Воскресенье, 14.07.2024, 03:54
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Специальная физическая подготовка в тхэквондо
   Физическая подготовленность тхэквондиста по мере роста его квалификации и тренированности должна становиться все более специализированной, чтобы, с одной стороны, способствуя наиболее полному воспитанию специальных физических качеств и навыков, а с другой – дополняя специальную тренировку, обеспечивать выравнивание всех сторон в подготовке и развитии спортсмена.
   Уровень физической подготовленности тхэквондиста изменяется по мере роста его спортивного мастерства, поэтому воспитание физических качеств спортсмена надо проводить в соответствии с требованиями специфики вида спорта.
   Ниже будут рассматриваться вопросы совершенствования функциональных качеств в контексте задач тхэквондо как вида спорта с высокими нагрузками на сенсомоторный аппарат. Поэтому развитие физических качеств должно быть направлено именно на обеспечение двигательных действий, характерных для тхэквондо. Тем не менее методы их развития имеют свою специфику, и поэтому термины, касающиеся принципов и методов совершенствования физических качеств, будут повторяться.

9.5.1. Специальная сила тхэквондиста как скоростная сила

   Условия и характер развиваемых усилий в процессе поединка слишком разнообразны, чтобы можно было говорить о едином проявлении силы в тхэквондо.
   Динамическая сила тхэквондиста проявляется в движении, то есть в так называемом динамическом режиме. Это, например, сила, развиваемая в ударах, защитах, передвижениях и т. п.
   По характеру усилий динамическая сила в тхэквондо подразделяется на взрывную, быструю и медленную.
   Под взрывной силой понимается проявление силы с максимальным ускорением. Такая сила, например, развивается в акцентированных ударах тхэквондиста.
   Быстрая сила проявляется в движениях, в которых преимущественную роль играет быстрота перемещения, и ей присущи относительно небольшие инертные сопротивления.
   Медленная сила проявляется при сравнительно медленных движениях, совершаемых практически без ускорения. Типичным случаем проявления медленной силы в тхэквондо является непосредственное силовое преодоление сопротивления противника в ближнем бою в момент захватов, держания и т. д.
   Разные режимы работы и манеры ведения боя спортсменов требуют различного проявления силы, особенно при выполнении ими ударных действий.
   Так, бойцу-«темповику» необходима сила, которая позволяет ему наносить серии быстро чередующихся сравнительно несильных ударов, преодолевая свои инерционные усилия и сопротивление противника. Такой тхэквондист стремится после выполнения каждого удара как можно быстрее нанести следующий. Значит, ему не надо наносить сильные акцентированные удары, так как в этом случае он неизбежно будет «застаиваться» и у него будут менее благоприятные условия для непрерывного подавления соперника.
   У тхэквондиста-«нокаутера», наоборот, основной чертой является способность наносить сильный акцентированный удар с предельной и околопредельной силой «взрывного» характера. «Взрывной» эффект достигается за счет вовлечения максимального числа функциональных единиц каждой отдельной работающей мышцы, рационального использования для данного конкретного удара мышечных групп, их высокой межмышечной координации и способности спортсмена наносить удар в предельно коротком временном микроинтервале. Для бойца-«нокаутера» характерна относительно невысокая плотность боя, так как обычно он наносит сильные одиночные или двойные удары (реже серии) со сравнительно большими паузами между атаками. Это вызвано рядом причин, в частности, физиологическими возможностями мышц, работа которых основана на поочередном сокращении и расслаблении, причем на расслабление мышц требуется больше времени, чем на сокращение. В связи с этим в бою с высокой плотностью у тхэквондиста-«нокаутера» менее благоприятные условия для сильного акцентированного удара, так как время расслабления его мышц будет меньшим.
   Проявление медленной силы, особенно при непосредственном соприкосновении с противником в момент силовой борьбы и при его физическом «подавлении», свойственно бойцу-«силовику». Обычно в его ударах плохо дифференцированы усилия – они наносятся с одинаковой силой и с невысокой скоростью, в них отсутствует «взрывной» акцент. Недостаточный уровень быстроты при хорошей физической подготовке приводит к формированию у такого тхэквондиста силового стиля боя с установкой на достижение победы за счет физического подавления противника.
   Тхэквондист-«игровик» принимает защитное положение до и после нанесения удара, и поэтому у него уменьшается возможность проведения максимально сильного удара. Эффекта в ударных действиях он достигает за счет быстрых и точных ударов с развитием «взрывного» импульса в начале удара.
   Так как характер проявлений силы в тхэквондо различен (взрывная, быстрая, медленная сила), в практической деятельности тренеру необходимо использовать соответствующие средства и методы для воспитания каждого вида силы, уделяя основное внимание тем из них, которые соответствуют стилю конкретного бойца.
   Кроме того, надо помнить, что величина проявляемой силы зависит от уровня тренированности спортсмена – в состоянии высокой тренированности увеличивается количество вовлекаемых в работу мышечных волокон и улучшается синхронизация работы мышц.
   Развитие силы тхэквондиста должно идти по двум направлениям.
   1. Использование общеразвивающих силовых упражнений на гимнастических снарядах и без них, упражнений с отягощениями, в сопротивлении с партнером и т. д.
   2. Воспитание силы средствами специально-подготовительных и специальных упражнений. Специально-подготовительные упражнения должны подбираться так, чтобы сохранялись характер нервно-мышечных усилий и структурное сходство со специальными упражнениями тхэквондиста. К их числу относятся упражнения в непосредственном преодолении сопротивления противника в виде отталкивания (борьба «пуш-пуш»), элементы силового удержания соперника, борьбы и т. п.; преодоление инерции собственного тела при защитах и при переходе от защит к ударам и наоборот; воспитание силы удара на мешках, лапах, в паре с противником и т. д.
   Для воспитания способности основных мышц бойца быстро (мгновенно) развивать усилия вплоть до максимальных, быстро переключаться и многократно изменять усилия от минимальных до максимальных и наоборот, многократно производить так называемый «мышечный взрыв» с последующим мгновенным расслаблением мышц могут быть использованы упражнения с гантелями, эспандерами, упражнения со штангой и др.
   Различают два метода воспитания силы тхэквондиста: аналитический и целостный.
   Аналитический метод упражнений позволяет избирательно воспитывать силу отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку. Упражнения в аналитическом методе выполняются в условиях адекватных режимов силовых напряжений для этих групп. Например, эффективным средством воспитания силы мышц-разгибателей руки, несущих основную нагрузку при ударах, являются скоростно-силовые упражнения с отягощениями различного веса (гантелями, металлическими палками, набивными мячами и др.), гимнастические упражнения в быстром отжимании в упоре, упражнения на растягивание механических и резиновых амортизаторов, упражнения рывкового и толчкового характера со штангой, силовыми блоками и т. п.
   Для каждого вида спорта характерен свой уровень развития силы, зависящий от специфики спорта и условий проявлений силы. Так, максимальная сила разгибателей и сгибателей предплечья у тхэквондистов находится на достаточно высоком уровне, в то время как максимальная сила мышц спины отстает по показателям от других видов спорта.
   Целостный метод является основным в воспитании специальной силы тхэквондиста. Он характеризуется одновременным совершенствованием как силовых возможностей бойца, так и его специальных навыков.
   К числу упражнений, направленных на совершенствование специальной силы тхэквондиста целостным методом в рамках освоенного навыка, относятся специально-подготовительные и специальные упражнения с отягощениями (свинцовыми утяжелителями, гантелями облегченного веса и др.): «бой с тенью», упражнения на мешках, лапах и других снарядах, усложненное выполнение имитационных упражнений в воде и т. п. Кроме того, воспитанию силы целостным методом способствуют целенаправленные специально-подготовительные и специальные упражнения без отягощения с партнером, упражнения на лапах и других снарядах, которые помогают вырабатывать взрывную и быструю силу, а также комплекс упражнений в борьбе с противником в условиях ближнего боя, который используется для воспитания медленной силы.
   Наиболее эффективным средством развития у тхэквондиста взрывной и быстрой силы как целостным, так и аналитическим методом являются упражнения с оптимальными отягощениями, которые должны выполняться с максимально возможным ускорением. Тренер должен подбирать величину отягощения, учитывая весовую категорию спортсмена и уровень его подготовленности.
   При воспитании силы с помощью упражнений с отягощениями тхэквондисту следует повторять задание до тех пор, пока скорость движения не станет заметно падать, не нарушится структура движения и не притупится мышечное чувство в управлении этим движением. После этого тхэквондисту необходимо проделать упражнения на расслабление и активное растягивание участвовавших в предыдущем движении мышц. Затем многократно повторить те же движения с максимальной быстротой и структурной точностью, характерной для специального движения, используя эффект силового последействия.
   Чтобы предотвратить адаптационные последствия, которые могут наступить после длительного выполнения тхэквондистом одних и тех же упражнений, тренеру необходимо периодически изменять комплексы:
   1. Предварительное применение отягощений в движениях, сходных по координационной структуре с ударами тхэквондиста, создает условия для воспроизведения последующих ударов в более короткие промежутки времени.
   2. Использование отягощений в процессе тренировки с целью совершенствования быстроты одиночных ударов оказывает положительное влияние на быстроту серийных ударов.
   3. При развитии быстроты специальных движений тхэквондиста упражнения с отягощениями должны выполняться сериями из 4–5 упражнений каждая, после которой необходимо проделать такое же количество упражнений, но без отягощения.
   4. Упражнения, как с отягощением, так и без него, должны выполняться максимально быстро.
   5. Целесообразнее всего применять упражнения с отягощениями в начале тренировочного занятия.
   6. Необходимо обращать особое внимание на предварительное расслабление работающих мышц, мгновенное «взрывное» начало движения и максимальное расслабление мышц после завершения движения.
   7. Для развития быстроты ударов у тхэквондистов-юношей наиболее целесообразно использовать упражнения с тяжелыми отягощениями (утяжелители, гантели), оказывающими положительное влияние на увеличение быстроты («взрывной») начальной и скорости основной части ударного движения, в сочетании с легкими (гантели, утяжелители 1,5–2 кг), способствующими увеличению резкости завершения ударов.
   Тхэквондистам старших разрядов надо применять тяжелые отягощения весом 10 кг в сочетании с легкими – 2–4 кг.
   Отметим, что фактически с помощью этих средств у тхэквондистов формируется «быстрая» сила, а не быстрота.
   Следует помнить, что после упражнений с отягощениями необходимо проводить несколько ударных и защитных действий на максимальную скорость (особенно с возвращением в исходное положение после удара).
   Не следует использовать резину и пружинные амортизаторы с целью развития скоростной силы тхэквондиста, поскольку при организации реального удара согласование включения мышц должно быть рассчитано на увеличение скорости стопы и кулака (как конечного звена цепи). Резина или пружина способствует формированию неправильного согласования мышечного усилия, рассчитанного на увеличение силы в конце движения, и, соответственно, к уменьшению скорости ударной части.
   Прикладывая усилия в горизонтальном направлении при проведении удара, атакующий вначале должен преодолеть инерцию покоя ударной стопы или кулака. При этом вначале скорость движения стопы или кулака будет сравнительно низкой. По мере приложения усилия стопа (кулак) с определенным ускорением продвигается к цели. При продолжении усилия инерция покоя стопы (кулака) уменьшается и превращается в инерцию движения (рис. 9.5.1.1). Теперь к стопе (кулаку) надо прикладывать усилие, чтобы ее остановить.
   Рис. 9.5.1.1. График зависимости «сила – скорость» при воздействии на предмет, находящийся в состоянии покоя, в условиях земного тяготения и возможного статического сопротивления противоборца

   При использовании резиновых жгутов (пружинных амортизаторов) происходит совершенно другое, неосознанное взаимодействие. Вначале, при малом сопротивлении резины, атакующий прикладывает незначительное усилие при большой скорости движения. По мере растяжения резины ее сопротивление увеличивается, а скорость движения стопы (кулака) уменьшается (рис. 9.5.1.2).
   Рис. 9.5.1.2. График зависимости «сила – скорость» при воздействии на растягивающийся предмет, прикрепленный к неподвижной опоре

   Поэтому для развития скоростной силы противопоказано использование амортизирующих противовесов.

9.5.2. Специальная скорость тхэквондиста как совершенство сенсомоторных качеств (общие положения)

   Поскольку эффективность действий в тхэквондо в основном зависит от скоростных качеств, проявлению которых предшествует адекватная переработка образно-двигательной информации, специальная физическая подготовка бойца преимущественно заключается в совершенствовании именно этого качества – скорости и качества работы сенсомоторных функций по восприятию и переработке образно-двигательной информации и эффективной реализации принятого решения.
   Скоростные качества присущи той специфической деятельности, в которой они проявляются.
   Понятие «хорошая реакция» имеет различное значение в зависимости от того, к спортсменам каких специальностей оно относится. Поэтому если говорить о быстроте бойца, то в идеале хотелось бы, чтобы он имел наименьшее время реакции, быстро мог осуществить удар в удобный момент или защиту в ответ на неожиданный удар.

   Методы воспитания быстроты двигательной реакции
   Умение своевременно реагировать на появление благоприятных ситуаций, на активные атакующие или контратакующие действия противника является известной трудностью, преодоление которой неразрывно связано с формированием высшего спортивного мастерства в тхэквондо. Следует указать на три основных вида реакции, встречающихся в тхэквондо: простая реакция, реакция слежения, реакция выбора.
   Простая реакция проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец реагирует на начало приема, а также на начало защитных или контратакующих действий, не определяя их конкретной направленности. Значение простой реакции в тхэквондо исключительно важно, так как с ее помощью боец получает первые сведения о поведении противника. Организация защитных и контратакующих действий в значительной степени осуществляется с помощью простой реакции. Время простой реакции у тхэквондистов средней квалификации составляет 220–260 м/сек.
   Для воспитания простой реакции полезно выполнять заранее заготовленное действие на заранее обусловленный сигнал (по свистку или хлопку принять определенную позу, начать удар, изменить позу, остановиться, изменить направление движения, осуществить определенный маневр ногами, туловищем, руками). При этом спортсмены не должны предвидеть момент подачи команды.
   Реакция выбора (латентный период реакции) проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец из двух или более вариантов сигнала определяет тот, который соответствует заготовленному им действию, или когда боец из двух заготовленных им действий применяет только одно решение – в соответствии с подачей определенного сигнала.
   Время реакции выбора у тхэквондистов средней квалификации составляет 280–320 м/сек.
   Реакция выбора лучше всего развивается в условиях учебного боя, когда партнеру, например, дается задание угрожать двумя различными ударами во взаимодействии с маневром, а боец должен выбрать наиболее опасное действие и отразить его. Реакция выбора может отрабатываться на специальных тренажерах (подробно см. в гл. «Методы научных исследований»).
   Но этому должна предшествовать работа по изучению логики выбора вплоть до использования алгоритмов оптимальных действий в ответ на возникновение различных ситуаций (на первых порах типовых).
   Реакция слежения проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец начинает свое действие после того, как находящийся в движении противник достигнет определенного положения.
   Время реакции слежения может быть положительным, если боец начинает свое действие до наступления нужного момента, и отрицательным, если он действует с опозданием. Следовательно, оно может быть и нулевым.
   Реакция слежения, необходимая в тхэквондо, лучше всего отрабатывается в паре с партнером.
   Незначительного улучшения отдельных видов реакции можно добиться путем специальной тренировки. Но это не может оказать существенного влияния на результативность в тхэквондо. Очень важно, чтобы боец овладел всеми формами проявления готовности действовать. Спортивная ценность действий бойца определяется не только по принципу «чем быстрее, тем лучше» – гораздо ценнее своевременность применения нужного приема. В этом проявляется специфическая форма быстроты, необходимая тхэквондисту.
   Поэтому когда мы говорим о развитии быстроты тхэквондиста, мы прежде всего имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок, воспитывающих готовность спортсмена к различным действиям. Такая готовность позволяет ему выполнять атакующие приемы так, чтобы противник не успевал принять нужную защиту, и осуществлять эффективную и активную защиту в ответ на атаку противника.
   Готовность к действию в значительной мере определяется временем различных реакций тхэквондиста, проявляемых при непрерывном слежении за действиями противника. Поэтому в тхэквондо отдельные виды реакций в чистом виде проявляются довольно редко.
   Воспитание быстроты одиночного движения. Одной из форм проявления быстроты является скорость выполнения отдельного движения. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо использовать наиболее рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие группы мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации в выполнении движения.
   Для развития быстроты необходимы также достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы боец умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не способствуют проявлению скоростных качеств.
   Метод усложнения условий. С целью воспитания быстроты применяют усложненные условия, максимально приближенные к соревновательным или более трудные (например, выполнение упражнений с партнером более высокой квалификации, но меньшей весовой категории).
   С этой же целью для развития необходимых групп мышц применяют отягощения в упражнениях, воспроизводящих точную структуру необходимого движения, выполняемого с определенной скоростью. Однако не следует увлекаться этими упражнениями, поскольку в погоне за увеличением силового эффекта может образоваться стереотип меньшей скорости включения мышц и скоростной удар исчезнет.
   Успех в совершенствовании техники и тактики тхэквондиста целиком зависит от уровня развития его специализированных восприятий – чувства дистанции, ориентировки на даянге, чувства положения тела и свободы движений, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции. Эти качества формируются в ходе тренировки под влиянием специальных педагогических воздействий партнера. В методике учебно-тренировочного процесса сложились определенные принципы развития специализированных качеств тхэквондиста.
   Основной принцип развития специализированных восприятий – систематическая дифференцировка соответствующих ощущений, выработка умения управлять дистанцией до партнера, положением тела, степенью мышечного напряжения и расслабления и сознательно контролировать все это.
   Для того чтобы совершенствовать уровень специализированных восприятий, на занятиях спортсмен должен постоянно варьировать различные параметры движений – время их выполнения, скорость, резкость и др., стараясь оценивать эти свойства движений, положения тела и его частей, стремиться как можно быстрее научиться осознавать ощущения, которые возникают при «полярных» движениях (очень резких или очень медленных, очень напряженных или расслабленных и т. д.), при постепенном изменении свойств движения или положений тела и его частей.
   Для лучшего контроля за движениями и положениями тела выключают или ограничивают зрение, используют различные средства срочной информации.
   Тхэквондист должен понять сущность каждого специализированного восприятия, которое он хочет развить, и упражняться в зрительном и кинестезическом представлении о положении тела, его частей, изучать важнейшие свойства движения.
   Развитие специализированных восприятий требует ежедневной тщательной, кропотливой работы перед зеркалом, в «бою с тенью», в упражнениях на снарядах, с партнером. Используются различные вспомогательные средства для развития восприятий (мячи, камни, эспандеры, надувные камеры, стойки и др.), а также приборы, позволяющие получить срочную информацию об особенностях выполняемых движений (измерители – для фиксации дистанции, хронометры – времени, гониометры – положения частей тела, динамометры – ударных импульсов и др.).
   Для развития быстроты реакции используются специальные задания на реагирование в процессе выполнения общеподготовительных, специально-подготовительных и боевых упражнений.
   Тренер, желающий развить быстроту реакции у спортсменов, должен:
   1. Вырабатывать у них установку на максимально быстрое и точное реагирование (мгновенно реагировать на предлагаемые различные раздражения – сигналы, показы, удары, открытия и др.).
   2. Создавать во время выполнения упражнений внезапно меняющиеся условия, на которые тхэквондисты должны мгновенно реагировать максимально быстрым действием.
   3. Преодолевать у тхэквондистов напряженность и скованность движения, которые вызваны или их неправильной координацией, или эмоциональным состоянием спортсменов (страхом перед противником, опасением получить удар, излишней горячностью и т. п.).
   4. Учить подопечных контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой; создавать у спортсменов четкое представление о длительности реакции, применяя в тренировке специальные измерители времени.
   Для развития быстроты реакции очень важно, чтобы тхэквондисты ясно представляли сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия из-за их быстроты на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции, не могут выделить в сознании момент «ответа».
   Принципы развития быстроты реакции особенно успешно могут быть реализованы в подготовительной части занятий, так как внимание и нервно-мышечный аппарат спортсмена еще не утомлены значительными нагрузками, быстрота реакции после средней по интенсивности разминки имеет оптимальное значение.
   Для развития быстроты реакции подготовительную часть занятия целесообразно начинать с общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. В них применяется система команд и сигналов, на которые тхэквондисты должны реагировать с как можно большей быстротой, мгновенно выполняя соответствующие действия и движения. Обычно сначала для развития быстроты реакции предлагаются общеподготовительные упражнения в передвижении, а затем имитационные в передвижении по залу и на месте.
   Упражнения надо выполнять после соответствующего разогревания мышц с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие «ответные» движения могут вызвать повреждения в неразогретых мышцах. При упражнениях на снарядах необходимо давать различные сигналы, на которые тхэквондист должен немедленно реагировать всевозможными ударно-защитными действиями.
   Применяя упражнения с лапами, тренер по договоренности с тхэквондистом ставит их в определенные положения, служащие сигналом для ударов или серий ударов, имитирует лапами удары, на которые спортсмен обязан реагировать защитами (или защитами с контрударами). Полезно применять упражнения, в которых тхэквондист сначала наносит по лапам какую-либо серию ударов, а затем по сигналу преподавателя прерывает ее и применяет защиту или резко изменяет дистанцию и снова продолжает наносить удары.
   Особенно эффективна для развития быстроты реакции система специально-подготовительных упражнений без жилеток и в жилетах, выполняемая в основной части занятия. Сначала спортсмены выполняют заданные специально-подготовительные упражнения без жилетов в шеренгах, реагируя на сигналы (удары, защиты) тренера, а затем повторяют их с противником на удлиненной дистанции. После этого в специально-подготовительных упражнениях в жилетах с партнером на боевых дистанциях тхэквондисты реагируют обусловленными действиями на положение жилета противника, по которому наносятся удары.
   Упражнения для развития быстроты реакции не должны занимать много времени. Как только становится заметно, что спортсмен начинает хуже воспринимать задания, надо переходить к другим упражнениям, чтобы затем вернуться к упражнениям на быстроту реакции. Такое чередование даст больший эффект, чем непрерывное выполнение упражнения для развития быстроты реакции.
   Для того чтобы упражнения в условном бою способствовали развитию быстроты реакции, необходимо соблюдать несколько условий: тхэквондист должен стараться предугадывать действия или положения партнера, на которые нужно реагировать, и стремиться почти одновременно фиксировать эти действия в момент собственного движения, выделяя в сознании скрытый период реакции; в заключительный период реакции боец должен стремиться очень четко выполнить удар или защиту и снова принять исходное положение (не растягивая во времени своих дальнейших действий); он должен строго соблюдать систему усложнения своих действий и ответных действий противника.
   Например, в первой половине раунда одному спортсмену предлагается наносить боковой удар ближней ногой без финта; партнер, для которого это упражнение является «формирующим» быстроту реакции, делает шаг назад (простая реакция); во второй половине раунда противник делает финт или наносит удар без финта, делает финт и наносит удар. Тхэквондист должен различать финт и действительный удар, либо воздержаться от защиты, либо защищаться (элементарная реакция с выбором). В первой половине второго раунда противник наносит удар или дальней, или ближней; защищается от удара ближней шагом назад, от удара дальней – скачком назад (ответная реакция усложняется). После этого противник применяет финты, и реакция спортсмена усложняется еще больше. Затем ему можно предложить усложнить структуру своей реакции – дать больший выбор защит, связать защиту с контрударом; можно предложить бойцам выполнять задания на разных дистанциях и чередовать их.
   Такие упражнения должны длиться меньше раунда (полраунда, одну минуту). При выполнении заданий партнерам категорически запрещается наносить резкие акцентированные удары; все движения спортсмены должны выполнять предельно расслабленно, легко и быстро.
   Для развития быстроты реакции нередко применяется упражнение, в котором один спортсмен наносит легкие быстрые удары левой и правой ногой в голову, а другой защищается, применяя уходы, уклоны, отклоны, боковые шаги и т. п.
   Тактическое мышление формируется в процессе условных и вольных боев.
   Спортсмены должны наблюдать за действиями противника и правильно реагировать на них, принимая мгновенное решение, выбирать правильное контрдействие, бороться за осуществление своих решений, преодолевать трудности, возникающие в ходе боя, а в случае необходимости и изменять принятое решение.
   Тхэквондистам дают задание по разведке действий противников для изучения сильных и слабых сторон их техники и тактики, физической подготовленности, манеры боя и т. п. При этом спортсмен не только наблюдает, как действует соперник, но и мгновенно решает, какие контрдействия следует применять, и пытается их тотчас выполнить.
   Затем тхэквондисту предлагают вести бой с противником иной манеры, например, с непрерывно атакующим или предпочитающим вести бой легкими одиночными ударами соперником, с тхэквондистом, обладающим сильным ударом, и др. Спортсмен должен решать специальные задачи в зависимости от манеры боя противника.
   После окончания условных и вольных боев, а иногда и в ходе их, тхэквондисты должны рассказывать тренеру, что удалось им выяснить в ходе боя, чем вызваны их действия в бою, какие намерения имели спортсмены, что помешало выполнить запрограммированные действия и т. д. Они должны в деталях разбирать каждый условный и вольный бой, причем тренер обязан анализировать вместе с ними их психические ощущения, определять, насколько правильно и быстро его подопечные воспринимали боевую обстановку и реагировали на нее, насколько внимательными и наблюдательными были, какие трудности помешали выполнить задание, как проявлялись в процессе боев волевые качества спортсменов и т. д.
9.5.2.1. Развитие способности быстро и точно попадать в мишень при собственном передвижении
   Большое значение в тхэквондо имеет способность бойца точно попадать в мишень (намеченную точку для удара) при собственном передвижении относительно нее. Эта способность обеспечивает повышение результативности удара (попадания без ответной защитной реакции противника), поскольку собственное передвижение спортсмена относительно противника отвлекает его и делает сам удар неожиданным и непредсказуемым по направлению.
   Для достижения способности корректировать точность удара при собственном передвижении используют такие упражнения, как темповой переход от одного снаряда к другому с ударами по нарисованным на них мишеням.
9.5.2.2. Развитие способности быстро и точно попадать в движущуюся мишень
   Для приобретения этого качества имеется большой набор специальных снарядов, работа с которыми позволяет приобрести навык отслеживания мишени.
   Однако тхэквондо характеризуется ситуативностью с высочайшей степенью неопределенности предстоящих событий. Поэтому в подготовке тхэквондиста особое место занимает использование лап, когда спортсмен вынужден адаптировать свои действия не по своей воле, а в ответ на действия противника.
9.5.2.3. Работа с лапами как средство совершенствования скорости адекватного реагирования в щадящих режимах
   В тхэквондо традиционно практикуется индивидуальная работа тренера с использованием лап.
   Тренер в соответствии с общим перечнем возможных в бою ситуаций выставляет перед тхэквондистом лапу для нанесения по ней соответствующего удара (рис. 9.5.2.1–9.5.2.9).
   Кроме этого, он может лапой имитировать ответный или встречный удар противника.

   Рис. 9.5.2.1 Постановка лапы для бокового удара сбоку ближней в туловище

   Рис. 9.5.2.2 Постановка лапы для бокового удара сбоку ближней в голову

   Рис. 9.5.2.3 Постановка лапы для бокового удара сбоку дальней в туловище

   Рис. 9.5.2.4 Постановка лапы для бокового удара сбоку дальней в голову

   Рис. 9.5.2.5 Постановка лапы для бокового реверсивного удара ближней в голову

   Рис. 9.5.2.6 Постановка лапы для бокового реверсивного удара дальней в голову


   Рис. 9.5.2.7 Вариант постановки лап для заднего обратного удара

   Рис. 9.5.2.8 Вариант постановки лап для обратного кругового удара


   Рис. 9.5.2.9 Вариант постановки лап для имитации встречного удара

   Частота решаемых задач свидетельствует о степени сенсомоторной обученности тхэквондиста. Очень часто тренеры используют лапы в качестве целевого настроя на предстоящий бой и снятия предстартовой лихорадки.
   В связи с этим тренер уже на учебно-тренировочных этапах должен поставить на поток работу с использованием лап в каждой паре. Благодаря этому будет прогрессировать и планирующее мышление, ставящего лапы, и антиципационное (предвосхищающее) мышление тренируемого тхэквондиста.
   В этом случае работа с использованием лап может оказаться самым результативным средством сенсомоторной подготовки тхэквондиста при максимально щадящем режиме тренировочной деятельности
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 3320 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru