Руководящая роль в
процессе обучения принадлежит тренеру-преподавателю. Это проявляется в
руководстве обучением (планирование, организация и контроль),
руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса
обучения) и руководстве через обучение (формирование личности
обучаемых).
Эффективность процесса обучения зависит во
многом от условий его организации. Выделяют две группы условий:
социально-педагогические и психолого-дидактические.
К первой группе относят: наличие
квалифицированного, творчески работающего преподавателя; наличие
сплоченного, дружного коллектива учащихся; наличие
материально-технических условий (учебно-методических пособий,
технических средств обучения и т. п.); наличие благоприятного
психологического климата, хороших отношений между обучаемыми и
преподавателями, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к
детям; соблюдение правил гигиены и режима занятий и отдыха.
Ко второй группе можно отнести: высокий
уровень обученности занимающихся, соответствующий данному этапу
обучения; наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и
будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей интерес обучаемых к
самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством
преподавателя; соблюдение дидактических принципов и правил организации
учебно-воспитательного процесса; применение активных форм и методов
обучения.
Деятельность тренера как педагогическая система.
Деятельность тренера осуществляется в рамках определенной
педагогической системы, в которой выделяют структурные и функциональные
компоненты.
Структурные компоненты: цель; содержание
(учебная и научная информация как предмет усвоения); средства, методы и
формы педагогических воздействий (педагогической коммуникации); объект
(преподаватель, тренер) и субъект (учащийся, спортсмен, класс, команда и
т. д.) педагогических воздействий.
Функциональные компоненты включают в
себя действия, направленные на решение разнообразных задач, возникающих в
тренировочном процессе. Выделяют гностический, проектировочный,
коммуникативный, организаторский и двигательный компоненты.
Гностический компонент включает действия, направленные на получение и накопление знаний о структурных компонентах системы спортивной тренировки:
● цели спортивной тренировки тхэквондистов на разных этапах спортивного мастерства;
● система знаний в области теории и методики тренировки тхэквондистов;
● средства достижения поставленных целей;
● объекты деятельности (боец, группа в целом), их состояние, развитие;
● все изменения, происходящие с ними,
закономерности адаптации организма бойца к тренировочным и
соревновательным нагрузкам;
● функции деятельности тренера и способы управления тренировочным процессом.
Гностические функции тренера включают в себя
также умение получать новые знания на основе постоянного
самообразования, повышения профессионального и культурного уровня,
изучения, анализа и обобщения научных фактов и накопленного собственного
опыта подготовки тхэквондистов, а также опыта других тренеров. Особенно
важным в этом плане представляется умение перестраивать свою
деятельность на основе новых знаний.
Проектировочный компонент включает
действия, связанные с планированием тренировочного процесса
(перспективным, текущим, оперативным) и разработкой тренировочных
программ для разного контингента занимающихся.
Преподаватель должен уметь:
● проводить отбор и определять спортивную
ориентацию с целью выявления исходного уровня занимающихся для
рационального комплектования учебных групп;
● прогнозировать изменения в состоянии объекта педагогических воздействий;
● определять цели тренировочного процесса и промежуточные задачи для разных этапов тренировки;
● определять программно-нормативные основы планов.
Конструктивный компонент. Преподаватель должен уметь:
● отбирать и программировать содержание учебного материала на отдельных тренировочных занятиях;
● разрабатывать учебные задачи по воспитанию, образованию и обучению тхэквондистов;
● проектировать качества, которые необходимо воспитывать у тхэквондистов;
● методически разрабатывать отдельные направления деятельности спортивного коллектива в учебное и вне учебное время;
● программировать деятельность – свою и
учащихся – на учебных занятиях и в процессе проведения воспитательных
мероприятий;
● формировать у тхэквондистов систему
специальных умений и навыков, разносторонней физической и
психологической подготовки.
Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений:
● со спортивным коллективом, в коллективе, с каждым членом коллектива;
● с администрацией спортивной школы, родителями, спонсорами;
● с другими спортивными коллективами и организациями.
Коммуникативные умения выражают стремление
тренера быть требовательным, но справедливым, учитывать психологию
личности тхэквондиста, формировать у воспитанников устойчивый интерес и
мотивацию к систематическим занятиям спортом и достижению высоких
спортивных результатов.
Организаторский компонент. Преподаватель должен уметь:
● организовать деятельность спортивного
коллектива с участием в ней каждого спортсмена для успешного решения
поставленных целей и достижения необходимого результата;
● создавать и развивать в коллективе традиции;
● формировать у учащихся организаторские умения;
● обучать воспитанников руководить командой, обеспечивать взаимодействие в коллективе;
● сочетать в работе учет, контроль, системы наказания и поощрения.
Двигательный компонент. Преподаватель должен:
● квалифицированно владеть техникой физических упражнений избранного и вспомогательных видов спорта;
● владеть приемами страховки и самостраховки;
● рационально выбирать методы, формы проведения занятий, свое место в зале;
● владеть способами организации перемещений учеников в зале, на площадке;
● уметь отремонтировать и изготовить простейший спортивный инвентарь.
Наиболее существенными дидактическими умениями являются следующие (И. П. Соколова, 1979):
1) видеть ошибку;
2) видеть причину ошибки;
3) кратко и доходчиво объяснить упражнение;
4) выбрать место для наблюдения;
5) анализировать технику выполненного упражнения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
6) подбирать упражнения с переходом от простых к сложным, от легких к более трудным;
7) определить логическую последовательность упражнения;
8) подобрать имитационные упражнения;
9) выделить основные элементы техники;
10) предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движения;
11) подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.
Менее существенными являются умения:
1) заставить выполнить задание;
2) образно сравнить изучаемое упражнение;
3) создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом;
4) оказать практическую помощь ученику (вовремя подтолкнуть, поддержать, наклонить и т. д.);
5) выполнить правильно упражнение;
6) разделить упражнения на составные элементы;
7) показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы;
8) показать упражнение по частям и элементам.
Деятельность педагога во многом определяется
уровнем подготовленности занимающихся, с которыми он работает, и
характером учебного процесса.
В работе с новичками и со спортсменами массовых
разрядов важны практически все приведенные выше умения, степень
выраженности которых характеризует мастерство тренера. При работе со
спортсменами высокой квалификации возрастает значимость таких умений,
как кратко и доходчиво объяснять, создавать ассоциации с уже имеющимся
двигательным опытом, видеть причины возникающих ошибок в технике
выполнения упражнений.
Выделяют эмпирический и теоретический
компоненты профессиональной деятельности. Эмпирический компонент
составляют умения и навыки стереотипных (уже имевших место) способов
решения типичных задач в определенных ситуациях. Теоретический
(творчески преобразующий) компонент составляют умения ориентироваться в
неожиданных ситуациях, находить новые решения в необычных, нетипичных,
проблемных ситуациях. Уровень профессионального мастерства тренера
определяется его умением находить выход из проблемных ситуаций.
Личностные качества и авторитет тренера.
Преподаватель в воспитательном процессе выступает как:
● руководитель коллектива (организатор);
● учитель (теоретик и практик);
● воспитатель (психолог);
● личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.
В структуре личности тренера выделяют четыре подструктуры.
Нравственные качества личности педагога, определяющие мотивационную направленность его деятельности:
● устойчивое желание и стремление передавать профессиональный опыт спортивной деятельности;
● увлеченность профессией,
самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу,
поддержка и корректная критика учеников.
Профессиональные качества тренера:
● знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями;
● качество преподавания;
● организаторские способности;
● отношение к работе;
● соотношение требовательности, справедливости, принципиальности, объективности;
● способность организовать обучение и отдых;
● умение сохранять и создавать положительные традиции и привычки в коллективе.
Индивидуально-психологические черты личности
тренера: уровень интеллекта, мотивация, установка, сила и устойчивость
нервных процессов, эрудиция, ум, память, мышление, волевые качества,
эмоциональность, жизнерадостность, опыт и интуиция, способность к
обобщению уже встречавшихся в практике ситуаций и т. д.
Динамические свойства личности: возраст, пол, темперамент, состояние здоровья, уровень развития физических качеств и т. д.
Доминирующими качествами тренера, работающего с юными спортсменами, являются следующие (А. А. Деркач, А. А. Исаев, 1981):
● умение привить любовь к избранному виду спорта;
● любовь к детям;
● стремление помочь в трудную минуту;
● полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;
● способность оказать помощь в становлении личности, формировании характера;
● умение осуществлять контроль за
поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в
школе, на улице, в семье);
● способность оказать помощь в решении жизненно важных вопросов.
Выделяют три основные группы факторов,
определяющие пути формирования тренерского авторитета: манера общения,
манера поведения и специфические профессионально-деловые качества
тренера.
Пути формирования авторитета тренера
Кроме того, тренер, который заботится о
своем авторитете среди воспитанников и об его укреплении, должен
неукоснительно придерживаться определенных принципов поведения.
Уровни педагогического мастерства тренера
Тренеры отличаются один от другого не только
спортивными достижениями своих учеников, но и теми методами, с помощью
которых они достигают этих результатов. Идеального тренера («модель»
тренера) характеризуют следующие ярко выраженные качества (по И. В.
Жмареву): эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень
интеллекта, предприимчивость, стремление к творчеству,
самостоятельность. Однако в реальных условиях у разных тренеров те или
иные качества могут преобладать, накладывать отпечаток на характер их
деятельности и определять стиль руководства спортивным коллективом или
подготовкой отдельных спортсменов. Различают авторитарный,
демократический и либеральный стили.
Авторитарный тип тренера характеризуется:
единоначалием, нетерпимостью к возражениям и критике, категоричностью в
суждениях. Такой тренер требует от спортсмена неукоснительного
выполнения всех своих заданий, практически не оставляя места для
инициативы и творчества учеников. Опорой подобного стиля руководства
служит не личный авторитет тренера, а его должностные права. Причинами
проявления авторитарного руководства являются: особенности темперамента
тренера, недостатки воспитания, а также отсутствие должного контроля и
требовательности со стороны руководства.
Демократический тип тренера характеризуется:
наличием коллективного мышления и обсуждения проблем и задач, стоящих
перед спортивным коллективом; наличием творческой обстановки в
коллективе. В таком коллективе тренер четко ставит перед спортсменами
основные цели, определяет задачи и указывает основные пути их решения,
предоставляя спортсменам возможность для поиска, инициативы,
эксперимента. Основой демократического стиля руководства служат высокий
личный авторитет тренера, его профессиональное мастерство и личные
качества. Вместе с тем подобный стиль руководства возможен только в
таком спортивном коллективе, который характеризуется определенным
уровнем социальной и теоретической зрелости. В этом случае спортивный
коллектив, воспитанный на демократических принципах руководства,
отличается сплоченностью, высокой дисциплиной, сознательностью и готов
решать самые сложные задачи и добиваться высоких спортивных достижений.
Либеральный стиль руководства характеризуется
минимальным вмешательством тренера в тренировочный процесс и решением им
в основном организационных вопросов. Базой для такого стиля руководства
может служить, с одной стороны, достаточно высокий уровень
подготовленности тренера, его компетентность в вопросах методики
спортивной тренировки, а с другой – неспособность тренера (по различным
причинам) выйти на уровень достигнутого руководства, несоответствие его
подготовки требованиям времени.
Эффективность деятельности тренера зависит не
только от стиля руководства спортивным коллективом, но и других
факторов, которые можно разделить на: объективные (экономические,
социальные, научные, организационные) и субъективные (личностные –
базовые, ситуативные – процессуальные), имеющие наибольшее значение для
оценки тренерского мастерства.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризовать признаки социально-педагогических условий, влияющих на эффективность процесса обучения.
2. Охарактеризовать признаки психолого-дидактических условий, влияющих на качество учебно-тренировочной работы.
3. Состав гностических функций тренера.
4. Состав проектировочных функций тренера.
5. Состав коммуникативных функций тренера.
6. Организаторские функции тренера.
7. Конструктивные функции тренера.
8. Двигательный компонент в деятельности тренера.
9. Дидактические функции тренера.
10. Нравственные качества личности педагога.
11. Профессиональные качества тренера.
12. Манера общения тренера.
13. Манера поведения тренера.
14. Профессионально-деловые качества тренера.
15. Авторитарный тип тренера.
16. Демократический тип тренера.
17. Либеральный стиль руководства. |