Пятница, 19.04.2024, 12:38
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Планирование обучения технике и тактике тхэквондо
   Содержание настоящей главы не должно преследовать цели предоставления исчерпывающего учебного материала для организации многолетней технико-тактической подготовки тхэквондистов, поскольку этому служит программа для ДЮСШ.
   Однако в связи с тем, что в современных программах нет исчерпывающего учебного материала по основной технике, читателю будет полезна работа по совмещению обозначенной в данной главе методологии с материалом, представленным в 4-й главе («Технические действия в тхэквондо»), и в 5-й главе («Тактика тхэквондо»). Эта работа позволит более качественно овладеть полученной информацией и обеспечит формирование своей версии содержания и последовательности учебного материала на этапах многолетней подготовки.
   Однако при этом необходимо использовать все педагогические условия распределения учебного материала по этапам подготовки и методики их реализации.

6.1. Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в тхэквондо и методология многолетней технико-тактической подготовки тхэквондистов

6.1.1. Вопросы моделирования в спорте

   По вопросам моделирования в спорте вообще ведущее место занимают работы Б. М. Шустина (1975; 1979; 1995).
   Так, например, в его работе от 1979 года в общих чертах, насколько это позволяет сделать объем работы (2 страницы), говорится о перечне модельных характеристик в единоборствах и спортивных играх: эффективность, активность, объем и разнообразие атаки и защиты.
   Кроме того, в разговоре о соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов, практически нет упоминаний об их связи с модельными характеристиками для начинающих, а если этого нет, то в логику будут вмешиваться артефакты физических кондиций, компенсирующих «грязную» технику и тактику, и т. д. Тем не менее само по себе начало разговора о моделировании в спорте уже является положительным фактором.
   Впервые вопросами моделирования в спортивной борьбе начали заниматься во ВНИИФК, в лаборатории единоборств (А. И. Исаев и др., 1981; А. И. Колесов и др., 1977; А. А. Новиков, 1976). В этих работах подняты вопросы о перечне технико-тактических, биофизических, биомеханических, биохимических и психологических характеристик, присущих борцам высокой квалификации, однако все эти характеристики до сих пор не получили конкретных количественных параметров для каждой весовой категории и поэтому не могут служить эталонными моделями.

   Тем не менее есть необходимость ввести еще одно понятие – модель пространственно-смысловой деятельности в тхэквондо, на основании которого можно будет устанавливать перечень необходимых для любого боя технико-тактических действий.

6.1.2. Модель пространственно-смысловой деятельности тхэквондиста

   Прежде чем вести разговор о функциональных моделях тхэквондиста, прежде необходимо обратиться к модели пространственно-смысловой специфической деятельности через требование: «минимумом технических действий выигрывать в максимуме возможных в бою ситуаций» (Ю. А. Шулика, 1988). Тогда можно будет надеяться на создание полноценных трехмерных моделей тхэквондиста высокой квалификации, где будут сочетаться требования к содержательной технико-тактической деятельности, к оценкам соревновательной деятельности, к функциональным качествам, обеспечивающим их реализацию.
   Согласно концепции Ю. А. Шулики (1988; 1994), интегральная модель тхэквондиста должна состоять из трех блоков: технико-тактической деятельности (деятельностного), блока результирующих характеристик и блока функциональных качеств (схема 6.1.1).

   Схема 6.1.1
   Блок-схема интегральной модели профессионала в любом виде деятельности

   Практическое использование этой трехкомпонентной модели должно начинаться с формирования блока пространственно-смысловой технико-тактической деятельности.
   В процессе овладения техникой приемов тхэквондо и тактикой их использования постепенно включаются компоненты функционального модельного блока (физические и психологические качества), и с нарастающим объемом – компоненты педагогического контроля в соответствии с результирующей моделью тхэквондиста, которая количественно характеризует степень овладения заложенной программой обучения.
   В переложении на правила соревнований по тхэквондо, интегральный блок пространственно-смысловой деятельности состоит из двух разделов:
        ● техники действий в бою на дальней и средней дистанции;
        ● техники действий в бою на ближней дистанции.
   В каждом разделе предусматривается перечень:
        ● возможных в бою взаимоположений тхэквондистов;
        ● возможных в бою ударов для данного раздела;
        ● возможной защиты маневром по даянгу;
        ● возможной защиты маневром туловищем;
        ● возможной контактной защиты;
        ● возможных ответных (контратакующих) действий после защиты;
        ● возможных встречных атакующих действий, согласно нижеприведенному интегрированному перечню (схема 6.1.2).

   Схема 6.1.2
   Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности тхэквондиста

   На основе этой интегральной модели деятельности может быть составлена всеобъемлющая программа многолетней технико-тактической подготовки тхэквондиста.
   К сожалению, в настоящее время педагогический контроль в тхэквондо не в полной мере (мягко сказано) ориентирован на контроль степени усвоения программного учебного материала, как это принято в видах гимнастики, и тем более это касается ориентировки на соответствие интегральной модели технико-тактической деятельности в тхэквондо (которой пока нет).
   На основе использования данной модели может быть организован и соответствующий педагогический контроль, стимулирующий тренера и учащегося к овладению вначале всем материалом, а в дальнейшем – к овладению оптимальным индивидуальным технико-тактическим арсеналом тхэквондиста.

6.1.3. Этапы многолетней технико-тактической подготовки в тхэквондо

   В данном параграфе будет представлен материал, позволяющий ориентироваться при составлении программы для этапов многолетней подготовки тхэквондистов на основе использования учебного материала, представленного в 4-й и 5-й главах.
   В нем в качестве ориентира будут перечислены задачи, разделы изучаемой техники и темы, соответствующие каждому этапу.
   Методика усвоения программного материала будет сформулирована в схемах уроков (глава 8).
   В соответствии с педагогическими канонами овладение техникой и тактикой должно осуществляться по принципам:
        ● от простого к сложному;
        ● от легкого к трудному.
   Если в спортивной борьбе на вершине своего спортивного мастерства борцы, как правило, владеют весьма ограниченным объемом техники, имея в своем арсенале несколько «коронных» приемов и большой набор тактических уловок для их успешного осуществления, то в тхэквондо даже постепенно невозможно ограничивать объем ударной и защитной техники. В дальнейшем, когда сформируются длина и пропорции тела, будет необходима незначительная коррекция техники, но чем большим арсеналом техники будет владеть боец к этому периоду, тем эффективней будет адаптация. Поэтому детей необходимо обучать всему имеющемуся техническому материалу.
   Традиционно в единоборствах программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ рассчитаны на восьмилетний срок обучения при условии начала занятий с 10-летнего возраста. Этапы подготовки имеют традиционные наименования (табл. 6.1.3.1), но могут иметь различное содержание.
   Очевидно, что весь трехлетний этап начальной подготовки должен быть посвящен изучению техники без использования ее в соревновательном режиме с контролем в виде демонстрации изученной техники и сдачи нормативов по общедвигательной подготовке.

   Таблица 6.1.3.1
   Этапы многолетней технико-тактической подготовки в тхэквондо

   Ниже приводится последовательность освоения учебного материала, имеющая своей целью обеспечение каждого года подготовки образовательным компонентом, чтобы не допустить превращения учебно-тренировочного процесса в тренировку с преобладанием функциональных перегрузок с технико-тактическим «натаскиванием», что приводит к раннему старению и выбыванию из спортивного и физкультурного движения (табл. 6.1.3.2).

   Таблица 6.1.3.2
   Содержание этапов многолетней технико-тактической подготовки в тхэквондо

   Естественно, что уже на учебно-тренировочном этапе в периоды подготовки к соревнованиям тренер вынужден будет опережать учебную тематику, готовя своих бойцов к встречам с непосредственными соперниками.
   Поэтому предлагаемое распределение годовых тем не является запретом на их эпизодическое индивидуализированное изучение в более ранний период.
   Несмотря на такую эпизодическую подготовку, каждая запланированная тема должна изучаться в соответствии с предлагаемой программой базовой и индивидуально-групповой технико-тактической подготовки тхэквондистов.
   Следует отметить факт желания обеспечить обучение детей в условиях ранней специализации за счет введения в программы многолетней подготовки групп предварительной подготовки. Этот путь весьма проблематичный, поскольку подмена ударного технико-тактического образовательного компонента (для чего дети и идут в секции тхэквондо) общефизическими упражнениями зачастую приводит к массовому отсеву.
   Дети идут в секцию тхэквондо за техникой самого тхэквондо, и они еще не имеют достаточного произвольного внимания, которое обеспечило бы долгое терпение к беспредметным для их мотивов занятиям.
   Тот факт, что в возрасте 10–11 лет еще не полностью или не у всех созрели функции произвольного внимания, согласованности мышечных усилий, статической и динамической устойчивости (Н. И. Александрова и др., 1989; А. А. Гужаловский, 1979, 1984; Б. Б. Коссов, 1989; В. И. Лях, 1987, 1990, 1996) и, главное, волевых проявлений (В. Дойль, 1973; Н. С. Лейтес, 1978), приводит к заключению о том, что на этапе начальной подготовки целесообразно изучение техники атаки и защиты только в программированных условиях.
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 774 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru