На уроках гандбола в X–XI классах продолжается закрепление и
совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений,
остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий. Более сложным и
разнообразным становится набор технико-тактических взаимодействий в
нападении и защите.
Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием
игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и
кондиционных способностей, психических процессов, нравственных и
волевых качеств. Широко применяются упражнения без мяча, с мячом,
включая различные технические приёмы. Целесообразно применение принципа
круговой тренировки и интервального метода.
Разучивание нового учебного материала проводится методом
целостного обучения в сочетании с подводящими упражнениями. Внимание
занимающегося теперь надо фиксировать на решающих звеньях всего
движения.
При совершенствовании ведения, передачи, броска целесообразно
использование приёма симметричного переключения, т. е. выполнение
приёмов правой и левой рукой.
Овладеть техническим арсеналом можно только при условии
эффективного применения изученного в игровой обстановке. Поэтому
совершенствование техники и тактики проводится в упражнениях,
максимально приближённых к игре. Всё большее место в уроках занимает
учебная игра. Овладение техникой позволяет повысить требования к
тактически правильному ведению игры.
Совершенствование тактики игры следует вести в двух
направлениях: разучивание конкретных схем действий в групповых
упражнениях и подбор упражнений, которые вынуждают ученика творчески
подходить к решению задачи. Основное направление подготовки — это
воспитание тактического мышления на базе систематически получаемых новых
знаний.
Для совершенствования техники передвижений, остановок,
поворотов, стоек можно применять комбинации из освоенных элементов
техники передвижений; ловли и передачи мяча — их варианты без
сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях);
техники ведения мяча — их варианты без сопротивления и с сопротивлением
защитника; техники бросков мяча — их варианты без сопротивления и с
сопротивлением защитника; техники защитных действий — действия против
игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват); техники
перемещений, владение мячом и развитие кондиционных и координационных
способностей — комбинация из освоенных элементов техники перемещений и
владения мячом; тактики игры — индивидуальные, групповые и командные
тактические действия в нападении и защите. Для овладения игрой и
комплексного развития психомоторных способностей применяют игру по
упрощённым правилам гандбола и по правилам.
Подробнее опишем некоторые технико-тактические действия в гандболе.
Совершенствование техники передвижений проводится при изучении и
закреплении других технических действий — бросков мяча, ведения,
передачи, ловли мяча.
Упражнения для совершенствования
• Рывки до определённого ориентира с возвращением на исходную позицию.
• Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной и двумя ногами.
• Рывки из исходного положения лёжа, сидя, из любой принятой позы.
• Прыжки в чередовании с бегом.
• Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.
• Бег с обеганием препятствий.
• Бег с перекладыванием различных предметов.
В старших классах при закреплении и совершенствовании ловли и
передачи мяча постепенно увеличивается скорость передвижения, вводятся
усложнения (стойки, стенки, мишени), движущийся партнёр, появляется
сначала малоактивный, а затем и активный защитник.
Для организации упражнений используются различные построения:
во встречные колонны, в шеренги, круг, треугольник, квадрат и др. Выбор
построения зависит от количества занимающихся, а также от характера
предлагаемого упражнения.
Упражнения для совершенствования
• Игроки образуют круг диаметром 10–20 м. Мяч
передаётся через круг от одного партнёра к другому без определённого
порядка. После передачи мяча игрок бежит на место того, кому он передал
мяч.
• Построение в колонны на углах треугольника. Игроки передают
мяч в соседнюю колонну, перемещаются за мячом или в направлении,
противоположном передаче.
• Игроки построены в круг в затылок друг другу. Очередной игрок
передаёт мяч бегущему впереди. Ловить и передавать мяч надо не меняя
ритма бега.
• Передача бегущему сзади партнёру в прыжке с поворотом.
• Игроки разделены на две группы, расположенные в колонны лицом
друг к другу. По команде один игрок передаёт мяч бегущему навстречу
партнёру. После передачи игрок уходит в конец противоположной колонны.
• Две группы игроков передвигаются по кругам в противоположных направлениях. Мяч передаётся из круга в круг.
• Игроки выполняют передачу между стойками, затем стойки
заменяются малоактивными противниками, которые пытаются помешать
передаче.
• Передача во встречную колонну. Игрок, передавший мяч бегущему
навстречу партнёру, пытается помешать ему сделать следующую передачу и
после этого убегает в конец противоположной колонны.
Закрепление и совершенствование техники ведения мяча
можно проводить как в основной части урока, так и в подготовительной,
одновременно решая задачу подготовки организма ученика к последующей
нагрузке.
Упражнения для совершенствования
• В парах. Один игрок ведёт мяч, другой старается его выбить.
• Два игрока ведут мячи руками и передают третий мяч ногами друг другу.
• На двоих один мяч. Каждый знает своего партнёра. Все ученики
хаотически перемещаются по площадке. Те, у кого мяч, осуществляют
ведение. По сигналу тренера игрок, ведущий мяч, должен найти своего
партнёра, обвести вокруг него 2–3 раза и отдать ему мяч. Игра
продолжается, но ведут мяч уже другие игроки.
• Построение в две шеренги. У всех по мячу. Каждый ученик имеет
порядковый номер. Учитель называет номера. Соответствующие им игроки с
ведением мяча обегают свою шеренгу. Прибежавший первым получает очко.
Бросок с места. Проводится из различных исходных положений руки с мячом: с замахом, с полузамахом, от плеча, из-за головы, сбоку и т. д.
Упражнения для совершенствования
• Бросок в различные «окна», установленные около 6-метровой линии, с обязательным попаданием в определённую цель.
• Бросок справа и слева от стойки, ширмы, имитатора защитника с обязательным попаданием в определённую цель.
• Броски с вариативной подготовительной фазой броска (с разбега
после ведения мяча; с разбега после ловли мяча; с разбега под углом к
направлению броска; с разбега в 1, 2, 3 шага после ловли; с различных
способов разбега).
• Бросок в ворота, которые защищает вратарь.
• Введение малоактивного, а затем активного защитника (блокирование).
• Броски в игре.
Бросок в прыжке. При совершенствовании этого
броска необходимо добиваться небольшой задержки в воздухе (зависания).
Перед собственно броском целесообразно использовать подводящие
упражнения: различные выпрыгивания с ходу, прыжки с высокой опоры с
имитацией броска, прыжки через препятствия, то же с имитацией броска
или передачей. Закрепление броска в прыжке сначала выполняется после
ведения мяча бросающим, а затем и после ловли мяча от партнёра — перед
выпрыгиванием на бросок. Возможно применение различных вариантов
подготовительной фазы броска: с прямого разбега и под разными углами к
воротам (45°, 90°); с различных расстояний; толкаясь одноимённой ногой,
двумя ногами; с пассивным, а затем активным сопротивлением; в игровых
упражнениях; в игре.
Бросок в падении. При его освоении наибольшую
сложность представляет отработка координации движений различных
двигательных актов, составляющих бросок с падением: разбег, толчковый
шаг, выпрыгивание, собственно бросок, полёт, приземление, кувырок и
т. д. Совершенствование броска проводится преимущественно с защитником,
опекающим данного нападающего. На начальном этапе опека ведётся лишь с
имитацией защитных действий.
Следующий этап — сочетание с другими действиями. Наиболее часто
бросок с линии сочетается с применением заслона. Бросок может также
сочетаться с пробеганием в линии, со сменой мест нападающих передней и
задней линий, с отыгрыванием в линию, после скоростных и параллельных
перемещений, набеганий.
Заключительный этап изучения броска с падением — выполнение
приёма в условиях противодействия. Закрепление и совершенствование
техники различных бросков в игре проводится в учебных, товарищеских
односторонних играх и различных игровых упражнениях. Необходимо, чтобы
приём выполнялся на фоне разнообразных действий, в условиях внезапно
меняющейся обстановки, эмоционального подъёма.
Выбивание и отбор мяча. Проводится вместе с
обучением ведению и броску. Кроме техники выполнения самого движения,
занимающемуся необходимо обладать достаточной быстротой, точностью и
сообразительностью, чтобы осуществить данные приёмы.
Упражнения для совершенствования
• Упражнение в парах. Один ведёт мяч на месте, другой
выбивает. Затем это упражнение выполняется, когда выбивание нужно
произвести у партнёра, ведущего мяч шагом и, наконец, бегом. Сначала
партнёр ведёт мяч по прямой, потом произвольно, пытаясь укрыть его от
соперника.
• Игра. У каждого из играющих — мяч, кроме водящего. Все
участники произвольно водят мяч по площадке, прерывать ведение нельзя.
Водящий старается выбить мяч у любого из них. Потерявший мяч становится
водящим.
• Защитник пытается отобрать мяч у нападающего, который бросает
его с утрированно длинным замахом сначала в опорном положении, а потом
в прыжке с места.
• Нападающий ведёт мяч к воротам, защитник бежит со стороны
бросающей руки. В момент броска защитник пытается отобрать мяч.
Индивидуальная и коллективная тактика нападения.
Тактика является средством повышения и совершенствования техники
занимающегося в условиях, максимально приближенных к игровым, а
усложнение условий выполнения технических приёмов есть не что иное, как
решение задач тактической подготовки. Простейшими упражнениями
технико-тактического плана будут сочетания в передачах, ведении,
перемещениях игроков, бросках в ворота, финтах.
Примеры упражнений, предусматривающих единоборство: а)
нападающий владеет мячом, применив финт, совершает уход от защитника и
бросает в ворота; б) нападающий не владеет мячом, применив финт,
делает уход, ловит мяч и производит бросок.
Примеры групповых действий: учащиеся стоят по
расстановке нападения 6–0 и передают мяч друг другу с края на край;
задача — провести мяч с фланга на фланг как можно быстрее (через каждого
игрока, через одного, с обратным пасом, через две передачи и т. д.).
То же проводится в расстановке 3–3 и 2–2–2.
Следующий этап обучения и совершенствования — отработка
взаимодействия между игровыми парами нападающих (край — линия,
полусредний — центр и т. д.). Различные передачи и перемещения игроков
рассматриваются как подготовительные для исполнения определённой
игровой связки, заканчивающейся броском в ворота. Условия выполнения
упражнений и игровые места учеников постоянно должны меняться.
Индивидуальная и коллективная тактика защиты. При
достаточном освоении основных технических действий можно переходить к
выполнению специальных упражнений для освоения индивидуальных
тактических действий защитника. Для этого применяются следующие
упражнения: защитник движется за нападающим по всему полю, точно
повторяя все движения последнего и не давая ему уйти; игра в салки;
несколько нападающих передают мяч друг другу, два-три защитника
стремятся перехватить мяч; игра в защите при численном меньшинстве.
Обучение коллективной тактике защиты начинается с пассивных,
замедленных действий нападающей стороны, выполняющей одни и те же
стандартные действия. |