Содержание
настоящей главы не должно преследовать цели предоставления
исчерпывающего учебного материала для организации многолетней
технико-тактической подготовки тхэквондистов, поскольку этому служит
программа для ДЮСШ.
Однако в связи с тем, что в современных
программах нет исчерпывающего учебного материала по основной технике,
читателю будет полезна работа по совмещению обозначенной в данной главе
методологии с материалом, представленным в 4-й главе («Технические
действия в тхэквондо»), и в 5-й главе («Тактика тхэквондо»). Эта работа
позволит более качественно овладеть полученной информацией и обеспечит
формирование своей версии содержания и последовательности учебного
материала на этапах многолетней подготовки.
Однако при этом необходимо использовать все
педагогические условия распределения учебного материала по этапам
подготовки и методики их реализации.
6.1. Модель пространственно-смысловой
технико-тактической деятельности в тхэквондо и методология многолетней
технико-тактической подготовки тхэквондистов
6.1.1. Вопросы моделирования в спорте
По вопросам моделирования в спорте вообще ведущее место занимают работы Б. М. Шустина (1975; 1979; 1995).
Так, например, в его работе от 1979 года в
общих чертах, насколько это позволяет сделать объем работы (2 страницы),
говорится о перечне модельных характеристик в единоборствах и
спортивных играх: эффективность, активность, объем и разнообразие атаки и
защиты.
Кроме того, в разговоре о соревновательной
деятельности высококвалифицированных спортсменов, практически нет
упоминаний об их связи с модельными характеристиками для начинающих, а
если этого нет, то в логику будут вмешиваться артефакты физических
кондиций, компенсирующих «грязную» технику и тактику, и т. д. Тем не
менее само по себе начало разговора о моделировании в спорте уже
является положительным фактором.
Впервые вопросами моделирования в спортивной
борьбе начали заниматься во ВНИИФК, в лаборатории единоборств (А. И.
Исаев и др., 1981; А. И. Колесов и др., 1977; А. А. Новиков, 1976). В
этих работах подняты вопросы о перечне технико-тактических,
биофизических, биомеханических, биохимических и психологических
характеристик, присущих борцам высокой квалификации, однако все эти
характеристики до сих пор не получили конкретных количественных
параметров для каждой весовой категории и поэтому не могут служить
эталонными моделями.
Тем не менее есть необходимость ввести еще
одно понятие – модель пространственно-смысловой деятельности в
тхэквондо, на основании которого можно будет устанавливать перечень
необходимых для любого боя технико-тактических действий.
6.1.2. Модель пространственно-смысловой деятельности тхэквондиста
Прежде чем вести разговор о функциональных
моделях тхэквондиста, прежде необходимо обратиться к модели
пространственно-смысловой специфической деятельности через требование:
«минимумом технических действий выигрывать в максимуме возможных в бою
ситуаций» (Ю. А. Шулика, 1988). Тогда можно будет надеяться на создание
полноценных трехмерных моделей тхэквондиста высокой квалификации, где
будут сочетаться требования к содержательной технико-тактической
деятельности, к оценкам соревновательной деятельности, к функциональным
качествам, обеспечивающим их реализацию.
Согласно концепции Ю. А. Шулики (1988; 1994),
интегральная модель тхэквондиста должна состоять из трех блоков:
технико-тактической деятельности (деятельностного), блока результирующих
характеристик и блока функциональных качеств (схема 6.1.1).
Схема 6.1.1
Блок-схема интегральной модели профессионала в любом виде деятельности
Практическое использование этой
трехкомпонентной модели должно начинаться с формирования блока
пространственно-смысловой технико-тактической деятельности.
В процессе овладения техникой приемов тхэквондо
и тактикой их использования постепенно включаются компоненты
функционального модельного блока (физические и психологические
качества), и с нарастающим объемом – компоненты педагогического контроля
в соответствии с результирующей моделью тхэквондиста, которая
количественно характеризует степень овладения заложенной программой
обучения.
В переложении на правила соревнований по
тхэквондо, интегральный блок пространственно-смысловой деятельности
состоит из двух разделов:
● техники действий в бою на дальней и средней дистанции;
● техники действий в бою на ближней дистанции.
В каждом разделе предусматривается перечень:
● возможных в бою взаимоположений тхэквондистов;
● возможных в бою ударов для данного раздела;
● возможной защиты маневром по даянгу;
● возможной защиты маневром туловищем;
● возможной контактной защиты;
● возможных ответных (контратакующих) действий после защиты;
● возможных встречных атакующих действий, согласно нижеприведенному интегрированному перечню (схема 6.1.2).
Схема 6.1.2
Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности тхэквондиста
На основе этой интегральной модели
деятельности может быть составлена всеобъемлющая программа многолетней
технико-тактической подготовки тхэквондиста.
К сожалению, в настоящее время педагогический
контроль в тхэквондо не в полной мере (мягко сказано) ориентирован на
контроль степени усвоения программного учебного материала, как это
принято в видах гимнастики, и тем более это касается ориентировки на
соответствие интегральной модели технико-тактической деятельности в
тхэквондо (которой пока нет).
На основе использования данной модели может
быть организован и соответствующий педагогический контроль,
стимулирующий тренера и учащегося к овладению вначале всем материалом, а
в дальнейшем – к овладению оптимальным индивидуальным
технико-тактическим арсеналом тхэквондиста.
6.1.3. Этапы многолетней технико-тактической подготовки в тхэквондо
В данном параграфе будет представлен материал,
позволяющий ориентироваться при составлении программы для этапов
многолетней подготовки тхэквондистов на основе использования учебного
материала, представленного в 4-й и 5-й главах.
В нем в качестве ориентира будут перечислены задачи, разделы изучаемой техники и темы, соответствующие каждому этапу.
Методика усвоения программного материала будет сформулирована в схемах уроков (глава 8).
В соответствии с педагогическими канонами овладение техникой и тактикой должно осуществляться по принципам:
● от простого к сложному;
● от легкого к трудному.
Если в спортивной борьбе на вершине своего
спортивного мастерства борцы, как правило, владеют весьма ограниченным
объемом техники, имея в своем арсенале несколько «коронных» приемов и
большой набор тактических уловок для их успешного осуществления, то в
тхэквондо даже постепенно невозможно ограничивать объем ударной и
защитной техники. В дальнейшем, когда сформируются длина и пропорции
тела, будет необходима незначительная коррекция техники, но чем большим
арсеналом техники будет владеть боец к этому периоду, тем эффективней
будет адаптация. Поэтому детей необходимо обучать всему имеющемуся
техническому материалу.
Традиционно в единоборствах программы для ДЮСШ,
СДЮШОР и ШВСМ рассчитаны на восьмилетний срок обучения при условии
начала занятий с 10-летнего возраста. Этапы подготовки имеют
традиционные наименования (табл. 6.1.3.1), но могут иметь различное
содержание.
Очевидно, что весь трехлетний этап начальной
подготовки должен быть посвящен изучению техники без использования ее в
соревновательном режиме с контролем в виде демонстрации изученной
техники и сдачи нормативов по общедвигательной подготовке.
Таблица 6.1.3.1
Этапы многолетней технико-тактической подготовки в тхэквондо
Ниже приводится последовательность освоения
учебного материала, имеющая своей целью обеспечение каждого года
подготовки образовательным компонентом, чтобы не допустить превращения
учебно-тренировочного процесса в тренировку с преобладанием
функциональных перегрузок с технико-тактическим «натаскиванием», что
приводит к раннему старению и выбыванию из спортивного и физкультурного
движения (табл. 6.1.3.2).
Таблица 6.1.3.2
Содержание этапов многолетней технико-тактической подготовки в тхэквондо
Естественно, что уже на
учебно-тренировочном этапе в периоды подготовки к соревнованиям тренер
вынужден будет опережать учебную тематику, готовя своих бойцов к
встречам с непосредственными соперниками.
Поэтому предлагаемое распределение годовых тем
не является запретом на их эпизодическое индивидуализированное изучение в
более ранний период.
Несмотря на такую эпизодическую подготовку,
каждая запланированная тема должна изучаться в соответствии с
предлагаемой программой базовой и индивидуально-групповой
технико-тактической подготовки тхэквондистов.
Следует отметить факт желания обеспечить
обучение детей в условиях ранней специализации за счет введения в
программы многолетней подготовки групп предварительной подготовки. Этот
путь весьма проблематичный, поскольку подмена ударного
технико-тактического образовательного компонента (для чего дети и идут в
секции тхэквондо) общефизическими упражнениями зачастую приводит к
массовому отсеву.
Дети идут в секцию тхэквондо за техникой самого
тхэквондо, и они еще не имеют достаточного произвольного внимания,
которое обеспечило бы долгое терпение к беспредметным для их мотивов
занятиям.
Тот факт, что в возрасте 10–11 лет еще не
полностью или не у всех созрели функции произвольного внимания,
согласованности мышечных усилий, статической и динамической устойчивости
(Н. И. Александрова и др., 1989; А. А. Гужаловский, 1979, 1984; Б. Б.
Коссов, 1989; В. И. Лях, 1987, 1990, 1996) и, главное, волевых
проявлений (В. Дойль, 1973; Н. С. Лейтес, 1978), приводит к заключению о
том, что на этапе начальной подготовки целесообразно изучение техники
атаки и защиты только в программированных условиях. |