Суббота, 20.04.2024, 13:26
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 10-11 КЛАССАХ

Особенности методики развития двигательных способностей
02.10.2014, 11:32

      Развитие двигательных способностей старшеклассников составляет одну из основных задач физического воспитания.
      В старшем школьном возрасте, по сравнению с предыдущими возрастными группами, наблюдается некоторое снижение темпов прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Однако, несмотря на этот факт, и в этот период сохраняются ещё немалые резервы для их улучшения, особенно если это делать систематически и направленно (табл. 9)

Таблица 9

Прирост показателей кондиционных способностей
у учащихся от 15 до 17 лет в ходе «нормального» роста
и развития и целенаправленных воздействий (обобщённые данные авторов)

Двигательные способности

Пол

Прирост, %

Естественное развитие

В ходе целенаправленных воздействий

Силовые

ю

28,0

40,0–110,0

д

18,0

36,0–54,0

Скоростные

ю

6,0

9,0–17,8

д

– 1,4

5,0–16,2

Выносливость

ю

12,0

24,3–120,0

д

5,6

9,0–80,0

Гибкость

ю

– 13,0

10,0–50,0

д

– 4,0

20,0–70,0

      Используя материал программы, учитель должен стремиться развивать все основные кондиционные и координационные способности. Вместе с тем в старшем школьном возрасте в первую очередь следует позаботиться о развитии силовых и скоростно-силовых возможностей, различных видов выносливости (силовой, аэробной, статической и др.) (табл. 10).

Таблица 10

Прирост показателей координационных способностей
у учащихся от 15 до 17 лет в ходе «нормального» роста
и развития и целенаправленных воздействий (В. И. Лях, 1990)


Координационные способности

Пол

Прирост, %

Естественное развитие

В ходе целенаправленных воздействий

В беге

ю

5,6

6,0—10,8

д

–4,6

4,5—8,0

В прыжках

ю

9,6

10,5—13,7

д

2,4

4,8—9,6

В акробатических упражнениях

ю

5,9

6,7—8,2

д

7,1

11,1—13,2

В метании на дальность

ю

16,5

33,4—42,8

д

7,9

13,7—22,4

В метании на меткость

ю

18,2

49,7—90,0

д

10,0

62,0—81,4

В спортивно-игровых двигательных действиях

ю

8,6

22,6—35,8

д

11,8

36,2—48,4

      Среди координационных способностей особое внимание надо уделить воспитанию быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости (В. И. Лях, 1997).
      Как уже отмечалось, на занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряжённого воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и физические способности.
      Направленность развития двигательных способностей определяется, прежде всего материалом программы, который осваивается на уроках. Например, при совершенствовании прыжка в длину или в высоту с разбега учителю следует запланировать упражнения для воздействия на скоростно-силовые, координационные способности и на гибкость. Эти двигательные способности нужны соответственно при энергичном отталкивании, в полёте при переходе через планку и для согласования отдельных движений в целостное двигательное действие, для осуществления маха свободной ногой. Для многих гимнастических упражнений (висов, упоров) важен высокий уровень развития силовых и координационных способностей. Выполнение большинства двигательных действий спортивных игр связано, как правило, с комплексным проявлением всевозможных кондиционных и координационных способностей. Учителю следует подбирать для развития соответствующих двигательных способностей такие упражнения, которые связаны с техническими деталями осваиваемого двигательного действия (В. И. Лях, 1997).
      Полезно, однако, материал для развития двигательных способностей включать в занятия с некоторым опережением, до того, как начинает осваиваться соответствующее двигательное действие. Так, в содержание последних уроков по лёгкой атлетике рекомендуется включать специальные упражнения для развития физических качеств, необходимых для освоения гимнастических упражнений; в содержание последних уроков по гимнастике — специальные упражнения из раздела зимних видов спорта и т. п. Такое планирование учебного материала позволяет строить процесс обучения конкретному двигательному действию после повышения функциональных возможностей организма к данной двигательной деятельности (В. И. Лях, 1997).
      Важное значение при развитии двигательных способностей имеют подбор и применение подготовительных упражнений. Они могут быть по своей структуре близкими к разучиваемым действиям. В их числе движения типа многоскоков, бега с высоким подниманием бедра, бега с доставанием высоко подвешенных предметов и др. Целесообразно использовать и такие упражнения, которые служили бы одновременно подводящими и содействовали развитию основных двигательных способностей.
      В старших классах уроки должны носить выраженную тренировочную направленность и способствовать повышению физической подготовленности учащихся. Учителю следует учитывать специфику физического воспитания девушек. Для них включают упражнения, содействующие укреплению мышц живота, а также формированию изящности, грациозности и пластичности движений.
      Для юношей старшего школьного возраста развитие силовых способностей становится одной из главных задач. Наиболее эффективны для этого такие виды упражнений, как единоборства, подтягивание, выход силой из виса в упор на перекладине, поднимание тяжестей и др. Для девушек используются упражнения, содействующие укреплению мышц живота и спины, малого таза. Упражнения не должны вызывать сильных натуживаний.
      Для развития мышечной силы у юношей старших классов используются упражнения с отягощением массой 16 кг, включая 3–4 серии по 6–12 повторений с интервалами отдыха 60–85 с в темпе 12–15 движений в 1 мин. Полезно сочетать упражнения с отягощением с беговыми нагрузками средней и большой интенсивности продолжительностью до 3–6 мин.
      Как правило, скоростно-силовые упражнения выполняются однократно с таким усилием, чтобы не замедлить скорость выполняемого движения. Это условие особенно важно соблюдать при выполнении финального усилия в метаниях, прыжках.
      Для развития скоростно-силовых способностей используются прыжки на одной и двух ногах, со скакалкой, в длину и высоту с разбега, в глубину с высоты, с поворотами на 90°, с максимальной высотой подскока, многоскоки; метание набивных мячей, бег с высокого старта, упражнения с набивными мячами, приседание на одной и двух ногах с акцентом на быстроту, бег на короткие дистанции, метания мячей и гранаты, беговые и прыжковые упражнения, игровые задания по сигналу, эстафеты, подвижные игры.
      Выносливость — базовое качество в физической подготовленности учащихся. Она имеет большое значение для жизнедеятельности человека, следовательно, и для работоспособности организма. Повысить выносливость можно, применяя специальные упражнения, а также увеличивая интенсивность занятий. Особенно эффективны здесь беговые упражнения, передвижение на лыжах и коньках, плавание, кроссы, подвижные и спортивные игры.
      Во время развития силовой и скоростно-силовой выносливости важно научиться противостоять утомлению. В этом случае следует подбирать нагрузку такой продолжительности, чтобы ученик проявил значительное волевое напряжение.
      Для развития аэробной выносливости у учащихся старшего возраста используют бег на 400 м, бег на 100–200 м по 3–4 раза, бег на 300–400 м по 1–2 раза, бег в переменном темпе на 1200–1500 м, прохождение дистанции до 5 км с переменной интенсивностью и несколькими ускорениями по 400–500 м, передвижение на лыжах с равномерной скоростью до 10 км, повторное прохождение на лыжах на скорость отрезков по 500 м 2–3 раза, прохождение на лыжах дистанции до 6 км с переменной интенсивностью и несколькими ускорениями, плавание изученными способами и по элементам дистанций до 300 м с равномерной и переменной скоростью, повторное проплывание отрезков (6–8 раз по 10–15 м, 5–6 раз по 25 м, 4–5 раз по 50 м, 3–4 раза по 100 м).
      Для развития гибкости следует учитывать возрастные особенности учащихся. Для развития гибкости в плечевых суставах применяют метания, акробатические упражнения, лыжи, теннис, плавание; тазобедренных — прыжки, бег, акробатику, футбол; коленных — акробатику, лыжи, борьбу, футбол, баскетбол; голеностопных — бег, прыжки, метания, гимнастику, лыжи, борьбу, коньки, плавание.
      Улучшать скоростные способности следует не только в младшем и среднем, но и в старшем школьном возрасте. Чтобы достичь лучших результатов в их развитии, надо включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также все виды действий, в которых можно регулировать скорость движения.
      Примерный перечень упражнений для развития скоростных способностей: бег в максимальном темпе на 15, 20, 30 м, метание малого мяча на дальность, упражнения с мячом, прыжки на месте и с поворотами, через скакалку, бег на месте в максимальном темпе 3–7 с по 3–5 раз с интервалами отдыха 15–20 с.
      В методике развития координационных способностей у детей школьного возраста важно систематически и последовательно обучать разнообразным и всё более сложным двигательным действиям, образовывая на этой основе всё более сложные формы координации движений. Для этого используются общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, булавами), упражнения на снарядах, упражнения акробатики, лёгкой атлетики, всевозможные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний на дальность и точность, освоение техники лыжного и конькобежного спорта, плавания, элементы борьбы, эстафеты, подвижные и спортивные игры. По мере овладения двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте двигательных действий, но и к целесообразности и экономичности, стабильности и вариативности их осуществления в изменяющейся обстановке.
      В целях контроля за физической подготовленностью учащихся X–XI классов 2 раза в год (осенью и весной) проводится проверка уровня развития основных двигательных способностей с помощью следующих контрольных испытаний: бег на 30 м с высокого старта — для контроля за скоростными способностями; прыжок в длину с места — для оценки скоростно-силовых способностей; бег в течение 6 мин — для выявления выносливости; подтягивание в висе (мальчики) или сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (девочки) — с целью определения силовых возможностей; челночный бег 3 × 10 м — для контроля за координационными способностями; наклон вперёд из положения стоя — для оценки гибкости (табл. 11).

Таблица 11

Уровень физической подготовленности учащихся 16–17 лет

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Возраст, лет

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег 30 м, с

16
      
17

5,2 и ниже
5,1

5,1–4,8
5,0–4,7

4,4 и выше
4,3

6,1 и ниже
6,1

5,9–5,3
5,9–5,3

4,8 и выше
4,8

Координационные

Челночный бег,
      3 × 10 м, с

16
      
17

8,2 и ниже
8,1

8,0–7,7
7,9–7,5

7,3 и выше
7,2

9,7 и ниже
9,6

9,3–8,7
9,3–8,7

8,4 и выше
8,4

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

16
      
17

180 и ниже
190

195–210
205–220

230 и выше
240

160 и ниже
160

170–190
170–190

210 и выше
210

Выносливость

6-минутный бег, м

16
      
17

1100 и ниже
1100

1300–1400
1300–1400

1500 и выше
1500

900 и ниже
900

1050–1200
1050–1200

1300 и выше
1300

Гибкость

Наклон вперёд из положения стоя, см

16
      
17

5 и ниже
5

9–12
9–12

15 и выше
15

7 и ниже
7

12–14
12–14

20 и выше
20

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (юноши), на низкой перекладине из виса лёжа, (девушки), количество раз

16

17

4 и ниже
5

8–9
9–10

11 и выше
12

6 и ниже
6

13–15
13–15

18 и выше
18

      Развитие двигательных способностей учащихся на уроке следует осуществлять посредством различных организационно-методических форм: упражнений-заданий; контрольных упражнений (экспресс-тестов); подвижных и спортивных игр; дополнительных упражнений; станционных занятий; круговых занятий; на основе «круговой тренировки» (А. А. Гужаловский, 1980; В. И. Лях, 1997).
      Упражнения-задания могут носить как циклический, так и ациклический характер. Это могут быть бег в умеренном и быстром темпе во вводной и основной частях урока, прыжки, метания в основной части урока. Выполняются они на уроке посредством различных способов организации учащихся — фронтально, поточно, по группам, индивидуально.
      Контрольные упражнения проводятся для того, чтобы определить уровень развития двигательных способностей учащихся, а также темпы их прироста под влиянием целенаправленных занятий на уроке или в процессе выполнения домашних заданий. Их целесообразно проводить групповым способом, который позволяет всем учащимся поочерёдно продемонстрировать свои двигательные возможности.
      Используя игры, следует исходить из их преимущественной направленности на развитие определённого двигательного качества.
      Эта форма занятий имеет большие возможности не только для развития двигательных способностей, но и для повышения волевых качеств учащихся.
      Дополнительными называются упражнения, выполняемые учеником самостоятельно по заданию учителя в связи с главным упражнением. Благодаря им можно успешно осуществлять развитие двигательных способностей. Суть этого приёма заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди (например, прыжок в высоту), они в промежутках между подходами к основному упражнению выполняют определённое число раз упражнения, направленные на развитие двигательных качеств (в данном случае скоростно-силовых).
      Дополнительные упражнения применяют, как правило, в тех случаях, когда основные задания связаны с многоочерёдностью выполнения (например, прыжки в высоту и длину с разбега). Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию.
      Каждое дополнительное упражнение проводится на специально отведённом месте, с использованием определённых снарядов или спортивного инвентаря. Продолжительность дополнительных упражнений рассчитывают так, чтобы ученики после их выполнения своевременно приступили к основному упражнению. Количество дополнительных упражнений и дополнительных снарядов зависит от физической подготовленности класса.
      Станционные занятия являются разновидностью так называемого «крайстренинга» (круговой тренировки) и направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков. В связи с тем что каждое упражнение повторяется относительно большое количество раз, создаются благоприятные условия для развития двигательных способностей. Суть этой формы занятий состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3–5 учеников. Группы по указанию учителя расходятся по местам занятий (станциям). Это могут быть снаряды или специально оборудованные места. На станциях очерёдность выполнения упражнений планируется так, чтобы упражнения по направленности на развитие различных мышечных групп сменяли друг друга (рис. 5).

Рис. 5

      Круговые занятия — следующая разновидность «крайстренинга». Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте (их обычно бывает 6–10) заданных учителем упражнений.
      Однако, в отличие от станционных, круговые занятия направлены главным образом на развитие двигательных способностей, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большее количество раз или же заданное количество повторений выполнять возможно быстрее.
      Существуют различные способы учёта результатов выполнения упражнений на станциях. Например, каждый ученик сам называет число повторений на данной станции, а в дальнейшем суммирует итоговое число повторений после прохождения по «кругу» всех станций. Другой способ заключается в том, что каждого ученика сопровождает «контролёр», затем они меняются местами. Не рекомендуется результаты круговых занятий оценивать по балльной системе. Уже с первых занятий учитель должен стремиться к тому, чтобы поручать всю организационную сторону дела самим ученикам. Это позволит ему осуществлять попутные замечания и указания в перерывах между станциями и в конце занятия.
Категория: В 10-11 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: ЗОЖ в школе, методическая помощь учителю физкуль, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 757 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru