Воскресенье, 22.12.2024, 14:20
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 5-7 КЛАССАХ

Конспект урока
18.11.2014, 17:16
      Конспект урока является одним из документов планирования учебной работы по предмету «Физическая культура». Это третий уровень проектирования учебной работы по физическому воспитанию. Он является своеобразным планом, где конкретизированы задачи урока, детализировано содержание его частей, определена их продолжительность, указана дозировка каждого упражнения, представлены условия выполнения упражнений и организации занимающихся. Конспект даёт возможность упорядочить структуру урока.
      Макроструктура урока определяет части урока в соответствии с закономерностями динамики работоспособности занимающихся. Конкретным проявлением макроструктуры урока является его известное деление на три части: подготовительную, основную и заключительную. В определении названия первой части урока имеются разногласия. В научно-методической литературе первая часть урока у одних авторов называется вводной, у других — подготовительной, у третьих — вводно-подготовительной. Представляется, что название «подготовительная» первой части урока лучшим образом отражает функциональную сущность данной части урока. В этом случае, во-первых, подчёркивается, возможность комплексного решения учебных задач на данном уроке (размять, подготовить к уроку, ввести в курс дела), во-вторых, имеется в виду обеспечение общей физической подготовки в системе уроков, в-третьих, данное название позволяет различать особенности первой части урока для учащихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и для тех, кто такие отклонения имеет. Речь идёт о том, что применительно к учащимся с отклонениями в состоянии здоровья первая часть урока может быть разделена на вводную и собственно подготовительную. В последнем случае, видимо, целесообразно построение урока с выделением четырёх частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.
      Мезоструктура урока определяет последовательность, взаимосвязь, взаимодействие упражнений в каждой из трёх частей урока. В этом случае важен учёт эффекта последействия. Эффективность воздействия каждого последующего упражнения на функциональные проявления занимающихся (физические, психические) в известной мере зависит от тех следовых явлений, которые «остались» в организме после выполнения предыдущего упражнения. С учётом эффекта «последействия» определяется последовательность упражнений в каждой из частей урока, т. е. их мезоструктура.
      Выполнение каждого физического упражнения предполагает взаимодействие преподавателя и ученика. Это взаимодействие сводится к упорядочению методических приёмов (их последовательности, продолжительности, чередования, организации). Это и есть микроструктура урока, т. е. структура взаимодействия преподавателя и ученика в каждом физическом упражнении.
      По оформлению конспекта урока имеется целый ряд рекомендаций. Причём они различаются и по схеме, и по содержанию используемых названий граф. Рассмотрим основные варианты рекомендаций по оформлению конспекта урока с точки зрения их сравнительной целесообразности и содержательной точности.
      В 1962 г. в книге «Педагогическая практика в школе по физическому воспитанию» Ю. А. Янсон представил следующую форму конспекта урока.

Конспект урока (по Ю. А. Янсону)

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

      Данная форма, можно сказать, стала классической и широко вошла в практику работы преподавателей физического воспитания. Отдавая дань уважения этой классической форме, следует отметить некоторые терминологические неточности её названий. В частности, представление о содержании урока складывается из того, что оно включает содержание программного материала, содержание деятельности учителя, содержание деятельности учеников. В графе «Содержание урока» в данном варианте представлено содержание лишь программного материала. Другие компоненты содержания (деятельность учителя, учеников) представлены в других графах конспекта. Следовательно, название графы «Содержание урока» с этих позиций является обедняющим и потому неточно. Далее, в графе «Организационно-методические указания» обычно представляются сведения для учителя по организации урока, о его методическом обеспечении. Получается, что, разрабатывая конспект урока, учитель «указывает» себе. Очевидна неточность сочетаний, используемых в названии графы слов.
      А. Н. Хан (1972) предложил вариант оформления конспекта урока, несколько отличавшийся от классического:

Конспект урока (по А. Н. Хану)

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Замечания

По организации

по методике

      Представляемая форма также не совсем точна в названиях граф и правомерности разделения последней на две составляющие. Неточность названия второй графы «Содержание урока» обсуждалась ранее. Последняя графа «Замечания» разделена на замечания по организации и замечания по методике. Подобное разделение можно признать правомерным с большими условностями и только, на наш взгляд, в исключительных случаях. Например, в случае формирования у обучаемых умений в разработке замечаний организационно-методического характера. Разделение последних означает их противопоставление, обособление. Это нецелесообразно, так как любая организация  — элемент методики, а любой методический приём включает элемент организации.
      В. М. Качашкин (1972) в учебном пособии «Методика физического воспитания» представляет такой вариант оформления конспекта урока.

Конспект урока (по В. М. Качашкину)

План урока

Ход урока

Дозировка

Примечания

      В данном варианте в графе «План урока» представляется содержание программного материала и, следовательно, название графы неточно отражает содержание записей в ней. В графе «Ход урока» осуществляется запись замечаний по организации действий преподавателя, а в графе «Примечания» по организации действий занимающихся. Подобная дифференцировка записи вполне допустима. Однако с точки зрения целостности представления и определения микроструктуры урока (т. е. взаимодействия преподавателя и ученика в каждом конкретном упражнении) целесообразно не разделять подобные записи.
      В учебнике «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Л. П. Матвеева (1976) представлена разработка по форме написания конспекта урока, рекомендуемая А. А. Губановой.

Конспект урока (по А. А. Губановой)

Части урока и их содержание

Дозировка

Организационно-методические примечания

      В данном варианте по сравнению с «классическим» объединены графы «Части урока» и «Содержание урока». Такое объединение вполне возможно, но необходимо отметить указанное ранее несоответствие названия графы с содержанием производимых там записей. Кроме того, в данном варианте формы конспекта урока название графы «Организационно-методические указания» (см. Ю. А. Янсон, 1962) заменено на название «Организационно-методические примечания». Такой вариант названия предпочтительнее, так как подчёркивает, что примечания адресованы преподавателю.
      Н. М. Моисеев (1977) предложил такой вариант оформления конспекта урока:

Конспект урока (по Н. М. Моисееву)

Средства

Дозировка

Методические приёмы обучения, воспитания и организации

      Впервые название графы «Содержание урока» заменено на «Средства». Такое название графы, на наш взгляд, точнее отражает содержание представляемых там записей. Есть основания полагать, что название последней графы «Методические приёмы обучения, воспитания и организации» отражает существо представляемых там записей. К недочёту всей формы записи следует отнести отсутствие графы «Части урока», так как в этом случае нет представления о временных затратах на каждую часть урока.
      В учебном пособии «Теория и методика физического воспитания» (под редакцией Б. А. Ашмарина, 1979) также представлен вариант оформления конспекта урока.

Конспект урока (по Б. А. Ашмарину)

Части урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Примечания

      На наш взгляд, данная форма конспекта урока имеет несоответствие названий граф «Содержание» и «Организационно-методические указания» содержанию и назначению представляемых там записей. Кроме того, вряд ли целесообразно вводить графу «Примечания». Во-первых, не по каждому упражнению таковые имеются. Во-вторых, обобщённые примечания могут быть зафиксированы в конце конспекта. В-третьих, устранение этой графы увеличивает место, необходимое для других граф, и повышает наглядность конспекта.
      Таким образом, анализ форм конспекта урока позволил выявить их достаточное разнообразие. Причём каждая из них имеет те или иные преимущества и недостатки. Единства рекомендаций нет. В связи с этим возникает вопрос: целесообразно ли проводить работу в плане унификации требований по оформлению конспекта урока? Как нам кажется, целесообразно. Результатом такой работы явится оптимальный вариант формы, что предопределит единство требований и исключит влияние сбивающих факторов (которое наблюдается при условии разнообразия форм) на формирование обоснованных представлений по оформлению конспекта урока. Последнее обстоятельство позволит теоретически строго, со знанием существа дела и без особых затруднений определять содержание записей в различных графах конспекта. Кроме того, унифицированный подход к оформлению конспекта урока исключит противоречивые суждения в практике инспектирования работы преподавателей физического воспитания вообще и их умения оформлять конспект урока в частности. С учётом приведённых суждений в качестве оптимальной формы предлагается оформление конспекта, предложенного Н. М. Моисеевым (Ленинградский институт физической культуры и спорта, 1977).

Конспект урока № 15 по (лёгкой атлетике, баскетболу, лыжной подготовке, гимнастике и т. п.)
для учащихся V класса

Задачи


Время проведения


Место проведения


Инвентарь


      Целесообразная конструктивная деятельность преподавателя на уроке определяется исходя из учёта целого ряда общих требований к конспекту урока. Рассмотрим основные из них.
      Первое требование отвечает на вопрос: «Какова последовательность разработки содержания конспекта урока?»
      При разработке конспекта урока можно рекомендовать следующую последовательность действий:
      • разработка учебных задач;
      • написание констатирующей части конспекта (наименование, задачи, место, время, инвентарь);
      • разработка основной части урока (запись содержания основной части урока: основные и специальные упражнения, комбинации, эстафеты, игры, определение дозировки каждого задания, определение методических приёмов по организации, обучению и воспитанию);
      • разработка подготовительной части урока (запись содержания: основные и специальные упражнения, комбинации, эстафеты, игры, определение дозировки каждого задания, определение методических приёмов по организации, обучению и воспитанию);
      • разработка заключительной части урока (запись содержания: основные и специальные упражнения, комбинации, эстафеты, игры, определение дозировки каждого задания, определение методических приёмов по организации, обучению и воспитанию);
      • анализ композиции содержания и организации урока в целом (уточнение содержания, выделяемого ресурса времени, величин дозировки, методических приёмов организации, обучения и воспитания, определение взаимосвязи различных частей урока). Первоочередная разработка основной части урока позволит оптимально соотнести затраты времени на все части урока с созданием условий для реализации поставленных на урок задач.
      Второе требование отвечает на вопрос: «С какой подробностью разрабатывается конспект урока?»
      Необходимо отметить, что в практике физического воспитания существует два варианта написания конспекта урока: очень подробно и схематично. Видимо, степень подробности в разработке конспекта урока физической культуры должна определяться с учётом следующего:
      • обоснованной необходимости этого;
      • логикой учебного материала;
      • наличием опыта работы преподавателя.
      Представляется целесообразной подробная разработка конспекта урока преимущественно на этапе становления профессионального мастерства (студент, начало работы). В этом случае подробная разработка конспектов урока явится условием формирования методической грамотности специалиста.
      Третье требование отвечает на вопрос: «Возможна ли коррекция намеченного содержания планов уроков?» Не только возможна, но и необходима. Следует учитывать тот факт, что существует так называемое проектируемое (разрабатываемое заранее) и реальное (складывающееся в процессе занятия) содержание урока. Необходимо стремиться к тому, чтобы проектируемое содержание максимально соответствовало реальному. Следует также подчеркнуть, что использование имеющихся разработок, без учёта особенностей содержания деятельности конкретных учащихся и конкретного педагога, приводит к тому, что реальное содержание урока отличается от проектируемого. В этом случае оптимальное соотношение учебной и обучающей деятельности весьма затруднено. Кроме того, в реализации учебных задач появляется рассогласование — рекомендуемая система учебных задач реализуется (с учётом сбивающих факторов — интереса, уровня подготовленности занимающихся и т. п.) лишь отчасти и не всегда эффективно.
      Четвёртое требование отвечает на вопрос: «Следует ли в конспекте урока предусматривать только последовательное (поочерёдное) решение учебных задач, или же отдавать предпочтение их совместному (комплексному) решению?» Конечно, более целесообразным является второй вариант, т. е. комплексный. К примеру, соответствующая организация общеразвивающих упражнений (ОРУ) может решать одну задачу — подготовку к уроку. Другая организация ОРУ может решать две задачи — подготовку к уроку и развитие ловкости (усложнение упражнений, повышение требовательности к культуре их выполнения). При третьей организации ОРУ можно решить уже несколько задач — к перечисленным выше добавить задачи по совершенствованию функциональных возможностей кардиореспираторной системы (за счёт большего количества повторений, сокращения интервалов отдыха, увеличения темпа выполнения упражнений). Следовательно, очевидна необходимость разработки конспекта урока с учётом данного требования и условий его реализации.
      Пятое требование отвечает на вопрос: «Как осуществлять запись упражнений и заданий в конспекте урока?» Существует, по крайней мере, три варианта записи: в соответствии с гимнастической терминологией; с использованием образных слов (сленгов), символов, схем, рисунков; произвольная запись. Последний вариант, видимо, определяется отсутствием необходимой грамотности и по этой причине не может быть приемлем. Что касается других вариантов записи, то первый из них целесообразен на этапе становления профессионального мастерства, этапе накопления опыта. Второй вариант предпочтительнее при условии грамотности в этом вопросе и наличии достаточного опыта работы. Запись упражнений по второму варианту экономит время. Кроме того, она является более наглядной, что обеспечивает лучшее восприятие и запоминание. Оптимальной разновидностью записи следует считать сочетание первого и второго вариантов.
      Шестое требование отвечает на вопрос: «Какие задачи должны быть поставлены на урок обязательно, а какие по необходимости, которую определяет сам преподаватель?» Директивно определено, что на каждый урок преподаватель обязан сформулировать задачи по обучению движениям и по развитию двигательных качеств. Другие виды задач ставятся на урок по необходимости, которую определяет сам преподаватель.
      Седьмое требование состоит в следующем. Если на урок поставлена задача, то для её реализации должны быть подобраны специальные средства и, наоборот, если планируются какие-то задания, то они должны быть предназначены для решения конкретной учебной задачи.
      Восьмое требование относится к записи дозировки. Дозировка определяется в любых показателях, но с учётом наиболее точной характеристики показателей объёма и интенсивности нагрузки.
      Девятое требование предполагает, что для каждого задания, фиксируемого в конспекте урока, должны быть разработаны приёмы по их организационно-методическому обеспечению.
      В процессе проектирования урока учитель разрабатывает содержание различных его частей. Подобное действие связано прежде всего с учётом требований теории и методики физического воспитания. Следует отметить не только их наличие в соответствующих публикациях, но и пугающее разнообразие, определяемое уровнем обобщённости представления требований. Нами разработан следующий состав требований по отношению к различным частям урока.

Категория: В 5-7 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 797 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru