В общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующие условия, в
X–XI классах продолжается этап углублённого закрепления и
совершенствования ранее пройденного материала, направленного на
приобретение навыка надёжного и длительного плавания в глубокой воде.
Одновременно с этим в уроки включаются новые элементы по освоению
прикладного плавания. Уроки по плаванию можно чередовать с уроками по
другим разделам, проводить их в виде отдельных курсов, а также выносить
за сетку учебных занятий и заниматься в открытых водоёмах, соблюдая
правила безопасности.
С девушками и юношами, которые в силу ряда причин не освоили
навыки плавания, необходимо использовать программный материал
предыдущих классов, организовать дополнительные занятия во внеурочное
время. Учащимся, достигшим хороших результатов, можно давать задания по
овладению всеми спортивными способами, разнообразить материал
элементами фигурного плавания (для девушек), водного поло (для юношей),
включать игры и эстафеты на воде.
В старших классах следует усилить акцент на использование
водных процедур при занятии плаванием для укрепления здоровья и
закаливания, формирования умений осуществлять закаливающие процедуры с
дошкольниками и младшими учащимися, в самостоятельной двигательной
деятельности в свободное время.
Для закрепления изученных способов применяют плавание
спортивными способами. Для освоения плавания прикладными способами
используется плавание на боку, брассом, на спине, плавание в одежде,
освобождение от одежды в воде. Развитию выносливости учащихся старшего
возраста способствует плавание в умеренном и попеременном темпе до
600 м, проплывание отрезков 25–100 м по 2–6 раз. Развитие
координационных способностей осуществляется посредством применения
специально-подготовительных, общеразвивающих и подводящих упражнений на
суше, элементов водного поло и игры в водное поло (юноши), элементов
фигурного плавания (девушки).
Учащиеся X–XI классов должны знать биомеханические особенности
техники плавания, правила плавания в открытом водоёме и оказания
доврачебной помощи пострадавшему в воде, технику безопасности при
занятиях плаванием в открытых водоёмах и в бассейне.
Для овладения организаторскими способностями учащихся старшего
возраста необходимо привлекать к выполнению обязанностей судьи. Они
должны владеть основами методики и организации занятий с младшими
учащимися.
Для самостоятельных занятий учащимся X–XI классов можно
рекомендовать упражнения по совершенствованию техники плавания и
развитию двигательных способностей, используя при этом элементы
самоконтроля при занятиях плаванием. |