Любое педагогическое воздействие требует
организации педагогического контроля с целью отслеживания степени
эффективности педагогического (психологического) воздействия и введения
соответствующих корректив в ход подготовки (табл. 12.4.1).
Таблица 12.4.1
Перечень методик определения интеллектуальных качеств
Однако перечисленные выше методы не удобны
для тренера в связи с их трудоемкостью и, как правило, отсутствием
вспомогательного персонала.
Более удобным в интересах тхэквондо является
использование косвенных психолого-педагогических тестов путем
математической обработки материалов педагогических наблюдений за ходом
соревновательных поединков (табл. 12.4.2).
Таблица 12.4.2
Формулы, позволяющие путем педагогического
контроля установить и интерпретировать уровень и природу специальной
выносливости (психологической устойчивости)
Такой же принцип используется и для
определения социально-психологического статуса как базиса
психологической дееспособности (табл. 12.4.3).
Таблица 12.4.3
Формулы определения базисной психологической дееспособности
Для развития данного положения необходимо
вновь обратиться к теоретическим предпосылкам из теории функциональных
систем (П. К. Анохин, 1978) и теории происхождения движений (Н. А.
Бернштейн, 1991).
Основой жизни является клетка, в которой
заложен генетический код развития, функционирования и смерти. Когда-то
клетки начали объединяться с целью повышения надежности своего
функционирования путем разделения обязанностей. Одни клетки взяли на
себя функцию «ограждения», другие – средства передвижения, третьи –
организации «общественного питания». Далее функции еще более
разграничились вплоть до формирования единого центра управления.
В конечном итоге верховенство в управлении всем
этим живым конгломератом взял на себя мозг, деятельность которого
зачастую направлена на разрушение этого организма, делегировавшего ему
такие права. Примеры: самосожжение фанатиков, наркомания,
террористы-смертники.
Основной задачей живого объекта является прежде
всего самосохранение. Для обеспечения этой потребности необходимо иметь
информацию об окружающей обстановке. Для ее сбора имеется набор
контактных и бесконтактных рецепторов. Вся информация собирается на
пульте центрального управления – в коре головного мозга. Информация
подвергается анализу, после чего формируется «модель потребного
будущего».
В процессе деятельности нарабатываются
определенные привычные связи, и для реализации какого-либо
целесообразного ответного действия нет надобности проходить всю
процедуру анализа в ассоциативных полях коры головного мозга, поскольку
привычные связи сформировались на более низком уровне мозга, вплоть до
спинального. Такие действия реализуются мгновенно, со скоростью простой
реакции.
В процессе единоборства задействованы все системы организма, но управляет всем кора головного мозга.
Поломки системы начинаются с коры головного
мозга. Осмысление ситуаций происходит в процессе интенсивной
электрической работы ассоциативных полей КГМ. Потоки электронов
передаются от одного нерва к другому в межсинаптической щели за счет
химической реакции ацетилхолина, который при электрическом воздействии
на него с одной клетки путем химической реакции возбуждает нервный
импульс в другой клетке.
Интенсивная работа коры головного мозга по
переработке информации приводит к временному истощению ацетилхолинового
компонента, что нарушает бесперебойную работу. В результате мозг или
начинает неправильно решать задачи, или не способен их решать вообще.
Поскольку любое осмысленное (произвольное)
движение начинается с работы коры головного мозга, первым делом помехи в
его организации по причине недостаточной обученности, нервного срыва
или усталости начинаются именно с неустойчивости навыка, усталости мозга
(В. В. Розенблат, 1961).
Если действие в ответ на определенную ситуацию
автоматизировано, то управление им минует ассоциативные поля, экономя
тем самым нервную энергию и повышая надежность ответных реакций. Кроме
этого, когда ответное действие формируется на более низком
функциональном уровне, оно не подвергается сбивающим потокам,
иррадиирующим в верхних отделах мозга, что характерно для состояния
психостресса. Благодаря этому в условиях повышенного нервного
возбуждения и даже в страхе человек, наработавший до автоматизма
профессиональные действия, будет реализовывать их с достаточно высокой
надежностью.
Поэтому наилучшим способом обеспечения
психологической устойчивости является автоматизация двигательных
действий в ответ на изменение типовых ситуаций. Естественно, что для
этого необходимо иметь объективную модель наиболее вероятных событий и
перечень оптимальных действий в ответ на их возникновение.
Таким же образом решается и волнующий всех
тренеров вопрос о повышении специальной выносливости. Только наработка
автоматизированных ответов на изменение ситуаций боя может обеспечить
длительную и эффективную соревновательную деятельность. |