Скрупулезное выполнение спортсменом заданий
тренера на занятии не гарантирует успеха учебно-тренировочной работы,
поскольку для высокого и, главное, устойчивого спортивного результата
необходимо повседневное выполнение режима физкультурно-спортивной
деятельности, который заключается в соблюдении:
● режима сна, труда, отдыха;
● качества, количества и режима питания;
● использования гигиенических и природных средств релаксации;
● социального поведения в обществе в целях безопасности своей жизни и свободы.
Для этого необходимы элементарные знания по биологии как философии жизни, физиологии, психологии, социологии, права.
В соответствии с программой многолетней
подготовки каждый год обучения наполнен технико-тактическим содержанием,
сведениями о правилах соревнований, данными по физиологическим,
психологическим, гигиеническим основам физической культуры и спорта
вообще и непосредственно избранного вида спорта.
К сожалению, в нашей стране еще не прижилась
система комплексной оценки деятельности учащегося спортивной секции так,
как это традиционно функционирует в странах Дальнего Востока. Согласно
этой системе, в состав экзаменационных вопросов входят:
● демонстрация техники изученных на данном этапе приемов;
● демонстрация тактики использования изученных приемов в меняющихся ситуациях поединка;
● ответы на вопросы по физиологическим основам физической культуры с использованием билетной системы;
● накопительная система оценки посещаемости, отношения к занятиям, к товарищам, к поручениям и т. д.
Таким образом, налицо заказ теории и методике
единоборств на составление добротной, полностью отвечающей требованиям
физической культуры программы теоретической подготовки, методики
контроля ее знаний и оценки эффективности усвоения.
Заключение
Необходимы распределение во времени физических,
координационных, ситуативных и психострессорных заданий на этапах
спортивной подготовки вообще и распределение этих нагрузок в зависимости
от биологического возраста. В связи с этим необходима индивидуализация
заданий, особенно в секциях тхэквондо.
На ранних этапах подготовки не следует нагружать детей общефизическими нагрузками в ущерб расширению двигательной культуры.
Имеющий место в настоящее время учет
календарного возраста при организации соревнований по тхэквондо среди
детей и юношей (особенно в регионе Северного Кавказа) оказывается
губительным для детей славянских и прибалтийских национальностей,
поскольку они морфологически и психомоторно развиваются на 2–3 года
позже.
Проигрывая длительное время раньше развившимся
представителям юга, многие ребята надолго ощущают в себе робость перед
теми, у которых они уже могут и выиграть.
Поэтому тренерам необходимо учитывать этот
фактор и до тех пор, пока не разработана система учета на соревнованиях
биологического, а не календарного возраста, надо организовывать для
«ретардантов» щадящие режимы соревнований и не выбрасывать их на
«съедение» почти взрослым противникам.
В возрасте до 12 лет желательно организовывать
соревнования с демонстрационной основой. Оцениваться должно качество
выполнения приемов на несопротивляющемся партнере.
Для сохранения контингента учащихся, для
превращения их в людей, овладевших настоящей физической культурой на всю
жизнь, и, наконец, добиться в процессе такой деятельности высокого
спортивного результата, если это будет возможным, необходимо, чтобы
каждый учащийся был теоретически подготовленным, и самостоятельно, без
понуканий, мог грамотно соблюдать все каноны физической культуры и
спорта.
В заключение необходимо привести несколько
цитат, которые должны стать ведущими при формировании установки тренера
любого уровня на организацию функциональной подготовки спортсменов
любого возраста (особенно детей и юношей).
1. «Массированным использованием средств
тренировки мы стремимся возместить их недостаточную направленность, что
ведет к неоправданному разрастанию количественной стороны тренировки в
ущерб ее качеству» (Матвеев, 1969).
2. «Огромная конкуренция в спорте … стимулирует
рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к
пределу возможностей человека» (А. А. Новиков, А. И. Колесов, 1972).
3. «Увлечение многих тренеров общефизическими
нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в
конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические
действия» (А. Н. Ленц, 1972; Г. И. Торопин, 1984).
4. «Спортивная борьба является одним из
сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую
степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата
одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших
спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их
требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы
спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки
основ техники борьбы» (А. А. Колмановский, 1963).
5. «Дети оказались объектом политики
насильственного воспитания и обучения. Господствующая доктрина
отечественной педагогики (имеющая хождение и за рубежом) – развивающее
обучение. Возникнув на ниве школьного образования, она распространила
свое действие на все этапы детства, включая пренатальный… Известны
тенденции обучения детей плаванию в младенчестве до овладения ими
навыков ходьбы. Если это не более чем курьезы, то попытки активизации
двигательного развития детей в дошкольном возрасте при переносе на них
основных приемов и принципов школьного физического воспитания – явление
достаточно распространенное. Оправданность или ложность этих попыток
зависят от выяснения вопроса, что первично – научение или созревание.
На многих примерах младенческого периода жизни
он доказывает первичность фактора созревания. Стимулируя функцию,
материальный субстрат которой еще не созрел, мы насильственно удерживаем
её на достаточно высоком уровне. Однако при устранении воспитательного
воздействия достигнутый эффект исчезает, функция возвращается к
исходному уровню своей интенсивности, соответствующему возможностям
материального субстрата. Силы детского организма оказались затраченными
впустую, а их расход был избыточным из-за биологической
неподготовленности организма воспринять и рационально реализовать
тренировочное воздействие. Поэтому насильственная стимуляция развития
неготовых органов и систем наносит ущерб растущему организму»… (Т.
Байер).
6. «Результатами насильственной политики
воспитания и обучения в периоде детства могут явиться: преждевременное
изнашивание органов иммунной защиты, ведущее к «омолаживанию» ряда
заболеваний; и роста усиленно нагружаемых органов при задержке роста и
развития сопредельных, приводящая к явлениям дисгармоничной акселерации
развития организма» (Б. А. Никитюк, 1994).
7. Соматопсихическая целостность индивида и
личности человека – живая система, элементы которой сбалансированы,
связаны друг с другом не очень жесткими связями, что позволяет им
претерпевать приспособительные изменения, однако лишь в определенных
границах. Адаптация к условиям природного и социального окружения
достигается при экономии физических сил и энергетических затрат,
синхронно и гармонично, на разных уровнях соматопсихической целостности.
При этом социальные механизмы адаптации приоритетны по отношению к
биологическим … Требование экономизации рациональных адаптивных
изменений выполняется при замедленном их протекании в условиях
постепенного наращивания интенсивности внешнего воздействия» (В. А.
Никитюк, В. В. Кузин, 1995).
8. «…Применение в тренировочном процессе
спортсменов избыточных по мощности и изнурительности объемов физических
нагрузок, действие последних на неподготовленный организм, лишение его
возможности восстанавливать растраченные силы – все это неблагоприятно
отражается на состоянии спортсмена, вызывает нерациональные адаптивные
изменения органов и систем, ведет к состоянию перетренированности и так
называемой спортивной болезни. Возникают как локальные повреждения
усиленно нагружаемых органов и их структур, так и генерализованное
ухудшение состояния здоровья в связи с угнетением органов иммунитета
(лимфоидной ткани вилочковой железы, лимфатических узлов, миндалин и т.
п.), не обеспечивающих в полном объеме охрану здоровья человека»...
«Посредственный уровень задатков и способностей
не должен служить препятствием для зачисления в ДЮСШ. Ведь одаренность
человека обнаруживается только через деятельность и по преимуществу в
том виде деятельности, к которой он имеет задатки и способности»
(«Учение о тренировке», 1971).
Очевидно, что в тхэквондо при всей
необходимости развития всех функциональных качеств на первом месте стоит
качество скоростной выносливости, адекватного реагирования на ударные
действия противников.
Контрольные вопросы
1. Модель функциональной обеспеченности тхэквондиста.
2. Физиологический принцип адаптации к функциональным нагрузкам.
3. Физиологический принцип гиперкомпенсации, как основа развития физических качеств.
4. Принципы спортивной тренировки.
5. Общие основы физической подготовки тхэквондиста.
6. Техническая подготовка в процессе тренировки.
7. Тактическая подготовка в процессе тренировки.
8. Морально-волевая подготовка в процессе тренировки.
9. Методы воспитания силы.
10. Методы воспитания быстроты.
11. Методы воспитания выносливости.
12. Методы воспитания ловкости.
13. Методы воспитания гибкости.
14. Характеристика периода спортивной подготовки.
15. Характеристика этапов в предсоревновательном периоде подготовки.
16. Характеристика этапов в соревновательном периоде подготовки.
17. Характеристика тренировочного макроцикла.
18. Характеристика тренировочного мезоцикла.
19. Характеристика тренировочного микроцикла.
20. Характеристика переходного периода.
21. Характеристика планетарного биоритма и его влияние на спортивные достижения.
22. Характеристика суточного биоритма и его влияние на работоспособность.
23. Характеристика индивидуального биоритма и его влияние на функциональные возможности.
24. Просчитать собственный биоритм.
25. Пояснить методику определения объема и интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС в условных единицах.
26. Охарактеризовать, что такое специальная выносливость и за счет каких факторов ее можно повысить.
27. Методика определения выносливости по мышлению.
28. Методика определения сенсомоторной выносливости.
29. Методика определения психомоторных возможностей.
30. Перечислить и охарактеризовать морфологические качества.
31. Перечислить и охарактеризовать энергетические качества.
32. Возрастной аспект развития функциональных качеств.
33. Педагогический контроль развития физических качеств.
34. Педагогический контроль развития сенсомоторных качеств.
35. Задачи текущего педагогического контроля становления двигательных способностей.
36. Перечень тестов общей физической подготовленности на начальном и учебно-тренировочном этапах для ДЮСШ и СДЮШОР.
37. Перечень тестов общей физической
подготовленности на этапах спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства.
38. Тесты сенсомоторных качеств.
39. Экспресс-контроль функциональных состояний тхэквондистов в процессе тренировок.
40. Технология пробы Руффье.
41. Технология гарвардского степ-теста.
42. Технология ортостатической пробы.
43. Технология гальванометрии.
44. Характеристика методик щадящих режимов подготовки.
45. Задачи и содержание теоретической подготовки спортсмена. |