной. Естественный показ двигательного действия может
осуществляться с использованием разных методических приёмов. В их числе
следует выделить обычный показ, замедленный показ отдельных фаз
двигательного действия, замедленный показ двигательного действия в
целом, показ с остановками (если это возможно), демонстрация ошибочного
выполнения движения. Можно использовать показ в различных плоскостях
(фронтальной, саггитальной, в направлениях от учеников и к ученикам), а
также сочетание методов слова и наглядности (демонстрация с
комментированием). В последнем случае в процессе объяснения следует
указать, на что именно и в какой последовательности ученики должны
обратить внимание при показе учителем двигательного действия. Выявлено,
что эффективность восприятия повышается, когда известен порядок
наблюдения.
Кроме того, метод наглядности реализуется в процессе применения регуляторов движений.
Применяя регуляторы движений, преподаватель ставит обучаемого в такие
условия, в которых движение может быть выполнено только одним,
правильным способом. Применяются регуляторы движений четырёх типов: ограничивающие, указывающие, фиксирующие внимание и стимулирующие.
Ограничители движения применяются в тех случаях, когда обучаемый затрудняется регулировать длительность и направление усилий. Указатели направления
позволяют координировать движения, совершаемые в необычных позах, в
безопорных положениях, когда обучаемый теряет ощущение положения своего
тела в пространстве или не чувствует направления движения. Чтобы
обучаемые могли контролировать правильность исходных и конечных
положений при выполнении тех или иных элементов движения, учитель может
рекомендовать некоторые ориентиры. Например, при выполнении
маха ногой в прыжках в высоту указывается ориентир направления и высоты
маха; в попеременных ходах в фазе скольжения колено должно быть
примерно над носком ботинка; при обучении броску баскетбольного мяча в
корзину в качестве ориентира используется дуга кольца или квадрат на
щите. Фиксирующие внимание регуляторы движений обеспечиваются
остановками движения (если это возможно) в его ключевых фазах.
Например, чтобы достичь понимания движения «положение натянутого лука»
при метании мяча с места, можно выполнять имитационное упражнение
«выход в положение натянутого лука», стоя боком вплотную к стене. Стимулирующим регулятором движения может быть наклонная плоскость при выполнении кувырка или в беге по прямой.
Методические рекомендации к применению естественного показа в процессе обучения физическим упражнениям могут быть сведены к следующим положениям:
1. К показу следует прибегать не во всех случаях. Есть такие
характеристики движений (длительность, ритм, усилие), которые не могут
быть продемонстрированы преподавателем. Показывать надо только тогда,
когда занимающийся после объяснения не может представить себе движение и
правильно его выполнить. В ряде случаев, даже на начальном этапе
обучения сложным спортивным упражнениям, полезно предложить ученику
выполнить их без предварительного показа (а только по объяснению),
чтобы активные поиски целесообразных форм движений обучающимся создали
основу для их лучшего восприятия. После того как занимающийся пытался
выполнить движение только по слову преподавателя, ценность показа
возрастает.
2. Слово преподавателя может предшествовать показу, сочетаться с
ним или следовать за ним. В обучении сложным физическим упражнениям
предпочтителен первый вариант: ученик заблаговременно получает
определённые знания об изучаемом движении и фиксирует внимание на
наиболее важных частях и элементах упражнения. Соотношение слова и
показа на занятиях зависит также от этапа обучения и квалификации
обучаемых.
3. В первоначальном показе следует избегать имитации движений.
Идеальным надо считать положение, когда обучающийся видит изучаемое
спортивное упражнение в целом в лучшем его исполнении. С самого начала
обучающийся должен получить представление не только о
последовательности движений, но и об интенсивности, ритме, амплитудах и
других характеристиках изучаемого сложного упражнения.
4. Во время показа движений и наблюдения за действиями
занимающихся важно определить соответствующий угол просмотра и
расстояния. Если движение показывается преподавателем всегда с одного и
того же места по отношению к занимающимся, то они могут увидеть только
определённые стороны движения. Следует рассматривать, как ученик
выполняет движения под различными углами. Расстояние, на котором
преподаватель наблюдает за обучаемыми, зависит от амплитуды (размаха)
движений: чем больше амплитуда, тем больше расстояние. Установлено, что
размах движений и расстояние между учеником и наблюдающим
преподавателем должны относиться как один к трём, т. е. если размах
движения равен 1 м, то учителю следует находиться на расстоянии не
менее 3 м от ученика.
5. Реальный показ эффективнее, когда внимание обучаемых
сосредоточивается не более чем на одном-двух элементах изучаемого
упражнения, а интервал между объяснением учителя и началом выполнения
движения незначительный.
При выборе методов слова или наглядности надо учитывать то
обстоятельство, что в средних классах следует отдавать предпочтение
использованию метода наглядности (показ) или сочетанию его с
объяснением, так как в этом случае усвоение информации происходит
эффективнее (больше и быстрее). |