Значительное влияние на естественный и
принудительный отсев учащихся из секций единоборств в возрасте 10–14 лет
оказывает отсутствие учета уровня индивидуального биологического
развития и доминирование единых требований к выполнению завышенных (в
данной ситуации) нормативов по общей физической подготовленности (А. С.
Кузнецов, 1995), что вполне соответствует общей постановке вопроса в
системе образования (Б. А. Никитюк, 1995; Г. П. Шиянов, 1998). Несмотря
на имеющую место неравномерную скорость биологического развития (В. К.
Бальсевич, 1996; А. Г. Хрипкова и др., 1991; Г. П. Шиянов, 1998), в
школе закреплены единые требования по физической подготовке для
возрастных групп (А. П. Матвеев, 1995) согласно с календарным возрастом.
Такое же положение существует и в ДЮСШ по всем видам спорта.
Анализ результатов анкетирования тренеров по
различным единоборствам свидетельствует о том, что многие дети,
неспособные овладеть физическими качествами по существующим нормативам,
но оставленные в секции, в дальнейшем показывают высокие спортивные
результаты.
Однако отсев таких детей в данном случае
происходит помимо воли тренера – за счёт феномена неудовлетворённости
текущим социальным статусом в силу неспособности «дотянуться» до
стандартной «планки» государственных тестов.
Результаты анализа ответов детей, занимающихся в
секциях тхэквондо свидетельствуют о том, что большая часть из них
мотивирована к этим занятиям желанием:
● просто научиться драться;
● научиться защищать себя;
● научиться приемам тхэквондо как вида спорта;
● повысить авторитет;
● стать чемпионом.
Данные анализа соответствующей части ответов
детей, бросивших секции тхэквондо (табл. 11.3.1), свидетельствуют о том,
что значительная часть из них покинули секцию:
● в первой половине года – по причине ошибки в выборе и непосильных физических нагрузок;
● к концу первого года обучения – по причине однообразия приемов тхэквондо;
● к концу второго и третьего года обучения – по причине малого числа разрядов.
При создавшемся положении результативность
учебно-воспитательной работы в детских спортивных школах оказывается
весьма непродуктивной, что требует незамедлительной коррекции как по
линии содержания и методики обучения, так и по организационным принципам
ДЮСШ.
Таблица 11.3.1
Результаты опроса детей, бросивших занятия в секциях тхэквондо
В создавшихся условиях особенно необходимо
соблюдать принцип – «не мешайте организму жить». Отсюда вытекает
непреложное требование к педагогу, воспитателю, тренеру:
...
«совмещай желаемое с возможным, учитывай соматопсихические реалии ученика и воспитанника, не спеши в достижении цели»
В ДЮСШ по тхэквондо на этапе начальной
подготовки занятия по технической и развивающей физической подготовке
проводятся по общегрупповому принципу.
Если учесть тот факт, что в тхэквондо, кроме
силы, быстроты и выносливости, большое значение имеют
координированность, способность к организации адекватных движений в
меняющихся ситуациях и способность их реализовывать в условиях
психологических помех, и если учесть, что перечисленные выше качества
развиваются по мере созревания организма, то проблема учета
индивидуальной меры функционального созревания при спортивной подготовке
в тхэквондо оказывается намного сложнее.
На наш взгляд, решить вопрос о снижении отсева
из ДЮСШ по тхэквондо при минимальной потере качества спортивной
подготовки было бы возможно путем разделения учебных групп на подгруппы,
в которых применялись бы различные нормативы по скорости усвоения
учебного материала и по развитию установленных стандартом физических
качеств.
Однако тесты для определения уровня развития
функциональных качеств оказываются весьма трудоемкими, что затрудняет
работу тренера и грозит тем, что такие рекомендации могут остаться на
уровне благих пожеланий
В работе Г.П. Шиянова (1998) успешно
реализована попытка проведения уроков физической культуры в средней
школе с разделением учебных групп на подгруппы по признаку уровня
«соматической зрелости» с соответствующими уровню развития учебными
заданиями с контрольными нормативами.
Однако в условиях спортивной секции разделение
учащихся на подгруппы может привести к появлению у некоторых чувства
социального дискомфорта (Т. Т. Джамгаров, 1979) и в конечном итоге уходу
из секции. Остаются пути:
● формирование в масштабе ДЮСШ отдельных групп по признаку уровня соматической зрелости (акселератов и ретардантов);
● внушение учащимся физиологической необходимости раздельных нормативов на определенном этапе физического роста. |