Четверг, 28.03.2024, 16:40
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 5-7 КЛАССАХ

Контроль результатов физической подготовки
18.11.2014, 16:44
      Прежде всего, следует различать два термина — «подготовка» и «подготовленность». Подготовка обозначает процесс. Поэтому когда используется этот термин, то подразумевается выбор и эффективность средств, методов, форм, организации, системы их использования, ресурсное обеспечение.
      Подготовленность обозначает результат процесса, т. е. то, что получилось (образовалось, изменилось) в итоге — от начала к концу этого процесса. Исходя из этого будем считать, что подготовка — это процесс, а подготовленность — результат этого процесса. Следовательно, термин физическая подготовка обозначает процесс, направленный на развитие физических (двигательных) качеств человека, а термин физическая подготовленность обозначает результат этого процесса. В данном разделе речь идёт именно о контроле физической подготовленности как результате физической подготовки.
      Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность решения одной из задач физического воспитания. Он определяется с помощью двигательных тестов. В настоящее время рекомендуется достаточно большой их набор. Специалисты пытаются внедрять авторские наборы. Это допустимо лишь относительно, так как зачастую игнорируются требования теории тестирования (например, такие требования, как информативность, надёжность, репрезентативность и др.). Разнообразие тестов не даёт возможности провести сравнительный анализ результатов деятельности отдельных специалистов, школ, районов, городов, регионов. Кроме того, возникают затруднения в разработке государственных ориентиров (норм) оценивания уровня физической подготовленности.
      Мы придерживаемся идеи, согласно которой каждый специалист, каждая учебная программа могут предлагать свой набор тестов для определения уровня физической подготовленности учащихся. Однако контроль физической подготовленности учащихся должен проводиться на основе унифицированного состава тестов и нормативных показателей. Унификация должна быть, как минимум, на региональном уровне. В настоящее время государственные ориентиры норм физической подготовленности учащихся не унифицированы, так как разные учебные программы представляют свои варианты тестирования.
      Например, в Нижегородской области в настоящее время реализуется система регионального тестирования, которая включает 5 тестов. По этой технологии осуществляется аттестация преподавателей физической культуры.
      Состав тестов для системы регионального тестирования определён по основаниям, которые изложены ниже.
      1. Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех перечисленных двигательных качеств.
      2. Надёжность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать именно то качество, которое исследуется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния факторы, сопутствующие в процессе тестирования.
      3. Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.
      Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов: челночный бег 4 × 9 м, прыжок в длину с места, подтягивание, бег 6 мин, тест на гибкость. Рассмотрим основания выбора тестов и технику измерения.
      1. Челночный бег 4 × 9 м.
      Основание. Тест характеризует ловкость и быстроту. Ловкость проявляется при осуществлении поворотов. Быстрота проявляется в скорости перемещения. Отрезок 9 м выбран с учётом наличия разметки волейбольной площадки в зале. Количество отрезков определено исходя из того, что меньшее их число (2, 3) не позволяет в необходимой мере проявиться ловкости, а большее их число приводит к утомлению, которое существенно сказывается на проявлении быстроты.
      Техника измерения. Для активизации испытуемых бег проводится в парах. Причём подбираются примерно равные по своим возможностям учащиеся. На линиях, ограничивающих 9 м, устанавливаются набивные мячи. Можно использовать и другие предметы. Однако следует иметь в виду, что надувные мячи при задевании откатываются с линии и их нужно будет всё время возвращать на место. Использование твёрдых предметов или травмоопасно (если они большие), или приводит к нарушению техники поворота (если они небольшие). По сигналу (командой, свистком) испытуемые стартуют одновременно, пробегают отрезки, огибают ориентиры, не касаясь их, пробегают следующие отрезки и т. д. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 с. Если испытуемый смещает набивные мячи (или используемые предметы) в сторону уменьшения контрольного отрезка, то попытка не засчитывается и повторяется.
      2. Прыжок в длину с места
      Основание. Тест характеризует скоростно-силовую подготовленность. Его информативность и надёжность примерно такие же, как у многих других тестов, характеризующих этот вид физической подготовленности. Однако его простота, малое время тестирования и привычность позволяют рекомендовать его в первую очередь.
      Техника измерения. Из двух попыток, выполняемых по правилам соревнований, фиксируется лучший результат с точностью до 1 см.
      3. Сгибание рук в висе (подтягивание). Мальчики — в висе, девочки — в висе лёжа.
      Основание. Тест характеризует силовую выносливость и абсолютную силу. По надёжности и информативности он мало чем отличается от других тестов подобного рода. Однако привычность и простота позволяют рекомендовать его в первую очередь.
      Техника измерения. Хватом сверху, сгибая руки, подъём до уровня подбородка. Опускание на прямые руки. Темп произвольный. Не допускаются раскачивание и маховые движения ногами (мальчики) или нарушение прямолинейности по линии «туловище-ноги» (девочки).
      4. Бег 6 мин.
      Основание. Тест характеризует выносливость. Он позволяет, не вовлекаясь в экстремальные условия соревновательной деятельности (что характерно для использования в качестве теста на выносливость бега на различные дистанции — 500 м, 1 км, 2 км, 3 км и т. д.), определить индивидуально потребный вид перемещения (ходьба, бег) и интенсивность.
      Техника измерения. По сигналу группа испытуемых (их число определяется возможностями обеспечения тестирования) начинает перемещение по заранее размеченному (через 50 м) и визуально наблюдаемому кругу. Разрешается перемещаться бегом или ходьбой с индивидуально выбираемой скоростью перемещения. По истечении 6 мин подаётся сигнал, по которому тестируемые должны остановиться. Подсчитывается количество преодолённых метров.
      5. Тест на гибкость.
      Основание. Предлагается тест, разработанный Ф. Л. Доленко. В отличие от традиционно рекомендуемых (наклоны, выкруты, шпагаты, мост) он характеризуется, во-первых, вовлечением в процесс тестирования всех крупных суставов, а во-вторых, в нем отсутствует влияние силового компонента готовности испытуемых. С помощью предлагаемого теста измеряется гибкость (комплексная характеристика), а не подвижность отдельно взятых суставов.
      Техника измерения. Во избежание травм и снижения результата тест требует тщательной разминки. Из и. п. стоя спиной к шведской стенке (или специально оборудованной для этого теста) хватом снизу взяться за рейку стенки на уровне шейных позвонков. Измеряется расстояние от плеч до пола в сантиметрах (Н). Выпрямляя руки, максимально прогнуться вперёд, не сгибая ног и не отрывая пятки от пола. Измеряется (желательно быстро) величина прогиба (по горизонтальной линии) от линии стенки до поясничного отдела позвоночника (h). Полученная величина h делится на Н. Вычисленный показатель характеризует гибкость. Он всегда меньше единицы.

      В соответствии с методикой тестирования испытуемые выполняют двигательные задания в такой последовательности: челночный бег, прыжок в длину с места, подтягивание, бег 6 мин, гибкость. Результаты (по каждому тесту), демонстрируемые испытуемыми, оцениваются по приводимой ниже таблице в очках. Оценочные таблицы ориентированы не на класс, в котором обучается испытуемый, а на его возраст на момент тестирования. Это связано с тем, что в пределах одного класса имеются учащиеся разного возраста. Получаемые по каждому тесту очки суммируются. Сумма очков, равная 50, соответствует оценочному суждению «сдано» или оценке «удовлетворительно». Сумма очков на оценку «хорошо» и «отлично» определяется методическим объединением учителей физической культуры районов Горьковской области и Нижнего Новгорода.
      Анализ полученных результатов осуществляется следующим образом. Определяется процент учащихся, набравших 50 и более очков. Оптимальным результатом для учащихся основной медицинской группы следует считать 100% учащихся, набравших 50 и более очков, а допустимым — 80%. Вычисляются средние значения набранных очков по каждому тесту для группы. Сопоставление их количественных значений позволяет определить слабые и сильные стороны физической подготовленности класса, а следовательно, и деятельности преподавателя физической культуры.
      Многолетние (как минимум, раз в год, в конце учебного года) наблюдения помогут выявить динамику измеряемых показателей. Она позволит судить о профессиональной деятельности преподавателя по её направленности (снижение, стабилизация, увеличение). По такому же принципу можно провести анализ индивидуальных показателей тестирования. Это даст возможность управлять индивидуальными результатами физической подготовки занимающихся.
      Оценивание физической подготовленности учащихся по представленным таблицам не единственный вариант комплексной оценки. Можно предложить вариант разработки таких таблиц на основе так называемого сигнального отклонения. В этом случае по дифференцированной величине сигмального (S) отклонения (–2S, –1S, +0,67S, +1S, +2S), прибавляемой (отнимаемой) к средней арифметической, получают уровни того или иного показателя. Приведённый в скобках перечень сигмальных отклонений характеризует соответственно оценки «1», «2», «3», «4», «5». Сумма баллов определяет интегральную оценку физической подготовленности испытуемых. При этом допустимой (на оценку «удовлетворительно») суммой следует считать 15 баллов. Последующий анализ получаемых результатов проводится также, как и в случае с оценочными таблицами, представленными ниже.

Оценка результатов тестирования физической подготовленности учащихся 11.6–12.5 лет

 

М а л ь ч и к и

Д е в о ч к и

Очки

Бег
4 × 9 м

Бег
6 мин

Прыжок  в длину с места

Гибкость (по Ф. Л. Доленко)

Подтягивание

Бег
4 × 9 м

Бег
6 мин

Прыжок
в длину с места

Гибкость (по Ф.Л. Доленко)

Подтягивание

20

10.3

1500

180

0.51

12

11.0

1350

170

0.5

22

19

10.4

1450

179

0.5

11

11.1

1300

169

0.49

21

18

10.4

1450

178

0.49

11

11.1

1300

168

0.49

21

17

10.5

1400

177

0.48

10

11.2

1250

167

0.48

20

16

10.5

1400

176

0.47

10

11.2

1250

166

0.48

20

15

10.6

1350

175

0.46

9

11.3

1200

165

0.47

19

14

10.6

1350

174

0.45

9

11.3

1200

164

0.47

19

13

10.7

1300

173

0.44

8

11.4

1150

163

0.46

18

12

10.7

1300

172

0.43

8

11.4

1150

162

0.46

17

11

10.8

1250

171

0.42

7

11.5

1100

161

0.45

16

10

10.8

1250

170

0.41

7

11.5

1100

160

0.45

15

9

11.0

1200

168

0.4

6

11.7

1050

158

0.44

14

8

11.2

1200

166

0.39

6

11.8

1050

156

0.44

13

7

11.4

1150

164

0.38

5

12.0

1000

154

0.43

12

6

11.6

1150

162

0.37

5

12.1

1000

152

0.42

11

5

11.8

1100

160

0.36

4

12.2

950

150

0.41

10

4

12.0

1100

158

0.35

4

12.3

950

148

0.40

9

3

12.2

1050

156

0.34

3

12.4

900

146

0.39

8

2

12.4

1050

154

0.33

3

12.5

900

144

0.38

7

1

12.5

1000

152

0.32

1

12.6

850

142

0.37

6

Оценка результатов тестирования физической подготовленности учащихся 12.6–13.5 лет

 

М а л ь ч и к и

Д е в о ч к и

Очки

Бег
4 × 9 м

Бег
6 мин

Прыжок  в длину с места

Гибкость (по Ф. Л. Доленко)

Подтягивание

Бег
4 × 9 м

Бег
6 мин

Прыжок
в длину с места

Гибкость
(по Ф. Л. Доленко)

Подтягивание

20

10.1

1550

190

0.51

13

11.0

1350

175

0.5

23

19

10.1

1550

189

0.5

13

11.0

1350

174

0.5

22

18

10.2

1500

188

0.49

12

11.1

1300

173

0.49

22

17

10.2

1500

187

0.48

12

11.1

1300

172

0.49

21

16

10.3

1450

186

0.47

11

11.2

1250

171

0.48

21

15

10.3

1450

185

0.46

11

11.2

1250

170

0.48

20

14

10.4

1400

184

0.45

10

11.3

1200

169

0.47

20

13

10.4

1400

183

0.44

10

11.3

1200

168

0.47

19

12

10.5

1350

182

0.43

9

11.4

1150

167

0.46

18

11

10.5

1350

181

0.42

9

11.4

1150

166

0.46

17

10

10.6

1300

180

0.41

8

11.5

1100

165

0.45

16

9

10.8

1250

177

0.4

8

11.7

1100

164

0.44

15

8

11.0

1200

174

0.39

7

11.8

1050

163

0.43

14

7

11.2

1200

171

0.38

7

12.0

1050

162

0.42

13

6

11.4

1150

168

0.37

6

12.1

1000

160

0.41

12

5

11.6

1150

165

0.36

6

12.2

1000

159

0.4

11

4

11.8

1100

162

0.35

5

12.3

950

158

0.39

10

3

12.0

1100

159

0.33

5

12.4

950

157

0.38

9

2

12.2

1050

156

0.32

4

12.5

900

156

0.37

8

1

12.4

1000

155

0.31

2

12.6

850

155

0.36

7

Оценка результатов тестирования физической подготовленности учащихся 13.6–14.5 лет

 

М а л ь ч и к и

Д е в о ч к и

Очки

Бег
4 × 9 м

Бег
6 мин

Прыжок в длину  с места

Гибкость (по Ф. Л. Доленко)

Подтягивание

Бег
4 × 9 м

Бег
6 мин

Прыжок в длину с места

Гибкость (по Ф. Л. Доленко)

Подтягивание

20

10.0

1600

230

0.51

14

11.0

1400

180

0.5

20

19

10.0

1600

225

0.5

14

11.0

1400

179

0.5

19

18

10.1

1550

220

0.49

13

11.1

1350

178

0.49

19

17

10.1

1550

213

0.48

13

11.1

1350

177

0.49

18

16

10.1

1500

208

0.47

12

11.2

1300

176

0.48

18

15

10.2

1500

203

0.46

12

11.2

1300

175

0.48

17

14

10.2

1450

200

0.45

11

11.3

1250

174

0.47

17

13

10.2

1450

197

0.44

11

11.3

1250

173

0.47

16

12

10.3

1400

194

0.43

10

11.4

1200

172

0.46

16

11

10.3

1400

191

0.42

10

11.4

1200

171

0.46

15

10

10.4

1350

188

0.41

9

11.5

1150

170

0.45

14

9

10.7

1300

185

0.4

9

11.7

1150

169

0.44

13

8

11.0

1250

182

0.39

7

11.8

1100

168

0.43

12

7

11.2

1200

179

0.38

7

12.0

1100

167

0.42

11

6

11.4

1150

176

0.37

6

12.1

1050

166

0.41

10

5

11.6

1150

173

0.36

6

12.2

1050

165

0.4

9

4

11.8

1100

170

0.35

5

12.3

1000

164

0.39

8

3

12.0

1100

167

0.34

5

12.4

1000

163

0.38

7

2

12.2

1050

164

0.33

4

12.5

950

162

0.37

6

1

12.4

1000

160

0.32

3

12.6

900

160

0.36

5

Категория: В 5-7 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 655 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru