Роль учителя в реализации всех сторон его деятельности,
определяющих высокое качество физического воспитания учащихся,
исключительно велика и незаменима. Так было давно, так есть и сейчас.
Это короткий ответ. Но мы подготовили нашему читателю ответ и
подлиннее. Надеемся, что какие-то наши наблюдения ему будут интересны и
кое-что он возьмёт себе на вооружение.
Начнём со взглядов этнического эстонца, офицера запаса
Вооружённых сил СССР, заслуженного работника физической культуры
Российской Федерации, отличника физической культуры и народного
просвещения. Он окончил аспирантуру в Санкт-Петербургской академии
физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Он является известным
методистом, специалистом в области физического воспитания учащихся,
профессором Ростовского госпедуниверситета. Он был членом
научно-методического совета Министерства народного просвещения РСФСР,
участником областного научно-методического совета учителей физической
культуры при Министерстве образования Ростовской области. Этот
человек — Юрий Александрович Янсон, ветеран Великой Отечественной войны
и ветеран труда. Совместно с коллегами подготовил более 10 тыс.
специалистов по физической культуре и спорту. Кому, как не ему, знать,
какими качествами должен обладать учитель физической культуры и каким
критериям он должен удовлетворять. Скажем сразу, со всем, что написал
Ю. А. Янсон об учителе физической культуры в своей книге,
мы полностью согласны. И в очередной раз посочувствовали учителю.
Боже, сколько обязанностей он должен выполнять и хорошо уметь делать
(профессор Ю. А. Янсон называет 16 таких профессиональных умений).
Какие нелёгкие функции педагогической работы лежат на плечах учителя
физической культуры! В соответствии со взглядами профессора Кузьминой
Ю. А. Янсон на трёх страницах достаточно подробно их разбирает. В
отличие от наших произведений (В. И. Лях, 1990–2009) профессор
Ю. А. Янсон весьма обстоятельно объясняет, в чём состоит комплексный
подход к физическому воспитанию учащихся, что значит оптимизация,
дифференциация и интенсификация физического воспитания, как реализовать
деятельностный и личностный подходы в физическом воспитании учащихся.
Как известно, всё вышеперечисленное относится к основным принципам
модернизации физического воспитания. Не хочу никого обидеть, но, по
нашим данным, в соответствии с этими принципами работают не более
10–20% учителей физической культуры. Ещё раз замечу, что при раскрытии
многообразия профессиональных обязанностей, которые должен
квалифицированно выполнять каждый педагог (с. 64), Ю. А. Янсон
демонстрирует широчайшую эрудицию, глубокие знания и делает точные
ссылки. Думаю, что не только я, но и все другие читатели будут
переживать подобные чувства.
От Ю. А. Янсона перейдём к высказываниям одного из известных
теоретиков физического воспитания в Польше и Европе — профессора
Х. Грабовского. Он, в частности, выделил качества, которые нежелательны
для учителя физической культуры. Это «эмоциональное недоразвитие»,
«низкая сопротивляемость неудачам», низкий уровень самооценки,
«неумение входить в переживания других и в целом отсутствие таланта к
этой профессии» (H. Grabowski, 2004). К обязательным качествам учителя
этот учёный причислил:
• соответствующие задатки к этой деятельности, которой он
обучает учащихся, и вместе с этим понимание учеников, которые
неспособны к её освоению;
• повышенный уровень самооценки и одновременно склонность к
постоянному повышению образования и профессиональному
совершенствованию;
• необходимый жизненный опыт, в соответствии с которым учитель может являться образцом для учащихся.
Исследования, проведённые У. Биттнером и Е. Кардась
(U. Bittner, E. Kardas, 2004), показали, что, согласно мнениям самих
учителей физической культуры, в процессе подготовки будущих учителей
этого предмета особое внимание необходимо уделить следующим темам:
• методическая подготовка;
• планирование дидактико-воспитательной работы;
• знание процедур профессионального роста;
• умение пользоваться компьютерными и информационными технологиями;
• овладение умениями осуществлять воспитательную работу;
• знания в сфере интерпретации и использования прав в области образования;
• знания в области содержания межпредметных связей.
В свою очередь, согласно исследованиям М. Радзинской и
Т. Кулисы (M. Radzinska, T. Kulisa, 2004), важнейшими факторами
эффективности образования в области физической культуры сами учителя
признали:
1) в сфере специальных компетенций — методические умения,
подготовка и занятия в области широко понимаемой физической культуры;
2) в области дидактических компетенций — определение и точное
выделение задач обучения, использование методов и техники,
активизирующих деятельность учащегося;
3) в сфере психологических компетенций — положительное принятие
учащихся, умение вести с ними правильный диалог, формирование
мотивации к творческой работе.
Посмотрим на образ учителя глазами выпускников школ.
Исследования У. Супиньской и Б. Гжесяк (U. Supiñska, B. Grzesiak, 2001)
показали, что наиболее высокая степень согласованности должного и
реального образа учителя по физической культуре обнаружена в сфере его
дидактических (профессиональных) умений. Исследованные ими ученики
отмечали, что учитель по физической культуре имеет большие знания по
своему предмету («однако временами он слабо подготовлен методически для
проведения отдельных уроков и ищет недостатки только в наших
умениях»), использует разные дидактические средства («однако временами
уроки неинтересные»). В то же время наибольшее рассогласование между
должным и реальным образом учителя учащиеся обнаружили в сфере
«воспитательных умений». Они считают, что учителя физической культуры
воспринимают ученика только как предмет для обучения. Учителя не в
состоянии «вжиться» в проблемы ученика, часто не выполняют своих
обещаний и имеют весьма средний авторитет среди учащихся. По мнению
учеников, учитель физической культуры часто не обращает внимания на
воспитательные возможности урока и внеурочных форм занятий.
Познакомимся теперь с результатами исследования
М. Брoниковского (M. Bronikowski, 2005), который попытался оценить
важность разных задач физического воспитания в сфере знаний, умений,
физической подготовленности, личностных и социальных ориентаций. В
исследовании приняли участие 149 учителей физической культуры, среди
которых были 91 женщина и 58 мужчин разного педагогического стажа. Как
видно, в сфере физической подготовленности как женщины, так и мужчины на
первое место поставили задачу под номером 2 — «достижение как можно
более высокого результата в тестах». В области знаний первое ранговое
место в обоих группах было отдано знаниям на тему предписаний и тактики
различных игр: средняя арифметическая для женщин составила 5,67, а для
мужчин — 5,90. Среди задач, касающихся выработки умений,
учителя-женщины на первое место поставили задачу № 9 (средняя
арифметическая 6,67) — «овладение умениями анализа и коррекции
собственных ошибок при выполнении двигательных действий», а
учителя-мужчины — компетенции, благодаря которым учащийся в состоянии
организовать и провести с ровесниками (или членами семьи) какую-либо
игру или другую форму активности (задача № 11, средняя арифметическая
6,79). В области ценностно-мотивационной сферы обе группы учителей
высоко оценили задачи под номерами «13» и «14», касающиеся интереса и
заботы о собственном здоровье после окончания общеобразовательного
учреждения (табл. 7).
Таблица 7
Ранговая значимость отдельных
(операционных) задач физического воспитания по мнению учителей
физической культуры (n = 149) (M. Bronikowski, 2005)
Задача физического воспитания |
Девушки |
Юноши |
Достоверность различий |

|
±σ |

|
±σ |
I. Физическая подготовленность (хотел бы, чтобы ученик…): |
1) развивал свой потенциал в области физической подготовленности |
11,02 |
4,77 |
11,43 |
4,45 |
Недостоверно
(н. д.) |
2) достигал как можно более высоких результатов в тестах |
5,26 |
3,76 |
5,62 |
3,99 |
н. д. |
3) был так подготовлен, чтобы мог представлять школу в соревнованиях между школами |
11,73 |
4,20 |
11,24 |
4,62 |
н. д. |
4) характеризовался красивой, здоровой фигурой |
9,24 |
44,46 |
8,91 |
4,33 |
н. д. |
II. В сфере знаний |
5) ученик освоил правила и стратегию различных спортивных дисциплин и игр |
5,67 |
3,57 |
5,90 |
3,74 |
н. д. |
6) узнал много нового о себе, собственном организме и его потребностях |
11,27 |
3,16 |
10,43 |
4,59 |
н. д. |
7) владел знаниями,
необходимыми для сравнения себя с ровесниками по физической
подготовленности и в сфере спортивных умений |
11,58 |
4,01 |
9,95 |
4,30 |
< 0,02 |
8) знал, какую одежду и
обувь следует иметь для осуществления разных форм двигательной
активности и разных атмосферных условий |
9,90 |
3,99 |
10,07 |
3,51 |
н. д. |
III. В области умений |
9) овладел умениями анализа и коррекции собственных ошибок при выполнении разных двигательных действий |
6,67 |
3,95 |
7,03 |
3,76 |
н. д. |
10) развивал двигательные компетенции в различных видах спорта и формах двигательной активности |
9,57 |
3,96 |
10,02 |
3,92 |
н. д. |
11) умел организовать и проводить со своими ровесниками (или членами семьи) какую-либо форму двигательной активности |
7,30 |
3,95 |
6,79 |
3,39 |
н. д. |
12) Развивал технические и тактические умения в спортивных играх |
10,09 |
4,04 |
9,64 |
4,27 |
н. д. |
IV. В сфере ценностно-мотивационных ориентаций |
13) постановка себе задач, связанных с укреплением собственного здоровья |
5,01 |
3,95 |
4,31 |
4,15 |
н. д. |
14) проявление интереса и заботы о собственном здоровье также за пределами общеобразовательного учреждения |
5,62 |
4,28 |
4,21 |
3,68 |
< 0,03 |
15) понимал, что важнее, чем результат, является само участие в игре |
7,03 |
4,02 |
6,28 |
3,78 |
н. д. |
16) соблюдал правила соответствующего поведения на игровой поле и в жизни |
7,77 |
4,34 |
5,84 |
3,43 |
< 0,001 |
Проведённые исследования показали, что вопреки
распространённому мнению задачи, связанные с повышением физической
подготовленности, не были обозначены как самые важные, которые должен
решать учитель физической культуры. Важнейшими оказались задачи,
касающиеся формирования ценностных ориентаций на здоровье и здоровый
образ жизни, а следующими по значимости — связанные с выработкой
умений. Авторы также выявили, что иерархия целей и задач физического
воспитания и образования оказалась малозависимой от стажа работы. Это
дало основания автору сделать вывод о том, что в подготовке будущих
учителей физической культуры следует идти в направлении более глубокого
осознания ими необходимости профессионального самосовершенствования и
потребности перманентного самообразования. Только такой учитель имеет
шанс стать инициатором активного образа жизни для молодёжи, а
эффективность его воздействий будет определяться методическими и
личностными компетенциями. Об эффективности работы учителя в
значительной мере свидетельствует осознанность принятого учителем и
учениками направления результатов деятельности, а также исключение или,
как минимум, минимизация моментов импровизации, которые имеют место
при отсутствии подготовки к очередным циклам уроков. Однако
стабильность эффектов деятельности во многом будет зависеть от
«эмоциональной связи ученика с предложенным ему движением». К сожалению,
отсутствие такой связи видится, по мнению автора, одной из основных
причин «очень низкой физической активности взрослой (и «образованной»)
части нашего общества» (M. Bronikowski, 2005, с. 19).
Варшавские авторы Р. Чарнецка и Е. Кирст (R. Czarniecka,
E. Kirst, 2002) также искали ответы на вопросы: каким должен быть
учитель, какую он должен иметь подготовку и личностные качества, чтобы
решать современные задачи и обязанности данной профессии? Были
обследованы 62 учителя физической культуры и 148 учителей других
предметов. По определению самих учителей, качества, которыми они должны
располагать, или критерии, на основании которых им можно давать
оценку, следующие: 1) адекватное отношение к ученику и его труду;
2) умение подготовить учеников к тому, чтобы они заботились о своём
здоровье и здоровье окружающих; 3) обязательность, чувство
ответственности, настойчивость в деятельности и стремлении к реализации
поставленных целей; 4) способность к самосовершенствованию, в том
числе своих педагогических знаний и умений; 5) умение использовать
организационные и методические способности и приёмы, которые
способствуют пробуждению активности ученика.
Мерой первого критерия должны являться достижения учителя в
области воспитания, проявляющиеся в соответствующем отношении к
ребёнку, в умении правильно поступать в различных ситуациях и разрешать
различные воспитательные проблемы. Для этого учитель должен получить
соответствующую психолого-педагогическую подготовку.
Второй критерий, связанный с заботой о здоровье, весьма
корреспондирует с современной целью физического воспитания. Последняя,
по мнению многих известных теоретиков школьной физической культуры,
заключается в умении воздействовать на личность ученика таким образом,
чтобы после окончания общеобразовательного учреждения на протяжении
всей дальнейшей жизни он продолжал заботиться о своём телесном
здоровье.
Четвёртый критерий — способность к самосовершенствованию,
включая педагогические знания и умения, — предполагает, что учитель на
основе знания современных средств и методов обучения, воспитания и
развития личности ученика в состоянии проявлять активность в поиске,
разработке и во внедрении в практику собственных оригинальных методов и
приёмов. Забегая вперёд, скажем, что этими качествами и способностями
сполна наделены учителя-новаторы, о деятельности которых мы писали
(см.: В. И. Лях с соавт. Передовой
педагогический опыт в физическом воспитании учащихся: научный анализ,
проблемы, находки. — М., 1992. — 96 с.).
Остановимся ещё на интересных данных, которые описали
белорусские учёные более 20 лет назад (Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов,
1987), но которые, на наш взгляд, не потеряли своего значения и
сегодня. Эти специалисты сравнили ранговые атрибуты разработанности
проблем физического воспитания учащихся в научно-методическом
потенциале, полученных при анализе диссертационных работ и журнала
«Физическая культура в школе» с соответствующими показателями
самооценок учителями собственных знаний по этим проблемам и степени их
значимости в практике (табл. 8).
Таблица 8
Сравнение ранговых структур разработанности проблем физического воспитания учащихся в науке,
методике с самооценкой учителей и степенью их значимости в практике
(Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987) (несколько переработано)
№ п/п |
Проблематика |
Ранговая структура |
Оценка учителя |
Разработанность в литературе |
Собственные знания |
Важность в практике |
Диссертации |
Журнал «Физкультура в школе» |
1 |
Физическое воспитание — часть общего воспитания |
6–7 |
14–15 |
4 |
6 |
2 |
Историко-педагогические проблемы |
31 |
32 |
5 |
32–33 |
3 |
Морально-волевая подготовка на уроках |
12 |
4 |
13–14 |
30–31 |
4 |
Физическое воспитание школьников социалистических стран |
33 |
33 |
9–10 |
9 |
5 |
Учебные программы |
20 |
7–8 |
27–29 |
15 |
6 |
Нормативы по физической культуре в соответствии с возрастом |
2 |
9 |
22–26 |
18 |
7 |
Планирование учебного процесса |
1 |
11 |
11–12 |
10 |
8 |
Контроль на уроках |
17–19 |
10 |
15–18 |
20–21 |
9 |
Новые средства и методы, применяемые на уроках физической культуры |
24 |
17–18 |
2–3 |
4 |
10 |
Развитие физических качеств (способностей) |
8–10 |
3 |
1 |
7 |
11 |
Индивидуальный подход на уроках физической культуры |
4–5 |
7–8 |
19–20 |
25–27 |
12 |
Формирование двигательных умений и навыков |
14 |
6 |
2–3 |
2 |
13 |
Преемственность физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах, ПТУ, вузах |
32 |
31 |
13–14 |
32–33 |
14 |
Определение уровня подготовленности |
13 |
20–21 |
7 |
23 |
15 |
Учебный процесс в специальных медицинских группах |
29 |
28 |
6 |
20–21 |
16 |
Обоснование двигательного режима |
22 |
29 |
8 |
28 |
17 |
Влияние занятий физическими упражнениями на учёбу |
8–10 |
16 |
22–26 |
29 |
18 |
Врачебные наблюдения за собственным здоровьем |
21 |
12 |
21 |
25–27 |
19 |
Работа по внедрению комплекса ГТО в школе (теперь бы сказали «Президентских состязаний») |
6–7 |
22 |
15–18 |
11 |
20 |
Внеурочные формы занятий |
4–5 |
14–15 |
9–10 |
12 |
21 |
Новые средства и методы оздоровительной массовой физической культуры |
26 |
25 |
15–18 |
1 |
22 |
Физическое воспитание детей по месту жительства |
27 |
26 |
19–20 |
19 |
23 |
Самостоятельные занятия |
8–10 |
5 |
27–29 |
13 |
24 |
Система массовых соревнований |
16 |
20–21 |
22–26 |
3 |
25 |
Роль спорта в образе жизни учащихся |
3 |
13 |
27–29 |
25–27 |
26 |
Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях |
17–19 |
24 |
11–12 |
8 |
27 |
Профессиональные качества учителя физической культуры |
11 |
2 |
15–18 |
30–31 |
28 |
Вопросы самоподготовки |
17–19 |
17–18 |
30 |
22 |
29 |
Передовой педагогический опыт |
25 |
23 |
– |
5 |
30 |
Подготовка физкультурного актива |
15 |
19 |
– |
24 |
31 |
Изготовление нестандартного оборудования |
30 |
27 |
– |
16 |
32 |
Использование ТСО |
28 |
30 |
22–26 |
14 |
33 |
Строительство и эксплуатация спортивных сооружений |
23 |
1 |
22–26 |
17 |
Какие же выводы можно сделать на основании данных
таблицы 8? Прежде всего, случаи полного или практически полного
совладения степени разработанности проблем школьной физической культуры
в науке, освещения их в ведущем методическом журнале, значении для
практики с глубокими знаниями самих учителей отсутствуют.
Наиболее оптимальное совпадение рассматриваемых показателей
авторы выявили по отношению к одним из ведущих проблем теории и
методики физического воспитания учащихся: развитие физических качеств
на уроке и формирование двигательных умений и навыков. В других
случаях, как уже отмечено, имеет место тенденция несоответствия одного
или нескольких факторов между собой. Это приводит к неудовлетворению
профессиональных потребностей учителя и в конечном итоге негативно
влияет на рост его педагогического мастерства (Л. Ю. Малай,
С. В. Молчанов, 1987, с. 28).
Заметим, что в группу наиболее значимых для практики знаний, по
мнению учителей физической культуры, вошли вопросы строительства и
эксплуатации сооружений, формирования профессиональных и личностных
качеств учителя, знания по проблемам морально-волевой подготовки
учащихся на уроках. Как объясняют учёные эти данные? Отсутствие
лаборанта по физическому воспитанию в школе привело к тому, что наряду с
воспитательной и образовательной деятельностью у учителя большую часть
рабочего времени занимает хозяйственная деятельность. Он выполняет
несвойственные ему функции строителя и ремонтника, а поскольку не
является специалистом в этой области, то вполне естественно стремится
получить необходимые ему специальные знания по данному вопросу. Поэтому
этот факт оказался не таким уж неожиданным в исследовании.
Высокая оценка учителями значимости знаний о профессиональных и
личностных качествах учителя подтверждает, во-первых, наше стремление
как можно более просто и вместе с тем широко раскрыть их в нашем
пособии. Во-вторых, это свидетельствует о стремлении учителей
физической культуры к самосовершенствованию в области профессиональной
деятельности. Уровень этого «профессионализма, качественные
характеристики основной массы учителей физической культуры, — если
верить публикациям современных специалистов (В. П. Лукьяненко, 2002,
2007 и др.) — не отвечают современным требованиям перестройки общего
среднего образования в сфере физической культуры» (В. П. Лукьяненко,
2007, с. 71).
Высокая оценка учителями знаний по проблемам морально-волевой
подготовки на уроках физической культуры говорит о том, что если не
всегда, то с достаточно давних времён они понимали значение физического
воспитания не только в плане его воздействия на физическую природу
человека, но и как фактор формирования личности, морально-волевых и
ценностных её основ.
Какие ещё можно сделать выводы? Видно, что надо улучшать
информированность учителей по вопросам учебных программ, контроля на
уроках и во внеучебной деятельности, передового педагогического опыта.
Этому, среди прочего, посвящено наше учебное пособие, а также наши
книги по контролю (см. раздел «Литература»).
В 1990 г. один из авторов данного пособия (В. И. Лях) писал:
«Уровень профессионализма, педагогическая и особенно психологическая
подготовка учителей не отвечают требованиям сегодняшнего дня… Многих
сегодняшних учителей физической культуры не отличает широкая
образованность, высокий уровень культуры, в том числе физической,
богатый духовный мир, интеллигентность. Нередки и слабое знание своей
специальности, низкое методическое мастерство, которые не позволяют
выбирать наилучший для конкретных условий метод или совокупность
методов. У большой части учителей не сформированы способности
сопереживать, знать возрастные и половые особенности развития учащихся,
понимать мотивы их поведения, внутренний мир ребёнка. Они не умеют
сотрудничать с учениками в разнообразных видах
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, фактически не
стимулируют детскую инициативу, творчество, самоуправление в сфере
физической культуры» (В. И. Лях, 1990, с. 11).
В. П. Лукьяненко (2007) на вопрос о том, почему «уровень
профессионализма… качественные характеристики основной массы учителей
физической культуры не отвечают современным требованиям перестройки
общего среднего образования в сфере физической культуры» (с. 71),
отвечает следующим образом: «Основная причина такого положения
заключается не столько в отношении к делу самих учителей, сколько в
глубоко укоренившихся традициях, а также в существующей системе их
подготовки, которая не ориентирована на реализацию подлинной
образовательной направленности учебной работы по физической культуре в
школе. Эта система нуждается в перестройке…» И далее: «Профессиональная
подготовка и педагогическая деятельность учителя физической культуры
должна быть переориентирована с двигательного «натаскивания» на
развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня их
образованности, обеспечение перерастания процесса обучения в процесс
физкультурного самообразования, самоопределения, физического
самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни»
(В. П. Лукьяненко, 2007, с. 71).
Авторам осталось только попросить прощения у учителей, которые
давно работают в соответствии с должными требованиями, а также обратить
внимание читателя, что то, о чём мы сказали в заключение, весьма тесно
переплетается с тем, о чём написано выше. Просим прощения также у тех
специалистов, мысли которых должны были бы найти здесь отражение, но по
разным причинам их взгляды остались не рассмотренными. |