Общие положения
На сегодняшний день в теории и методике
физического воспитания нет четкого разграничения таких часто
используемых понятий, как:
● обучение и тренировка;
● средства и методы обучения и тренировки.
Любое обучение является процессом, начинающимся
с рассказа-показа, и переходом к попытке учащихся копировать увиденное.
С самого начала попыток копирования этот процесс уже можно называть
тренировкой, поскольку он представляет собой повторение действий с
внешней и внутренней коррекцией достигнутой техничности заданного приема
(элемента действия).
С другой стороны, в процессе тренировки
высококвалифицированный спортсмен, особенно в ситуационных видах спорта,
неизбежно проходит дополнительное обучение как технике выполнения
приемов, так и тактике их использования.
Поэтому обучение и тренировка на любом уровне
спортивной подготовки являются процессом двуединым, и чтобы не путаться в
дебрях, лучше использовать термин «подготовка».
Под средствами понимают физические упражнения, а
под методами – способы использования этих упражнений. Однако такой
подход удовлетворяет тренеров по тем видам спорта, в которых результат
фиксируется по времени, в килограммах, по расстоянию или в баллах с
четко определенной программой предстоящих действий (виды гимнастики). В
видах спорта, связанных с изменением ситуаций и высокой вариативностью
действий, возникают некоторые затруднения в трактовке этих понятий.
В спортивной практике термин «упражнение» используется в двух ипостасях (схема 7.2.1).
Схема 7.2.1
Группы упражнений*
Если обратиться к словарю С. И. Ожегова
(1972), то этот и сопутствующие ему термины определяются (по алфавиту)
следующим образом:
● метод – это способ практического осуществления или теоретического исследования чего-либо;
● методика – совокупность методов обучения (исследования);
● методология – учение о научном
методе познания, совокупность методов, применяемых в науке, совокупность
представлений о содержании и методах осуществления чего-либо;
● прием – способ осуществления чего-либо;
● средство – прием, способ действия для достижения чего-либо, орудие (приспособление) для осуществления какой-либо деятельности;
● техника – совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле;
● техническое действие – законченное по смыслу (оцениваемое) движение;
● технический элемент – часть технического действия;
● упражнение – занятие какими-либо
действиями для усвоения, совершенствования каких-либо умений (навыков),
проводимое, как правило, в режиме повторения.
В то же время в гимнастике утвердился термин
«упражнение» как оцениваемый на соревнованиях комплекс определенных
программой гимнастических действий. В восточных боевых искусствах
практикуется использование таких же технических комплексов (пхумсэ, ката
и т. д.) для оценки уровня технической подготовленности учащихся.
С другой стороны, имеется понятие о составе
упражнений различного биомеханического содержания и психофизиологической
направленности, которые используются в качестве средств спортивной
подготовки представителей различных видов спорта.
Таким образом, слово «упражнение» используется в двух ипостасях:
● упражнение как комплекс
определенных движений, характеризующий специфику вида деятельности.
Например, гимнастическое упражнение, пхумсэ в тхэквондо, таолу в ушу,
каты в каратэ, упражнения борца, боксера. Причем в такое понятие, как
«упражнение тхэквондиста», могут входить подводящие, основные,
соревновательные;
● упражнение как вид деятельности,
направленной на формирование каких-либо качеств, умений за счет
многократных повторений, – и только. В этом случае данный термин может
использоваться в качестве обозначающего понятие «средство».
Однако средством подготовки по логике может быть и упражнение, и методика его освоения.
Методом может быть использование какого-либо упражнения.
Методом может быть использование какого-либо
упражнения каким-либо образом (по ритму, времени, степени нагрузки,
биомеханическим или сенсомоторным или психологическим условиям
реализации и т. д.).
Таким образом, для того чтобы говорить
на одном языке в различных логических ситуациях физкультурно-спортивной
педагогики, необходимы некоторые уточнения (добавления) в терминах, и в
связи с этим целесообразно считать:
● техническими действиями (приемами) – специфические действия, приводящие к достижению поставленной двигательной задачи, к выигрышу в спортивном состязании;
● техническими средствами подготовки – приборы, использование которых позволяет более успешно применять упражнения (обучающие машины, тренажеры);
● природными средствами подготовки (реабилитации) – природные факторы, позволяющие создавать физиотерапевтический эффект;
● средствами обучения – рассказ, показ, лидирование, словесную корректировку и т. п.;
● средствами тренировки (умений, развития физических качеств) – упражнение;
● упражнениями – средства
подготовки, заключающиеся в многократном вариативном повторении
какого-либо технического (умственного) действия, с помощью которого
осваиваются различные специфические для конкретного вида деятельности
приемы (технические или умственные действия);
● методами – способы сообщения
знаний, использования упражнений, применения внешних или внутренних
воздействий в ходе обучения, тренировки или восстановления.
● не следует смешивать законченное техническое действие с упражнением, с помощью которого это действие усваивается.
В процессе обучения технике и тактике
приемов боя, развития функциональных способностей вообще и физических
качеств в частности, формирования способности к соревновательной
деятельности в тхэквондо используются различные по содержанию и
функциональной направленности средства (упражнения) и методы их применения.
Средства и методы обучения и тренировки
К средствам обучения и тренировки относятся: словесные, демонстрационные, копирующие (повторение увиденного), лидирующие (вплоть до применения обучающих машин).
Далее следует тренировка как средство прочного
усвоения учебного материала за счет многократного повторения движений с
попутным исправлением ошибок.
Обучение и тренировка могут проводиться различными методами (табл. 7.2.1).
Сообщение знаний как средство может осуществляться:
● словесными методами (лекция, рассказ);
● демонстрационными методами (непосредственная демонстрация, демонстрация фильмов, слайдов).
Усвоение практического (и теоретического) учебного материала
(копирование) осуществляется путем расчлененного и целостного методов
повторения (упражнения), что автоматически переводит процесс обучения в
процесс тренировки.
Таким образом, средства и методы также двуединый процесс, и именно поэтому их зачастую путают.
Таблица 7.2.1
Методы использования различных средств
(упражнений) в процессе обучения тхэквондистов (с преимущественной
нагрузкой сенсомоторной сферы управления)
Упражнения (как средство) обеспечивают
прочное усвоение приемов боя, способствуют укреплению
опорно-двигательного аппарата спортсмена, развитию всей вегетативной
(питательной) сферы организма и облегчают усвоение тактико-технических
построений в тхэквондо.
Как правило, совокупность физических упражнений
разделяют по их конкретной принадлежности к специфической, спортивной
деятельности и делят на:
● общеразвивающие (подготовительные);
● специальные (подводящие, имитационные);
● основные (соревновательные) (табл. 7.2.2).
Таблица 7.2.2
Состав действий, используемых для упражнения в качестве тренировочного средства в подготовке тхэквондистов
Вышеперечисленные упражнения (средства) на
различных этапах подготовки используются различными методами,
представляющими собой регламентацию режимов нагрузки и отдыха (табл.
7.2.3, 7.2.4).
Таблица 7.2.3
Методы использования упражнений для развития
физических качеств в процессе подготовки тхэквондистов (с
преимущественной нагрузкой вегетативной сферы управления)
Таблица 7.2.4
Методы используемые в упражнениях на
развитие ситуативной координации (ловкости) в процессе
технико-тактического совершенствования тхэквондистов
Средства обучения
При решении педагогических задач в обучении
большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающихся.
Пути, по которым идет преподаватель, добиваясь решения задач обучения,
называют методами обучения.
Действия педагога, направленные на оказание
помощи занимающимся при выполнении движений и способствующие достижению
окончательного результата, называют методическими приемами.
В организации учебного процесса преподаватель
применяет методы слова, показа, упражнений, а также игровой метод.
Каждый из методов не является универсальным, а поэтому они применяются в
сочетании один с другим.
Выбор средств и методов определяется
содержанием учебного материала, педагогической задачей,
подготовленностью занимающихся, условиями занятий.
Устные средства передачи знаний
Объяснение, рассказ и беседа являются основными видами устной передачи знаний в обучении тхэквондо.
При знакомстве с новым упражнением или приемом
необходимо получить представление о закономерностях и правилах его
выполнения. Главная функция объяснения заключается в том, что с его
помощью тренер доказывает необходимость и эффективность применения
данного приема или способа его выполнения. Объяснение должно быть
кратким и понятным.
Ценность объяснения как метода заключается в
том, что действие его легко дозируется. Так, в начальный период обучения
педагог объясняет только самое основное, что необходимо для решения
педагогической задачи данного урока. В других случаях он объясняет
дополнительные или параллельно существующие варианты выполнения того или
иного приема.
Преподаватель часто прибегает к объяснению
(техники, тактики) при анализе выступлений на соревнованиях, при
выявлении и устранении ошибок, разработке домашних заданий и т. д.
Объяснение – основной метод, помогающий
применить дидактические принципы обучения в комплексе. Объяснение легко
комбинируется с таким методом, как показ.
Рассказ. При необходимости создать у
занимающихся представление о логически связанных фактах и
последовательном развитии событий или явлений используется рассказ. В
практике учебно-тренировочной работы время от времени необходимо
прибегать к образному изложению подробностей ведения боя, раскрытию
технических и тактических действий его конкретных участников.
Беседа. Иногда в ходе объяснения или
рассказа преподаватель поощряет занимающихся к тому, чтобы они задавали
вопросы. Постепенно это перерастает в форму вопросов и ответов. Такая
форма передачи знаний называется беседой.
По педагогической направленности беседы могут
быть различными. Тренер может объяснять задачу урока, где необходимо:
повысить активность занимающихся; сообщать новые данные, если необходимо
связать изучаемый учебный материал с имеющимися знаниями занимающихся;
проверять усвоение знаний занимающимися и уровень их сознательности.
Демонстрационные средства передачи знаний
В практике показ преподавателя часто
сопровождается объяснением. Показ может осуществляться как
преподавателем, так и занимающимся.
Особой формой показа, специфичной для тхэквондо, является показ в паре.
В одних случаях это делается для того, чтобы
продемонстрировать группе, как надо проводить прием, а в других – чтобы
дать возможность самому занимающемуся прочувствовать детали изучаемого
действия. Для этого преподаватель может иногда дать возможность
занимающемуся провести прием (удар, защиту) на себе (лучше – на лапах).
Методическая ценность показа должна
обеспечиваться хорошей организацией занятий в целом. Необходимо, чтобы
учащиеся во время показа занимали одно и то же место в зале. В этом
случае преподавателю легче ориентироваться при показе необходимых
деталей изучаемого действия. Иногда ему приходится выполнять прием
несколько раз, сознательно демонстрируя его с разных сторон.
Показ должен быть технически совершенным. Если
преподаватель по каким-либо причинам сам не может осуществить такой
показ, он должен поручить это одному из наиболее успевающих учеников.
При анализе и изучении особенностей индивидуальной техники тхэквондистов
высокой квалификации лучше всего приглашать самих спортсменов, технику
которых необходимо изучать, или спортсменов, хорошо овладевших ею.
После создания у занимающихся целостного
представления о техническом действии можно переходить к различным
способам изучения и совершенствования его в целом или по частям. При
изучении техники и тактики тхэквондо очень важно уметь показать части
приема, которые могут быть разучены отдельно. Связки и переходы приема
целесообразно показывать в замедленном темпе. С этой же целью тренер
часто останавливает показ в тот момент, который является наиболее важным
для освоения данного приема.
Если при разучивании приема могут встретиться
типичные ошибки, преподаватель может обратить на них внимание
занимающихся, демонстрируя тот или иной прием заведомо неправильно,
утрированно. Для показа приемов тхэквондо целесообразно использовать
схемы, кинограммы, кинофильмы, кинокольцовки и пр.
Практические средства передачи знаний (упражнения в копировании)
Обучение невозможно проводить без многократного повторения изучаемого материала.
В процессе учебной работы упражнения применяют с
целью выработать двигательные умения и навыки, развить специальные
физические качества.
Подбор упражнений, а также условия их
выполнения и количество повторений определяются в зависимости от стоящей
перед тренером педагогической задачи.
При освоении нового приема преподаватель
направляет свое внимание на то, чтобы каждое выполнение было по
возможности безошибочным. При упражнениях с целью формирования навыка
преподаватель следит за правильным направлением и своевременностью
движений тхэквондиста в ходе выполнения действия и их комплексов.
Особый смысл упражнения приобретают при
исправлении ошибок. Каждое неправильное выполнение упражнения закрепляет
ошибку. Задача преподавателя в этом случае заключается в том, чтобы
подвести занимающегося к правильному выполнению того или иного движения,
применяя специальные подводящие упражнения. Устранение ошибок
осуществляется в индивидуальном порядке.
Эффективно усвоить технику тхэквондо спортсмен
может, только используя наиболее эффективные методы обучения и
совершенствования специальных двигательных навыков.
Обучение приему с целью его дальнейшего совершенствования по признаку состава изучаемого движения можно осуществлять целостным и расчлененным методами.
Одно из основных преимуществ целостного
метода обучения состоит в том, что у тхэквондиста вырабатывается общее
представление об изучаемом движении и он наиболее правильно усваивает
двигательные навыки. При обучении целостным методом у тхэквондиста
создается наиболее точная картина последовательного взаимодействия
отдельных элементов и фаз движения и, кроме того, появляется возможность
быстро выявлять наиболее трудные в координационном отношении части
осваиваемого движения.
Целостный метод, как правило, используют
при обучении сложным техническим действиям, которые состоят из
комплекса слитно чередующихся и связанных между собой более простых
движений, например, при обучении двухударной разнотипной комбинации в
голову: боковой ближней и обратный круговой и т. д.
Практика показывает, что чем выше квалификация
тхэквондиста, тем шире и эффективнее он применяет целостный метод при
обучении и совершенствовании сложных приемов и действий. Однако
целостный метод не всегда дает положительные результаты при устранении
ошибок. Одна из причин этого заключается в том, что человек может
сосредоточивать свое внимание не больше чем на 4–6 объектах. Поэтому в
процессе обучения новому приему тхэквондист просто не способен
одновременно держать в памяти более шести возникших ошибок.
Расчлененный метод позволяет изучать и
совершенствовать отдельные части целостного двигательного действия
тхэквондиста. Так, если спортсмен недостаточно быстро прогрессирует в
овладении двухударной разнотипной комбинацией при использовании
целостного метода, то целостное действие необходимо расчленить на более
простые части – боковой удар ближней и обратный круговой, осваивая их
последовательно. При этом тренер должен предложить тхэквондисту ряд еще
более узких тренировочных заданий и подводящих упражнений, и только
после того как спортсмен достаточно хорошо освоит каждую часть, он может
опять вернуться к овладению целостным действием.
Основное преимущество расчлененного метода
состоит в том, что он позволяет тхэквондисту сосредоточивать внимание не
на всем движении, а на отдельной его части. Но расчлененные части не
должны терять органического единства по характеру выполняемого движения.
Кроме того, ациклическое целостное движение следует расчленять только
на такие части, которые спортсмен может правильно воспроизводить с той
же интенсивностью, которая требуется при выполнении целостного действия.
Целостный и расчлененный методы обучения тесно
взаимосвязаны. В процессе обучения тхэквондо они используются поочередно
в такой последовательности: целостный – расчлененный – целостный.
Исследования показывают, что при овладении
техникой в сложно-координационных видах спорта большое количество
повторений упражнений, сконцентрированное на коротком отрезке времени,
дает меньший эффект, чем распределение того же количества повторений на
более длительном временном отрезке. Однако этот вывод не
распространяется на обучение элементарным движениям, в которых
целесообразно концентрическое повторение.
Основные организационно-методические приемы обучения технике и тактике тхэквондо
В процессе становления отечественной школы тхэквондо систематизировались и получили свое дальнейшее развитие следующие организационно-методические приемы обучения и совершенствования техники тхэквондо:
1) групповое освоение приема (без партнера) под
общую команду тренера (с имитацией заданного движения) в строю из одной
шеренги;
2) групповое освоение приема на тренажерах (мешках);
3) групповое освоение атакующего приема в
супротивном двух шереножном строю (лицом друг к другу) с демонстрацией
ведущим бойцом заданного действия по принципу «делай, как я»;
4) групповое освоение приема защиты
(контратаки, встречной атаки) в супротивном двухшереножном строю с
демонстрацией заданного движения одним ведущим для атакующего, а другим
для защищающегося по принципу «делай, как я»;
5) самостоятельное освоение приема по заданию тренера в парах, свободно передвигающихся по залу, площадке;
6) условный бой с ограниченными конкретно узким заданием действиями противников;
7) индивидуальное освоение тхэквондистом приема в работе с тренером на лапах или в жилетах;
8) индивидуальное освоение тхэквондистом приемов в работе с партнером, использующим лапы;
9) условный бой с широкими технико-тактическими задачами;
10) вольный бой (бой без ограничения действий противников).
Далее в параграфах данной главы и в главе 9 в различных вариациях термин «метод» будет использоваться и в аспекте обучения технике и тактике, и в аспекте развития функциональных качеств. |