Рассмотрим ведущие факторы, определяющие выбор методов.
1. Первый фактор — задачи обучения. Они связаны прежде
всего со структурой (этапами) процесса обучения. В начале обучения, где
важно решить задачу создания представления о способе двигательной
деятельности, приоритетное значение приобретают методы слова и
наглядности в различных формах их реализации. На этапе углублённого
разучивания и закрепления наиболее целесообразны практические методы
(упражнения) в различных формах их реализации. В то же время один и тот
же метод на разных этапах обучения реализуется не однозначно. Так, на
этапе разучивания решающее значение в использовании, например, метода
наглядности имеет вариант «нормального» показа. В этом случае
упражнение демонстрируется преподавателем в рамках базовых
пространственных, временных, динамических и ритмических характеристик
двигательного действия. На этапе углублённого разучивания следует
отдавать предпочтение показу с остановками, замедленному показу, показу
типичных ошибок.
2. Второй фактор — уровень готовности к обучению конкретного класса и отдельных учеников.
Применительно к процессу обучения двигательным действиям готовность
учащихся характеризуется, на наш взгляд, во-первых, объёмом и качеством
двигательного опыта (состав технических действий, которыми владеет
ученик, и уровень их реализации в условиях двигательной деятельности);
во-вторых, мерой всесторонности и уровнем развития физических кондиций;
в-третьих, мерой представления учащихся о системе обучающей
деятельности и физкультурных знаний, касающихся предмета обучения;
уровнем мотивации (интереса) в учебной деятельности в связи с предметом
обучения; в-четвёртых, психологическим настроем на процесс обучения
(боязнь-смелость, уверенность-неуверенность, верные-неверные личностные
установки на предстоящую деятельность обучения). Таким образом,
компонентами готовности (к деятельности вообще и к обучению способам
двигательной деятельности в частности) являются: информационный
компонент, операциональный компонент и мотивационный компонент.
В качестве других факторов, определяющих возможности
обучающей деятельности, следует указать такие, как содержание учебного
материала, возможности учителя, материально-техническая база, система
физического воспитания в общеобразовательном учреждении, традиции, объём
проектируемого учебного времени (в отдельном уроке, в серии уроков, в
учебном году). |