Четверг, 28.03.2024, 16:48
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Особенности деятельности преподавателей-тренеров по тхэквондо
   Руководящая роль в процессе обучения принадлежит тренеру-преподавателю. Это проявляется в руководстве обучением (планирование, организация и контроль), руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса обучения) и руководстве через обучение (формирование личности обучаемых).
   Эффективность процесса обучения зависит во многом от условий его организации. Выделяют две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.
   К первой группе относят: наличие квалифицированного, творчески работающего преподавателя; наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся; наличие материально-технических условий (учебно-методических пособий, технических средств обучения и т. п.); наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между обучаемыми и преподавателями, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям; соблюдение правил гигиены и режима занятий и отдыха.
   Ко второй группе можно отнести: высокий уровень обученности занимающихся, соответствующий данному этапу обучения; наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей интерес обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством преподавателя; соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса; применение активных форм и методов обучения.
   Деятельность тренера как педагогическая система. Деятельность тренера осуществляется в рамках определенной педагогической системы, в которой выделяют структурные и функциональные компоненты.
   Структурные компоненты: цель; содержание (учебная и научная информация как предмет усвоения); средства, методы и формы педагогических воздействий (педагогической коммуникации); объект (преподаватель, тренер) и субъект (учащийся, спортсмен, класс, команда и т. д.) педагогических воздействий.
   Функциональные компоненты включают в себя действия, направленные на решение разнообразных задач, возникающих в тренировочном процессе. Выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и двигательный компоненты.
   Гностический компонент включает действия, направленные на получение и накопление знаний о структурных компонентах системы спортивной тренировки:
        ● цели спортивной тренировки тхэквондистов на разных этапах спортивного мастерства;
        ● система знаний в области теории и методики тренировки тхэквондистов;
        ● средства достижения поставленных целей;
        ● объекты деятельности (боец, группа в целом), их состояние, развитие;
        ● все изменения, происходящие с ними, закономерности адаптации организма бойца к тренировочным и соревновательным нагрузкам;
        ● функции деятельности тренера и способы управления тренировочным процессом.
   Гностические функции тренера включают в себя также умение получать новые знания на основе постоянного самообразования, повышения профессионального и культурного уровня, изучения, анализа и обобщения научных фактов и накопленного собственного опыта подготовки тхэквондистов, а также опыта других тренеров. Особенно важным в этом плане представляется умение перестраивать свою деятельность на основе новых знаний.
   Проектировочный компонент включает действия, связанные с планированием тренировочного процесса (перспективным, текущим, оперативным) и разработкой тренировочных программ для разного контингента занимающихся.
   Преподаватель должен уметь:
        ● проводить отбор и определять спортивную ориентацию с целью выявления исходного уровня занимающихся для рационального комплектования учебных групп;
        ● прогнозировать изменения в состоянии объекта педагогических воздействий;
        ● определять цели тренировочного процесса и промежуточные задачи для разных этапов тренировки;
        ● определять программно-нормативные основы планов.
   Конструктивный компонент. Преподаватель должен уметь:
        ● отбирать и программировать содержание учебного материала на отдельных тренировочных занятиях;
        ● разрабатывать учебные задачи по воспитанию, образованию и обучению тхэквондистов;
        ● проектировать качества, которые необходимо воспитывать у тхэквондистов;
        ● методически разрабатывать отдельные направления деятельности спортивного коллектива в учебное и вне учебное время;
        ● программировать деятельность – свою и учащихся – на учебных занятиях и в процессе проведения воспитательных мероприятий;
        ● формировать у тхэквондистов систему специальных умений и навыков, разносторонней физической и психологической подготовки.
   Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений:
        ● со спортивным коллективом, в коллективе, с каждым членом коллектива;
        ● с администрацией спортивной школы, родителями, спонсорами;
        ● с другими спортивными коллективами и организациями.
   Коммуникативные умения выражают стремление тренера быть требовательным, но справедливым, учитывать психологию личности тхэквондиста, формировать у воспитанников устойчивый интерес и мотивацию к систематическим занятиям спортом и достижению высоких спортивных результатов.
   Организаторский компонент. Преподаватель должен уметь:
        ● организовать деятельность спортивного коллектива с участием в ней каждого спортсмена для успешного решения поставленных целей и достижения необходимого результата;
        ● создавать и развивать в коллективе традиции;
        ● формировать у учащихся организаторские умения;
        ● обучать воспитанников руководить командой, обеспечивать взаимодействие в коллективе;
        ● сочетать в работе учет, контроль, системы наказания и поощрения.
   Двигательный компонент. Преподаватель должен:
        ● квалифицированно владеть техникой физических упражнений избранного и вспомогательных видов спорта;
        ● владеть приемами страховки и самостраховки;
        ● рационально выбирать методы, формы проведения занятий, свое место в зале;
        ● владеть способами организации перемещений учеников в зале, на площадке;
        ● уметь отремонтировать и изготовить простейший спортивный инвентарь.
   Наиболее существенными дидактическими умениями являются следующие (И. П. Соколова, 1979):
   1) видеть ошибку;
   2) видеть причину ошибки;
   3) кратко и доходчиво объяснить упражнение;
   4) выбрать место для наблюдения;
   5) анализировать технику выполненного упражнения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
   6) подбирать упражнения с переходом от простых к сложным, от легких к более трудным;
   7) определить логическую последовательность упражнения;
   8) подобрать имитационные упражнения;
   9) выделить основные элементы техники;
   10) предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движения;
   11) подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.
   Менее существенными являются умения:
   1) заставить выполнить задание;
   2) образно сравнить изучаемое упражнение;
   3) создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом;
   4) оказать практическую помощь ученику (вовремя подтолкнуть, поддержать, наклонить и т. д.);
   5) выполнить правильно упражнение;
   6) разделить упражнения на составные элементы;
   7) показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы;
   8) показать упражнение по частям и элементам.
   Деятельность педагога во многом определяется уровнем подготовленности занимающихся, с которыми он работает, и характером учебного процесса.
   В работе с новичками и со спортсменами массовых разрядов важны практически все приведенные выше умения, степень выраженности которых характеризует мастерство тренера. При работе со спортсменами высокой квалификации возрастает значимость таких умений, как кратко и доходчиво объяснять, создавать ассоциации с уже имеющимся двигательным опытом, видеть причины возникающих ошибок в технике выполнения упражнений.
   Выделяют эмпирический и теоретический компоненты профессиональной деятельности. Эмпирический компонент составляют умения и навыки стереотипных (уже имевших место) способов решения типичных задач в определенных ситуациях. Теоретический (творчески преобразующий) компонент составляют умения ориентироваться в неожиданных ситуациях, находить новые решения в необычных, нетипичных, проблемных ситуациях. Уровень профессионального мастерства тренера определяется его умением находить выход из проблемных ситуаций.
   Личностные качества и авторитет тренера.
   Преподаватель в воспитательном процессе выступает как:
        ● руководитель коллектива (организатор);
        ● учитель (теоретик и практик);
        ● воспитатель (психолог);
        ● личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.
   В структуре личности тренера выделяют четыре подструктуры.
   Нравственные качества личности педагога, определяющие мотивационную направленность его деятельности:
        ● устойчивое желание и стремление передавать профессиональный опыт спортивной деятельности;
        ● увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу, поддержка и корректная критика учеников.
   Профессиональные качества тренера:
        ● знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями;
        ● качество преподавания;
        ● организаторские способности;
        ● отношение к работе;
        ● соотношение требовательности, справедливости, принципиальности, объективности;
        ● способность организовать обучение и отдых;
        ● умение сохранять и создавать положительные традиции и привычки в коллективе.
   Индивидуально-психологические черты личности тренера: уровень интеллекта, мотивация, установка, сила и устойчивость нервных процессов, эрудиция, ум, память, мышление, волевые качества, эмоциональность, жизнерадостность, опыт и интуиция, способность к обобщению уже встречавшихся в практике ситуаций и т. д.
   Динамические свойства личности: возраст, пол, темперамент, состояние здоровья, уровень развития физических качеств и т. д.
   Доминирующими качествами тренера, работающего с юными спортсменами, являются следующие (А. А. Деркач, А. А. Исаев, 1981):
        ● умение привить любовь к избранному виду спорта;
        ● любовь к детям;
        ● стремление помочь в трудную минуту;
        ● полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;
        ● способность оказать помощь в становлении личности, формировании характера;
        ● умение осуществлять контроль за поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);
        ● способность оказать помощь в решении жизненно важных вопросов.
   Выделяют три основные группы факторов, определяющие пути формирования тренерского авторитета: манера общения, манера поведения и специфические профессионально-деловые качества тренера.
Пути формирования авторитета тренера

   Кроме того, тренер, который заботится о своем авторитете среди воспитанников и об его укреплении, должен неукоснительно придерживаться определенных принципов поведения.

   Уровни педагогического мастерства тренера
   Тренеры отличаются один от другого не только спортивными достижениями своих учеников, но и теми методами, с помощью которых они достигают этих результатов. Идеального тренера («модель» тренера) характеризуют следующие ярко выраженные качества (по И. В. Жмареву): эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень интеллекта, предприимчивость, стремление к творчеству, самостоятельность. Однако в реальных условиях у разных тренеров те или иные качества могут преобладать, накладывать отпечаток на характер их деятельности и определять стиль руководства спортивным коллективом или подготовкой отдельных спортсменов. Различают авторитарный, демократический и либеральный стили.
   Авторитарный тип тренера характеризуется: единоначалием, нетерпимостью к возражениям и критике, категоричностью в суждениях. Такой тренер требует от спортсмена неукоснительного выполнения всех своих заданий, практически не оставляя места для инициативы и творчества учеников. Опорой подобного стиля руководства служит не личный авторитет тренера, а его должностные права. Причинами проявления авторитарного руководства являются: особенности темперамента тренера, недостатки воспитания, а также отсутствие должного контроля и требовательности со стороны руководства.
   Демократический тип тренера характеризуется: наличием коллективного мышления и обсуждения проблем и задач, стоящих перед спортивным коллективом; наличием творческой обстановки в коллективе. В таком коллективе тренер четко ставит перед спортсменами основные цели, определяет задачи и указывает основные пути их решения, предоставляя спортсменам возможность для поиска, инициативы, эксперимента. Основой демократического стиля руководства служат высокий личный авторитет тренера, его профессиональное мастерство и личные качества. Вместе с тем подобный стиль руководства возможен только в таком спортивном коллективе, который характеризуется определенным уровнем социальной и теоретической зрелости. В этом случае спортивный коллектив, воспитанный на демократических принципах руководства, отличается сплоченностью, высокой дисциплиной, сознательностью и готов решать самые сложные задачи и добиваться высоких спортивных достижений.
   Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в тренировочный процесс и решением им в основном организационных вопросов. Базой для такого стиля руководства может служить, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовленности тренера, его компетентность в вопросах методики спортивной тренировки, а с другой – неспособность тренера (по различным причинам) выйти на уровень достигнутого руководства, несоответствие его подготовки требованиям времени.
   Эффективность деятельности тренера зависит не только от стиля руководства спортивным коллективом, но и других факторов, которые можно разделить на: объективные (экономические, социальные, научные, организационные) и субъективные (личностные – базовые, ситуативные – процессуальные), имеющие наибольшее значение для оценки тренерского мастерства.

Контрольные вопросы

   1. Охарактеризовать признаки социально-педагогических условий, влияющих на эффективность процесса обучения.
   2. Охарактеризовать признаки психолого-дидактических условий, влияющих на качество учебно-тренировочной работы.
   3. Состав гностических функций тренера.
   4. Состав проектировочных функций тренера.
   5. Состав коммуникативных функций тренера.
   6. Организаторские функции тренера.
   7. Конструктивные функции тренера.
   8. Двигательный компонент в деятельности тренера.
   9. Дидактические функции тренера.
   10. Нравственные качества личности педагога.
   11. Профессиональные качества тренера.
   12. Манера общения тренера.
   13. Манера поведения тренера.
   14. Профессионально-деловые качества тренера.
   15. Авторитарный тип тренера.
   16. Демократический тип тренера.
   17. Либеральный стиль руководства.
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 764 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru