Пятница, 19.04.2024, 11:48
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Содержание обучения на этапе спортивного совершенствования (СС-1, 2, 3)
   На этапе спортивного совершенствования в большей мере начинает преобладать тренировочный процесс с акцентом на его индивидуализацию. Поэтому разговор об обучении будет вестись более в ракурсе тренировочного процесса.

6.4.1. Общие положения о совершенствовании технико-тактического мастерства

   Совершенствование в тактике должно идти по двум основным направлениям. Во-первых, это совершенствование собственной индивидуальной тактики (тактика сильного удара, тактика темпа, тактика обыгрывания или их сочетания), совершенствование в умении навязывать свою манеру ведения боя, умении проводить свой тактический план, свои приемы боя. А во-вторых, совершенствование в умении разгадывать, распознавать манеру противника, его сильные и слабые стороны и противопоставлять свой тактический план, направленный на нейтрализацию его сильных и использование слабых сторон.
   Это, в свою очередь, требует развития «наглядно-действенного» и «наглядно-творческого» мышления, совершенствования круга индивидуальных технико-тактических средств (с целью проведения своей тактики) и широкого объема подготовительных, наступательных и оборонительных действий, чтобы уметь рационально строить план боя и осуществлять его при встрече с разными противниками.
   Таким образом, совершенствуясь в тактике, целесообразно использовать три основные группы упражнений:
   1) для совершенствования в тактике проведения атакующих и контратакующих приемов (создание определенной боевой ситуации для проведения приема);
   2) для совершенствования в подготовительных, наступательных и оборонительных действиях (изучение типовых боевых ситуаций и противопоставление адекватных действий);
   3) для совершенствования в быстроте и правильности тактического мышления в условиях боя, моделирующих соревновательные.

   Совершенствование в тактике проведения атакующих и контратакующих приемов
   Основная задача таких приемов – отвлечь внимание противника, запутать, усыпить его бдительность ложными действиями и в момент, когда он не готов к контрдействиям, стремительно провести атаку или контратаку (суметь застать его врасплох).
   При подготовке к атаке и особенно в момент атаки тхэквондист должен быть внимательным и готовым к защите от неожиданных контрдействий противника. Нападающему надо отличать подлинную неготовность противника от мнимой, чтобы самому не попасть в «ловушку». Для этого необходимы устойчивое внимание, хладнокровие (умение не спешить, выждать) и решительность при проведении атак и контратак. В то же время, как уже говорилось, тхэквондист должен быть постоянно готов к защите.
   Атакующие приемы направлены на введение противника в обман, отвлечение его внимания от действительных ударов. Тхэквондист приучает противника к определенному ответу (действию), а затем мгновенно проводит прием или запутывает противника различными действиями, чтобы в нужный момент мгновенно провести прием.
   Противник должен поверить, что тхэквондист собирается нанести удар, и поэтому защищается, в то время как на самом деле он применяет финт (отвлечение) и наносит удар другой ногой.
   Тхэквондист должен владеть и другой группой приемов, построенных на противоположном принципе: противник верит, что тхэквондист применяет финт, и поэтому не защищается, тогда как наступающий, воспользовавшись этим, наносит удар.
   Тхэквондисту необходимо овладеть и более сложными приемами – чередованиями финтов и действительных ударов. При использовании этих приемов противник уже не может определить, где финт, а где удар. Такая неопределенность создает у него неуверенность, выводит из себя, и он теряет уверенность в своих силах.
   Эффективна и группа упражнений в атаках с защитной дальней дистанции. Эти атаки неожиданны для противника, так как тхэквондист находится на сверхдальней дистанции от него, а обычно с защитной дистанции не атакуют. Как правило, перед атакой тхэквондист делает предварительный шаг вперед (для входа на ударную дистанцию). Этот момент сближения и служит сигналом к защите.
   Важна для изучения группа приемов, построенных на том, что тхэквондист приучает противника к определенной быстроте ударов и определенному чувству времени удара с последующей сменой быстроты ударов. Так, противник привыкает к защитам от медленных ударов и не успевает защититься от быстрых или же, привыкнув к защите от быстрых ударов, не обращает внимания на медленные, принимая их за финты.

   Совершенствование в быстроте и правильности тактического мышления
   Изучая наступательные и оборонительные действия и совершенствуясь в них, тхэквондист фактически знакомится со всеми тактическими особенностями ведения боя. Он узнает, какие технико-тактические приемы нужно использовать против тех или иных тхэквондистов, и учится их применять.
   Однако всего этого еще далеко не достаточно, чтобы правильно строить план боя и осуществлять его. Это объясняется тем, что на тренировке тхэквондист изучал все применяемые действия и совершенствовался в них, заранее зная, как будет действовать противник в атаке, контратаке, навязывая ближний бой и т. д. На соревнованиях же картина совершенно иная. Там тхэквондист встречается или с неизвестным противником, или, если он известен, неизвестно, в какой спортивной форме он находится, каково его физическое состояние и психическая подготовленность, какую тактику применит он в этом бою и т. д.
   На даянге тхэквондист намечает и осуществляет определенный план действий, учитывая особенности противника, свои возможности, а также конкретную обстановку, складывающуюся в ходе боя.
   Тхэквондист должен уметь мгновенно и правильно распознавать, анализировать и оценивать противника, его манеру ведения боя, тактику, силу и соответственно этому строить общий план, а также принимать конкретные решения по ходу боя.
   Все это составляет тактику ведения боя, которой тхэквондист овладевает в учебных, вольных и соревновательных боях. Прежде всего необходимо научиться наблюдать и мгновенно разгадывать действия противника, не зная заранее его действия и тактику, и максимально быстро принимать решения, выбрав правильное контрдействие. Для этого тхэквондист должен научиться как можно быстрее оценивать, что представляет собой противник, каковы его излюбленные удары, защиты, финты, сильные и слабые стороны техники, тактики, манера ведения боя, физическая, психическая и волевая подготовленность.
   Тренер обязан разъяснить спортсменам, как можно выявить излюбленные удары и атаки противника с помощью финтов, ложных раскрытий и легких ударов, и поставить перед ними задачу вести разведку в начале и в течение всего боя, предложить выполнить ряд заданий по разведке действий партнера в условиях, наиболее часто встречающихся в бою.
   Задания должны быть разнообразными и по мере их усвоения усложняться. Так, можно предложить тхэквондистам задания для разведки, конкретно не определяя действия противников, а подбирая партнеров с различной техникой, тактикой и физическими данными, то есть с различной манерой ведения боя. Наконец, можно обоим тхэквондистам поручить разведать, как каждый из них действует в бою.
   Совершенствуясь в этих действиях, тхэквондист становится наблюдательным, внимательным, осторожным, готовым ко всяким неожиданностям; он также запоминает наиболее типичные ситуации, которые необходимо быстро распознавать в бою.
   Во всех предлагаемых упражнениях тхэквондист обязан не только выяснять, как противник готовит атаку, какие использует финты, как защищается, какие у него излюбленные приемы в атаке и контратаке, в чем состоят сильные и слабые стороны, но и делать моментальный вывод из своих боевых наблюдений, уметь применять разумные и правильные контрдействия. Особенно важно, чтобы тхэквондисты научились правильно реализовывать тактические решения против соперников с различной манерой ведения боя.
   Спортсмены должны активно бороться за осуществление принятого решения, преодолевать трудности, возникающие в ходе боя, а при необходимости изменять намеченный план. Тхэквондисту следует изменить план боя, если он принял неправильное решение или если противник потерпел неудачу и срочно изменил тактику.
   В процессе обучения надо воспитывать у тхэквондиста способность к длительному наблюдению за действиями противника и их сменой в течение боя. Постоянное наблюдение за противником, принятие и осуществление решений, изменение их в случае необходимости развивают быстроту реакции, устойчивость внимания, гибкость мышления и воспитывают волевые качества.

   С целью систематизации всех вышеперечисленных пожеланий необходимо более определенно представить задачи на годичных подэтапах трехгодичного этапа спортивного совершенствования.
   На этапе спортивного совершенствования в процессе неизбежной целевой подготовки к соревнованиям (при соблюдении цикличности тренировочного процесса) должен продолжаться учебный процесс, посвященный вопросам тактики реализации изученной техники и состоящий из ряда учебных задач.

6.4.2. Адаптация техники и тактики к бойцам различного роста, различных длин конечностей и пропорций тела противника (СС-1)

   На этапе спортивного совершенствования целесообразно переходить к принципу индивидуально-групповой подготовки на предмет корректировки технических умений в соответствии со сформировавшимися собственными пропорциями, длиной тела и конечностей при встречах с противниками, имеющими свои особенности длины тела и его пропорции (Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов, 1976).
   В этом случае в силу ограниченности состава секции спарринг-партнеры должны для выполнения соответствующих заданий подбираться независимо от весовой категории.
   Как правило, пропорции тела предопределяют прежде всего индивидуальные боевые позы, которые, в свою очередь, влияют на методы ведения боя.
   Кроме этого, пропорции тела предопределяют расстояния до цели, мощность ударных частей, возможность свободного выхода на цель.
   Например, противник имеет более длинные ноги, благодаря чему возникает проблема безопасного сближения для нанесения удара.
   Если противник имеет более длинное тело, то возникает проблема эффективного воздействия в зоне верхнего сектора.
   Противник, имеющий относительно сильные ноги, способен более интенсивно передвигаться по даянгу, а тхэквондист, имеющий мощный корпус, склонен к темповым действиям на ближней дистанции и т. д.
   Анализ классификаций телосложения в вышеприведенных работах и собственные исследования дают основание обобщить имеющиеся подходы и привести в более удобную систему для планирования индивидуализированной технической подготовки.
   На вышестоящем уровне (после взаимных стоек в проекции на горизонтальную плоскость) учитывается рост: средний, длинный, короткий. При определении предпочтительных технических действий целесообразно ограничиваться понятиями: выше противника (l), ниже противника (n): На нижележащем уровне располагаются две равнозначные категории признаков (схема 6.4.2.1). С одной стороны, это уже знакомые стойки в проекции на сагиттальную плоскость, с другой – особенности строения тела атакующего и противника (ширина плеч, таза, длина туловища, длина ног).

   Схема 6.4.2.1
   Подчиненность признаков, влияющих на технико-тактические предпочтения в тхэквондо

   Такие признаки обеспечивают бойцу использование характерной для него мышечной массы как для проведения сильных ударов, так и для ведения боя с высокой ударной плотностью. Если при этом боец имеет длинные ноги, то бой на дальней дистанции позволяет не только не допускать противника к себе, но и проводить безответные удары.
   Высокорослые бойцы с таким сложением имеют, как правило, относительно длинные ноги и более высоко расположенный ОЦТ. Руки при этом могут быть относительно короткие. Они, как правило, не отличаются скоростной выносливостью.
   Низкорослые бойцы этого же типа имеют более короткие ноги и более широкие плечи при большой мышечной массе. Это позволяет вести бой с высокой мощностью при большой выносливости.
   Среднеплечие (□) имеют длинное цилиндрическое туловище, средней ширины таз, короткие и сильные ноги. Несмотря на сравнительно узкие плечи, плечевые суставы таких борцов обеспечены мощными дельтовидными мышцами. ОЦТ расположен в пределах нормы.
   Узкоплечие () имеют широкий таз, массивные и сравнительно длинные ноги. ОЦТ расположен ниже нормы. Встречаются бойцы с широкими плечами, но в этом случае они имеют очень короткое туловище. Низкорослые бойцы такую фигуру имеют довольно редко. Боец с узкими плечами, как правило, не отличается выносливостью и может вести бой только на дальней и средней дистанции.
   Но для тхэквондо большое значение имеет длина тела и в особенности длина ног (естественно, при достаточной мышечной массе, обеспечивающей эффективность движений).
   Как правило, пропорции тела предопределяют, прежде всего, индивидуальные боевые позы, которые, в свою очередь, влияют на методы ведения боя.
   В связи с многообразием сочетаний пропорций тела бойцов и зависимостью использования боевых поз целесообразно предусмотреть на 1-м году этапа спортивного совершенствования корректировку своей индивидуальной техники и тактики в целях адаптации вначале с бойцами, использующими различные боевые позы, а затем с бойцами, имеющими различные телосложения (табл. 6.4.2.1).

   Таблица 6.4.2.1
   Тематика для адаптации индивидуальных технико-тактических комплексов к бою с противниками различной пропорции, длины тела и конечностей (информативных для условий тхэквондо) на 1-м году индивидуально-групповой технико-тактической подготовки (СС-1)*

6.4.3. Изучение методов воздействия на противника (СС-2)

   После индивидуальной адаптации к условиям встречи с противниками, использующими различные боевые позы и имеющими различное телосложение, на следующем этапе спортивного совершенствования наряду с подготовкой к участию в текущих соревнованиях следует освоить различные методы воздействия на противника (глава 5.6), что в значительной мере связано с индивидуальными особенностями функциональных качеств.
   Перечень заданий приводится в таблице 6.4.3.1.

   Таблица 6.4.3.1
   Темы для освоения методов воздействия на противника на 2-м году индивидуально-групповой технико-тактической подготовки (СС-2)

6.4.4. Изучение стилей ведения боя (СС-3)

   Далее следует этап ознакомления со всеми возможными стилями ведения боя и овладения наиболее приемлемыми для индивидуальности (глава 5.6.3) (табл. 6.4.4.1).

   Таблица 6.4.4.1
   Тематика для освоения методов воздействия на противника на 3-м году индивидуально-групповой технико-тактической подготовки (СС-3)

   Таким образом, на этапе спортивного совершенствования в тхэквондо наиболее приемлемым является круговой метод отработки технико-тактических действий с учебными местами, имитирующими классификационные разделы тактики тхэквондо со сменой взаимных поз, сменой противников, использующих различные боевые позиции, стили ведения боя.
   Следует иметь в виду, что при решении вопроса о повышении специальной выносливости тхэквондиста, являющейся мерилом его подготовленности к соревнованиям (при наличии общей выносливости), основную функцию выполняет автоматизация оперативного мышления, а это значит, что в основе ее лежит технико-тактическая обученность.

Контрольные вопросы

   1. Дидактические принципы овладения техникой и тактикой тхэквондо.
   2. Интегральная модель технико-тактической деятельности тхэквондиста.
   3. Пирамида структуры многолетней технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   4. Задачи этапов официальной программы подготовки тхэквондиста.
   5. Задачи фундаментальной базовой технической подготовки тхэквондиста.
   6. Задачи расширенной базовой технической подготовки тхэквондиста.
   7. Задачи 1-го года базовой технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   8. Задачи 2-го года базовой технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   9. Задачи 3-го года базовой технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   10. Задачи 4-го года базовой технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   11. Задачи индивидуально-групповой технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   12. Задачи индивидуально-групповой тактической подготовки тхэквондиста.
   13. Задачи автономной подготовки тхэквондиста.
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 651 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru