Четверг, 10.10.2024, 10:02
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Педагогический контроль и коррекция технико-тактической подготовленности в тхэквондо
   Важнейшую роль в обеспечении эффективного становления технико-тактического мастерства играет правильно поставленный педагогический контроль качества усвоения техники и тактики тхэквондо.
   Если при планировании технико-тактической подготовки тхэквондиста необходимо учитывать содержание модели его пространственно-смысловой деятельности, то на «выходе» учебно-тренировочной деятельности необходимо предполагать соответствие контрольных требований по всем запланированным параметрам. В соответствии с этим требованием содержание педагогического контроля должно копировать планирование.
   В связи с наличием в публикациях по педагогическому контролю различных терминов, необходимо в них определиться.
   Так, под термином «оперативный контроль» следует понимать контролирующую деятельность в процессе обучения. Однако этот термин не в полной мере отображает суть деятельности, и его целесообразно понимать как экспресс-контроль.
   Далее следует понятие «этапный контроль». В данном случае зачастую имеется в виду контроль состояния функциональных качеств, особенно общефизических.
   Для нужд процесса усвоения технико-тактического компонента этапный контроль играет важную роль как стимулятор к продолжению физкультурно-спортивной деятельности учащегося.
   Можно под этим термином понимать и контроль технической подготовленности и состава технико-тактических комплексов учебного и соревновательного характера.
   Основным средством педагогического контроля становления технико-тактических комплексов является текущий контроль.
   Таким образом, целесообразно утвердиться в следующем перечне видов педагогического контроля становления технико-тактического мастерства:
        ● визуальный экспресс-контроль (оперативный) и экспресс-коррекция техники в момент ее исполнения;
        ● инструментальный экспресс-контроль (оперативный) и экспресс-коррекция с использованием тензодинамометрии;
        ● текущий контроль технико-тактической оснащенности в ходе соревнования и отставленная коррекция технико-тактического арсенала;
        ● итоговый контроль технико-тактической оснащенности в сумме соревнований и отставленная коррекция технико-тактического арсенала.
   Визуальный экспресс-контроль техники в момент исполнения и ее экспресс-коррекция могут успешно осуществляться только при хорошем знании срединных пространственных моделей приемов атаки и защиты на основе знания биомеханических основ, на которых базируется классификация технических действий.
   В процессе базового технического обучения (этап начальной подготовки) тренер, используя упражнения вначале в одиночном строю, затем попарно, имеет возможность визуально определять правильность выполнения основных двигательных структур по траектории ударов и защиты и индивидуально по ходу их устранять.
   Инструментальный экспресс-контроль техники в момент исполнения и ее экспресс-коррекция могут осуществляться на основе данных, полученных с тензометрической платформы (Ю. А. Шулика, 1993) или с тензометрической стенки (А. А. Саликов, 1998).
   Так, при проведении ударов, находясь на горизонтальной тензометрической платформе, можно получать динамические характеристики опорных усилий по осям Х и У, непосредственно их корректируя. Комплексное использование горизонтальной платформы и вертикальной тензометрической стенки позволит регистрировать взаимосвязь опорных и ударных характеристик.
   Визуальный этапный контроль технического мастерства должен осуществляться в ходе квалификационных экзаменов на предмет присвоения технической категории.
   В ходе приема технических нормативов проверяется весь объем знаний и умений, сформированных в течение определенного этапа обучения путем субъективной оценки (как в гимнастике) качества выполнения определенного количества приемов атаки и защиты (выполнил без ошибок, с незначительными ошибками, с грубыми ошибками, не выполнил).
   Причем вначале контролю и коррекции подвергается формализованное выполнение ударов и защиты по пространственно-временным характеристикам, а затем адекватность целесообразного реагирования в условиях возникновения «непредвиденных», но типовых ситуаций.
   Следует заметить, что объем контролируемой техники с самого начала обучения должен соответствовать модели пространственно-смысловой технико-тактической деятельности, чтобы обеспечить надежность соревновательных выступлений на предмет универсальности технико-тактического арсенала.
   Более сложной проблемой является организация педагогического контроля на более поздних этапах подготовки, в ходе которых пытаются в основном контролировать специальную выносливость, специальную скорость, для чего необходимо использование специальных технических средств, что снижает реальность зарегистрированных показателей.
   Визуальный этапный контроль технико-тактического мастерства.
   На учебно-тренировочных этапах, в процессе которых усваивается способность реализовывать изученные технические средства в различных ситуациях условного или соревновательного поединка, необходим контроль адекватности и своевременности использования изученных технических действий, не исключая и их технического качества. Такой контроль должен осуществляться в процессе всех вольных и соревновательных боев.
   В связи с этим следует отметить факт отсутствия во всех имеющихся пособиях по тхэквондо разделов методики педагогического контроля становления технико-тактического мастерства.
   До сих пор не рассматривался этот вопрос и в научных публикациях по тхэквондо.
   Поэтому российским тхэквондистам предстоит пересмотреть методику педагогического контроля в пользу учета смыслового содержания деятельности учащихся, а не только контроля количественного проявления ударной и защитной техники.
   Для организации учета вышеперечисленных действий необходимо иметь соответствующую методику, в основе которой должен лежать перечень символов для регистрации технических действий и условий, в которых они проводятся, так как это делается в области спортивной борьбы («Борьба греко-римская», 1994; «Дзюдо: система и борьба», 2006).
   С этой целью вначале надо усвоить состав результирующих показателей соревновательной деятельности в тхэквондо, что входит составной частью в модельную характеристику тхэквондиста (табл. 8.1). Она, по сути, является «путеводной звездой» для тренера в достижении его учениками оптимальных показателей по всем разделам техники и тактики тхэквондо.

   Таблица 8.1
   Результирующие показатели технико-тактической модели в тхэквондо

   Однако среди перечисленных показателей отсутствуют показатели использования той или иной атакующей и защитной техники, что не позволяет в полной мере количественно оценивать становление и управлять освоением всего объема самой техники.
   Обеспечение визуального контроля технико-тактической оснащенности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности можно осуществлять путем стенографирования технико-тактических действий и последующей обработки полученного материала. Этот метод имеет отставленный эффект и, соответственно, позволяет проводить отставленную коррекцию техники и тактики ее реализации.
   Может использоваться и видеозапись, но впоследствии для документального фиксирования соревновательной деятельности необходимо эти видеозаписи переносить на бумагу, что требует дополнительного времени.
   Есть другой путь – фиксирование технико-тактической деятельности с помощью переносного компьютера, программа которого позволяла бы не только линейно фиксировать технико-тактическую деятельность в символах, но и, соответственно, группировать ее в целях окончательной оценки тех или иных умений. Однако этот метод остается в области мечтаний, так же как и применительно к видам спортивной борьбы.

   Результаты стенографирования суммируются и математически обрабатываются на предмет определения с помощью нижеследующих формул:
   а) показателя активности (ПА)
...
   ПА = (число реальных атакующих попыток/сумма минут в схватках) / 20 (число реально возможных попыток за 1 минуту);
   б) количественного показателя эффективности (КОПЭ)
...
   КОПЭ = число оцененных приемов / число реальных попыток;
   в) качественного показателя эффективности (КАПЭ)
...
   КАПЭ = n полученных баллов / (m оцененных приемов) × (оценка чистой победы);
   г) выигрышность (В)
...
   В = сумма выигранных баллов / сумма выигранных и проигранных баллов;
   Однако перечисленных показателей оказывается недостаточно.
   Для более всесторонней оценки тхэквондиста необходимо учитывать и особенности использования им техники. В числе учитываемых аргументирующих технико-тактических показателей можно использовать следующие.

   Показатель технического разнообразия (ПТРА)
   В числителе формулы проставляется число используемых в бою приемов, представляющих различные классификационные группы, а в знаменателе – число всех классификационных групп. Если использовать данную формулу по предложенной в учебнике классификации, то можно определить техническое разнообразие атаки бойца:
...
   ПТРА = (всего используется ударов) / (всего групп ударов – 5)
   Показатель технической разнонаправленности (ПТРН) определяется по индивидуальной технико-тактической карте, в которой учитывается число баллов, заработанных за удары в четыре сектора (в левый верхний, правый верхний, левый средний, правый средний) (схема 8.1).

   Показатель эффективности маневренной защиты
...
   ПЭМЗ = число удачных защитных маневров / число попыток нанесения ударов;
   Показатель эффективности контактной защиты
...
   ПЭКЗ = число удачных подставок, блоков и отбивов / число попыток нанесения ударов;
   Схема 8.1
   Карта учета индивидуальной соревновательной технико-тактической разнонаправленности тхэквондиста

   При желании и необходимости протокол можно расширить с включением в него таких параметров, как прямой, боковой удары и т. д.
   В разделе защиты можно дифференцировать параметры маневренной и контактной защиты.
   В результате фиксации таких параметров создается образная картина технико-тактической модели тхэквондиста в пространственно-смысловом и в количественном вариантах.

   На более поздних этапах подготовки можно использовать контроль становления индивидуального мастерства по ряду обобщенных показателей:
   а) определение способности выигрывать у противников различной длины тела:
   где ∑ – сумма R, не превышающих значения –R;
   R – сумма выигранных баллов при боях с противниками различной длины тела;
   –R – средняя арифметическая баллов для трех условий;
   R – сумма всех баллов;

   б) определение способности выигрывать у противников использующих различные стили боя:
   где ∑ – сумма В, не превышающих значения –В;
   В – выигрышность в условиях классического стиля со стороны противника;
   –В – средняя выигрышность;
   n – число контролируемых стилей со стороны противников.

   Только применение вышеперечисленного комплекта формул определения различных сторон технико-тактического мастерства даст возможность объективно оценивать технико-тактическое мастерство с возможностью эффективно корректировать его на предмет разнообразия, разнонаправленности, достаточности и надежности.
   В погоне за сиюминутными результатами тренеры пытаются уже на ранних этапах подготовки сократить арсеналы приемов, довести выполнение ограниченного числа приемов до автоматизма, чтобы реализовать их в сложной соревновательной обстановке. Тут уж не до образовательного компонента.
   В результате опроса специалистов (тренеров) выяснилось, что до сих пор большинство тренеров предпочитают доминирование физической подготовки на начальном этапе многолетней подготовки тхэквондистов, объясняя этот факт необходимостью наличия силы и скорости для ведения боя. В значительной степени этот факт можно объяснить отсутствием официально принятой модели пространственно-смысловой технико-тактической деятельности и, параллельно с ней, модели результирующих показателей в ударных единоборствах.
   К сожалению, в учебной литературе по тхэквондо доминирует внимание к кондиционным показателям тхэквондистов, а не к их технико-тактическому багажу и способности реализовывать его в условиях боя.
   Если регулярно вести учет технико-тактического мастерства тхэквондистов, можно иметь на каждого технико-тактическое досье, которое позволило бы количественно оценить его стоимость. Например, имея данные, полученные с использованием вышеприведенных формул, можно вычислить интегральный показатель технико-тактической успешности на соревнованиях различного ранга, в котором будут учтены и перечень техники, и эффективность ее использования:
...
   ƒ= КОПЭ+ПКЭ+ПТР+ЭМЗ+ЭКЗ+В и т. д. / n
   Именно этот интегральный показатель должен быть окончательным приговором при определении претендентов на вхождение в состав сборных команд, а не показатели тестов на меру физической подготовленности по результатам кроссов и т. д.
...
   Следует иметь в виду, что правильно организованный педагогический контроль позволяет осуществить комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих не только оптимальное становление технико-тактического мастерства тхэквондистов высокого класса в соответствии с моделью соревновательной деятельности, но и сохранение контингента учащихся, включая новичков.
   Так, например, если на этапе роста технико-тактического мастерства и функциональных качеств количественный и качественный педагогический контроль позволяет корректировать становление технико-тактического мастерства, а мотивировать и стимулировать к активной спортивной деятельности может квалификационная оценка в виде спортивных разрядов, то на этапе начальной подготовки необходима система контроля и оценки деятельности, исключающая ситуативность противоборства

Контрольные вопросы

   1. Содержание визуального экспресс-контроля.
   2. Содержание инструментального экспресс-контроля.
   3. Содержание текущего педагогического контроля.
   4. Содержание этапного педагогического контроля.
   5. Символы для стенографирования ударной техники.
   6. Символы для стенографирования маневренной защиты.
   7. Символы для стенографирования контактной защиты.
   8. Ведение стенографического протокола боя.
   9. Определение ПА (плотности атаки).
   10. Определение КОПЭ (количественный показатель эффективности).
   11. Определение КАПЭ (качественный показатель эффективности).
   12. Определение В (выигрышность).
   13. Определение ПТРА (показатель технического разнообразия).
   14. Определение ПТРН (показатель технической разнонаправленности).
   15. Определение ПЭМЗ (показатель эффективности маневренной защиты).
   16. Определение ПЭКЗ (показатель эффективности контактной защиты).
   17. Содержание технико-тактической карты.
   18. Определение интегрального технико-тактического показателя.
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 690 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru