Гарвардский степ-тест позволяет оценить восстановительные процессы
после прекращения дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка
задаётся в виде восхождения на ступеньку. Высота ступеньки для
девушек — 40 см, для юношей — 50 см. Время восхождения — 4 мин,
независимо от пола. Испытуемые совершают подъём на ступеньку в заданном
темпе — с частотой 30 раз в 1 мин (по метроному). В положении стоя на
ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище — находиться в
вертикальном положении. При подъёме и спуске руки выполняют обычные для
ходьбы движения. За время выполнения теста ногу, с которой начинается
подъём, можно несколько раз сменить. Если из-за усталости выполнение
нагрузки прекращается, то фиксируется время её окончания. Отставание от
заданного ритма в течение 20 с является сигналом к окончанию теста.
После нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со второй минуты, 3
раза с 30-секундными отрезками времени подсчитывается число пульсовых
ударов: с 60-й до 90-й с восстановительного периода, с 120-й до 150-й с
и со 180-й до 210-й с. Полученные данные суммируются и умножаются на
2. Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде
индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают по
формуле
ИГСТ = Т × 100 / (П1+П2+П3) × 2,
где Т — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах,
П1, П2, П3 — величина ЧСС за первые 30 с каждой минуты (начиная со второй) восстановительного периода.
Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых
числах. Она характеризует скорость восстановительных процессов. Чем
быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина знаменателя
уравнения и, следовательно, выше индекс Гарвардского степ-теста. |