Среда, 24.04.2024, 16:22
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 10-11 КЛАССАХ

Европейские программы
02.10.2014, 15:00
      В Европе, похоже, как и в России, в конце XX — начале XXI вв. происходит работа по «ревизии» программ физического воспитания (B. Crum, 1998; W. Laporte, 1999; K. Hardman, 1996, 2001, 2009; E. Balz, 1992; C. Richter, 2006, 2007; Е. Pospiech, 2003, и др.). Российские публикации на эту тему представили В. И. Лях (1995, 2005, 2006, 2007, 2008), Л. И. Лубышева (2006), В. И. Столяров (2009), В. В. Пономарёв, Е. В. Лыков (2007), Н. В. Адамский (2007) и др. Приоритетными задачами, которые должны решать европейские учителя физической культуры, остаются задачи повышения физического развития и физической подготовленности. Однако в программах физического воспитания стран Евросоюза обращено внимание на необходимость решения таких задач, как повышение знаний и умений в сфере здоровья и ЗОЖ, экологическое образование, а также подготовка к участию в культуре движений. Подчёркивается, что физическое воспитание — это процесс «обучения — учения», целью которого является подготовка молодого поколения в течение взрослой жизни самостоятельно, с удовольствием и пользой участвовать в занятиях, повышающих культуру движений. Реализация задач и освоение содержания программного материала должно обеспечить овладение учащимися минимальными стандартами образования по физической культуре. Достижение этих стандартов является основным критерием оценки работы учителей физической культуры и школы (E. Pospiech, 2003).
      Анализ программного материала различных государств Евросоюза, сделанный W. Laporte (1999), показал, что между ним нет существенных различий. Во всех программах акцентируется внимание на необходимость повышения физической подготовленности и двигательных компетенций (двигательных умений и двигательных способностей), формирование спортивных умений, решение воспитательных и оздоровительных задач в процессе предпринимаемой двигательной активности на урочных, внеклассных занятиях и во время самостоятельных тренировок. Различия в программах касаются только расставленных акцентов. Государства, которые длительное время находились и находятся под влиянием шведской гимнастики, задачи повышения здоровья и физической подготовленности продолжают считать приоритетными в деятельности учителей физической культуры (Финляндия, Швеция, Норвегия). Другие, в основном Великобритания, главное предназначение программного материала видят в решении спортивных задач, а Голландия и Австрия акцентируют внимание на задаче овладения культурой движений и умений пользоваться этой культурой в течение всей жизни. Как следует, акценты программного материала европейских государств весьма тесно согласуются с тем, о чём пишут российские специалисты (см. разделы 1.1 и 1.2).
      Известный голландский теоретик Бэрт Крум (B. Crum, 1998) на основании пилотажных исследований, проведённых в 13 высших учебных заведениях Европы, готовящих учителей физической культуры и спорта, пришёл к выводу, что в большинстве государств Европы господствует доктрина, являющаяся смесью таких концептуальных идей, как «телесные упражнения» (training of the physical), воспитание личности посредством телесных упражнений (education through the physical) и «обучение — учение», использование этих упражнений с целью развития физических, психических и социальных свойств и качеств личности на протяжении всей жизни (teaching — learning).
      Рапорт, подготовленный Кеном Хардманом (K. Hardman, 2001), на предложение комиссии развития спорта Совета Европы охватывает 33 европейских государства. В этом рапорте обобщён материал по ранжированию основных задач физического воспитания, сформулированных в государственных программах физического воспитания учащихся начальных, основных и средних школ. Информация на тему о ведущих задачах физического воспитания в средних школах Европы на фоне задач, содержащихся в Комплексной программе физического воспитания учащихся старших классов России, приведена в таблице 4.

Таблица 4

Ранжирование задач физического воспитания
в средних (гимназия, лицей) школах Европы (К. Хардман, 2001)
в сравнении с Россией (В. И. Лях, 2004–2009)

Задачи

В Европе

В России

Формирование двигательных умений

1

3,5

Физическое развитие

2

1,5

Развитие моторных компетенций (способностей)

3

5,5

Здоровье и хорошее самочувствие

4

1,5

Активный образ жизни

5

7,5

Развитие личности

6

11,5

Подготовка к физической активности в течение всей жизни

7

7,5

Общественное развитие

8

3

Физическая подготовка

9

5,5

Интерперсональные умения

10

11,5

Развитие интеллектуальных (познавательных) свойств и качеств

11

14

Развитие моральных качеств

12

11,5

Участие в важнейших формах физической активности

13

9

Умение самооценки (физического развития и подготовленности)

14

11,5

Умение разрешения проблемных задач

15

3,5

Улучшение осанки тела и эстетики

16

      Как следует, формирование двигательных умений, физическое развитие и развитие моторных компетенций (способностей) продолжают оставаться приоритетными задачами в средних школах европейских государств. В то же время выработка умений самооценки и развязывания проблем, улучшение эстетики (осанки тела) — три задачи, которые признаются в качестве наименее важных во всех типах школ физического воспитания Европы. Цели и задачи физического воспитания, сформулированные в Комплексной программе России, в несколько другой очерёдности и с другими формулировками вполне соотносятся с их пониманием, имеющим место в программах других европейских государств (см. табл. 4).
      Вместе с тем цели и задачи физического воспитания в отдельных европейских государствах нередко превосходят наши представления по своему объёму, насыщенности и направленности.
      В качестве содержания урочных занятий в программах европейских государств чаще всего, так же как и в России, рекомендуются упражнения традиционных школьных спортивных дисциплин, ставших уже типичными для детей, подростков и юношей. Это упражнения таких дисциплин, как лёгкая атлетика, гимнастика, плавание, танцы, командные спортивные игры (футбол, ручной мяч, баскетбол и волейбол). Среди этих дисциплин ¼ часть учебного времени предлагается на освоение гимнастических упражнений, ¼ часть — легкоатлетических упражнений, ¼ часть — спортивных игр, а последняя четверть предназначена на овладение другими, в том числе современными формами двигательной активности в соответствии со спортивными интересами учащихся. Вместе с тем в соответствии с другими концепциями (например, способность к действию, «телесный опыт») содержание упражнений, входящих в программный материал, отходит на второй план. Первое место придаётся здесь смыслу разных форм двигательной активности, на которые смотрят как на получение удовольствия от занятий.
      Ученикам предлагаются не только вышеназванные традиционные спортивные дисциплины, но и около двух десятков других.
Категория: В 10-11 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: ЗОЖ в школе, методическая помощь учителю физкуль, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 623 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru